1, Представление о нейрофизиологических механизмах научения
2. Специфика психофизиологического рассмотрения научения
1. В проведенных нейрофизиологических исследованиях было показано, что в научении задействованы многие структуры мозга, а не только специфические сенсорные, моторные и связывающие их ассоциативные структуры, как следовало из классических представлений о замыкании временных связей. Это вовлечение в процесс обучения многих структур привело к формированию представления об обучающихся нервных сетях.
В связи со спецификой нервной ткани, выражающейся в наличии у нервных клеток очень длинных отростков, способных проводить электрические импульсы, и с представлением о потоках информации внутри мозга, ключевым механизмом пластичности нейронов является изменение эффективности синоптической передачи.
Научение с позиций психофизиологии может быть определено как формирование пространственно-временной организации активности мозга, обеспечивающей выполнение приобретаемого в процессе обучения нового поведения и соответствующей новому состоянию субъекта поведения.
При таком определении становится очевидным отличие психофизиологического подхода к научению от подходов, характерных для психологии и биологии.
В соответствии с различными представлениями о движущих силах научения все психофизиологические теории могут быть разделены на три типа:
• инструктивные;
• инструктивно-селективные;
• селективные.
В силу особенностей бихевиористской позиции нейрофизиологи исследовали научение как процесс дифференцировки и запоминания значимых стимулов среды. Для теоретического описания этого процесса были предложены разнообразные инструктивные теории, описывавшие фиксацию нервной системой навязываемых средой закономерностей и относившие изменение функций нейрона за счет изменения состояния синаптических контактов. Однако инструктивным теориям присущ ряд недостатков, не позволяющих использовать их для описания сложных форм научения.
В соответствии с одной из инструктивно-селекционных теорий, предложенной Экклсом, обучение происходит в нейрональной сети за счет
135 изменения эффективности отдельных синаптических контактов, выбор которых производится за счет инструктирующего возбуждения других синапсов. Эта теория учитывает влияние мотивации и состояния готовности, описывая их как модулирующее возбуждение определенных входов нейрона.
Селективные теории научения исходят из существования заложенного в процессе созревания разнообразия нейронных интеграции и выбора! необходимой интеграции в результате проб во время обучения.
Основной экспериментальный материал для построения психофизиологической теории научения был получен в экспериментах, в которых научение не было непосредственным предметом изучения. Так, на основе исследования способности животных к экстраполяции Л.В. Крушинский предположил наличие резерва нейронов, обеспечивающих фиксацию нового опыта (Крушинский, 1977). В экспериментах, исследовавших нейрональные основы зрительного восприятия, было обнаружено существование нейронов, специфически активировавшихся при предъявлении конкретных лиц или определенных черт лица. Дополнительный анализ позволил утверждать, что эти клетки отвечают представлению о гностических нейронах.
Результаты экспериментов подтвердили предположение о наличии резерва клеток, обеспечивающего усвоение нового опыта, и явились свидетельством в пользу селективных теорий научения.
Использованные источники:
Психофизиология. Учебник для вузов. Под ред. Ю.И. Александрова. С. 329 - 331. \