Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 16-19.
Вопрос 5. Информационная парадигма
- Понятие компьютерной метафоры
Идея информационного подхода
1. Практически одновременно с внедрением системного подхода в психофизиологию началась ее интенсивная компьютеризация.
Кроме технических новшеств, выразившихся в возможности резко расширять объемы экспериментальных исследований и разнообразить способы статистической обработки данных, она привела к возникновению феномена "компьютерной метафоры".
Смысл компьютерной метафоры состоит в том, что человек рассматривается как активный преобразователь информации, а его главным аналогом считается компьютер.
Значение метафоры в изучении психологических и мозговых механизмов переработки информации выходит за рамки удачной аналогии. Фактически она создала новые исходные посылки для изучения этих механизмов.
2. Фундаментальную разработку идеи информационного подхода получили в философских трудах Д.И. Дубровского (1986, 1990).
|
|
Теоретические аспекты применения информационной парадигмы он не ограничивает изучением природы когнитивного функционирования. С его точки зрения, информационная парадигма приобретает определяющее значение в анализе психофизиологической проблемы. Он подчеркивает, что понятие информации, условно говоря, является двумерным, поскольку фиксирует и содержание информации, и ее кодовую форму. Это дает возможность в едином концептуальном плане отразить и свойства содержания (семантические и' прагматические аспекты информации), и свойства того материального носителя, в котором воплощена данная информация.
Впервые в отечественной психологии к понятию информации для изучения строения когнитивной сферы и анализа психофизиологической проблемы прибегнул Л.М. Веккер (1976). Он полагал, что информационный подход может стать общей концептуальной основой для построения единой теории психических процессов, охватывающих разные уровни и формы их организации.
Исходя из того, что психические процессы можно рассматривать как частные формы информации, он считал необходимым использовать кибернетический понятийный аппарат для построения единой теории психических процессов.
По Веккеру, в соответствии с иерархической матрицей частных форм пространственно-временного изоморфизма сигналов по отношению к источнику организованы все виды образов:
• элементарные сенсорные;
• сенсорно-перцептивные;
• собственно перцептивные;
• вторичные (представления).
Инвариантное воспроизведение в сигналах-образах пространственно-повременной структуры их объектов и делает образы частной формой кодов.
|
|
Использованные источники:
Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Психофизиология: Учебное пособие. С. 20 - 21.
Вопрос 6. Системный подход в психофизиологии
Реализация принципа целостности
2. Мозг как система систем
3. История проблемы
В соответствии с одним из главных принципов системного подхода - принципом целостности - свойства целого мозга не сводимы к свойствам отдельных его частей (будь это нейроны, отделы мозга или функциональные системы). В связи с этим появляется задача: связать отдельные структуры или элементы мозга в системные организации и определить новые свойства этих организаций по сравнению с входящими в них структурными компонентами.
Таким образом, применение системного подхода диктует необходимость сопоставлять психические явления не 'с частичными нейрофизиологическими процессами, а с их целостной структурной организацией.
Широкое внедрение системного подхода в физиологию изменило методологию и логику научных исследований.
В настоящее время большинство нейрофизиологов считает, что мозг представляет собой "сверхсистему", состоящую из множества систем и сетей взаимосвязанных нервных клеток. В этой сверхсистеме выделяются два уровня существования систем - микроуровень и макроуровень - и соответственно два типа систем - микро- и макросистемы. Микроуровень представляет собой совокупность популяций нервных клеток, осуществляющих относительно элементарные функции. Примером микросистемы может служить нейронный модуль - вертикально организованная колонка нейронов и их отростков.
Одинаковые по своим функциям модули объединяются в макросистемы, которые сопоставимы с отдельными структурными образованиями мозга; например, отдельные зоны коры больших полушарий, имеющие разное клеточное строение, представляют разные макросистемы.
Методология системного подхода находит свое отражение в конкретных экспериментальных исследованиях.
Уже в конце XIX в. - в основном в русле клинической неврологии -стали высказываться идеи о единстве функционирования частей мозга и связи этого единства с умственными возможностями человека.
Ф. Голтс (1881) утверждал, что местоположение ума следует искать во всех частях коры, точнее во всех отделах мозга.
Широкую известность получили проведенные в начале XX в. эксперименты К. Лешли.
В отечественной науке одним из первых высказал идею системной организации мозга Л.С. Выготский.
Новое направление - системная психофизиология (В.Б. Швырков, 1989) -ставит своей задачей изучение систем и межсистемных отношений, составляющих и обеспечивающих психику и поведение человека.