Тема 4. Международные связи и становление дипломатии Древней Греции в доклассический период (II тыс. До Н. Э. – VI В. До Н. Э. )

 

История древней Греции занимает особое место во всемирной истории. Причина этого – не численность населения и не размеры территории (по этим показателям Греция в древности была вполне заурядной страной), а ее роль в мировом историческом процессе[32].

На общем фоне истории Древнего мира, да и не только древнего, греческая цивилизация воспринимается как нечто и в самом деле необыкновенное, как некое чудо или, если перейти на язык строгой науки, как резкое отклонение от общих норм, как неповторимое, уникальное явление, нигде и никогда более не встречающееся в истории человечества. Все древневосточные цивилизации при всем их многообразии более или менее однотипны и в наиболее существенных своих чертах и особенностях так или иначе повторяют друг друга. Одна лишь греческая цивилизация ни на кого не похожа и никого не повторяет.

Греки создали в древности сложную систему дипломатических отношений, многие слова, относящиеся к дипломатии, заимствованы из греческого языка. Слово «дипломат» происходит от древнегреческого слова «диплома» и означает официальные документы (в том числе, употребляя современную терминологию, такие понятия, как: удостоверение, инструкция, сегодняшние «верительные грамоты»). Буквально оно означало «удваиваю», от способа, которым они складывались.

Рассматривая международные связи Древней Греции невозможно анализировать данную проблему вне контекста особенностей греческой цивилизации, которые сформировали особую форму взаимоотношений как внутри, так и за пределами греческого мира. К наиболее важным и значимым факторам такого рода можно отнести следующие:

– исключительный динамизм греческой цивилизации в сравнении с ее соседями, как на востоке, так и на западе, явно ускоренные по меркам той эпохи темпы ее исторического развития. За каких-нибудь три столетия (VIII - VI вв. до н. э.) они совершили поистине грандиозный скачок из варварства в цивилизацию, от первобытной сельской общины к государству-полису, от господства родовой знати к демократии, от натурального хозяйства к высокоразвитой товарно-денежной экономике. Темпы культурного развития греческого общества не находят аналогий в истории древнего человечества.

– греческая цивилизация это совершенно новый тип цивилизации, качественно отличающийся от всех других цивилизаций этой эпохи. Греческая цивилизация была в полном смысле слова универсальной. Впервые в истории человечества она создала условия для свободного и всестороннего раскрытия всех физических и духовных возможностей, заложенных природой в каждой отдельно взятой человеческой личности.

– среди цивилизаций Древнего мира греческая цивилизация была первой и единственной, которая во всей своей жизнедеятельности ориентировалась преимущественно на человека, на самоценную и самодостаточную человеческую личность, ставя ее фактически в центр мироздания. В этом смысле мы можем говорить о греческом гуманизме или антропоцентризме. Государство не вмешивалось здесь в частную жизнь граждан с той бесцеремонностью и абсолютным безразличием к конкретной человеческой судьбе, которые были отличительными чертами всех политических режимов Древнего Востока от египетской деспотии до иудейской теократии. Не было здесь и «духовной цензуры», т. е. всепроникающего контроля жрецов за настроениями и поведением каждого отдельно взятого человека.

– в отличие от большинства древних обществ, развивавшихся более или менее изолированно и, как правило, замкнутых на самих себе (классическими примерами здесь могут служить Египет и Китай), греческое общество было обществом открытого типа, т. е. ориентированным на широкие контакты с внешним миром с целью обмена не только различными материальными ценностями, но и всевозможной полезной информацией. В их интересе заключался ярко выраженный элемент любознательности и желания постичь чужую культуру, перенять из нее все наиболее ценное и полезное. При этом греки никогда не копировали слепо все то, что им приглянулось в чужих землях, а старались это чужое приспособить к своим особым потребностям, склонностям и вкусам, сделать заимствованное органической частью своей собственной культуры.

Основными причинами для формирования уникальной античной цивилизации послужила, прежде всего, радикальная техническая революция древности – переход от индустрии бронзы к индустрии железа. Соседями греков были многочисленные негреческие племена и народности. Север Балканского полуострова занимали иллирийцы и фракийцы[33].

Благоприятствовала стремительному росту греческих полисов и геополитическая ситуация, сложившаяся в этой части Средиземноморья. В течение целого ряда столетий – по крайней мере, с XI до середины VI вв. до н. э. –  греки были в буквальном смысле слова предоставлены самим себе и могли спокойно заниматься своими делами, не опасаясь чьего-либо постороннего вмешательства. Географическое положение Греции на стыке двух континентов Европы и Азии, в сравнительной близости от главных культурных центров западной части древневосточного мира, несомненно, самым благотворным образом сказалось на развитии молодой греческой цивилизации. Важное значение сыграл греческий язык. Среди языков Древнего мира греческий язык выделяется своим богатством средств точного выражения отношений между обсуждаемыми предметами.

Там, где другие языки просто связывают вместе предложения немногочисленными, на все пригодными союзами, язык древних греков всегда делает возможным, а часто прямо требует детального анализа всего комплекса идей, которые надлежит выразить в речи.

Разумеется, главная причина этих успехов заключалась, конечно же, в самих греках, в особой изощренности и мощи их интеллекта, в необыкновенной утонченности их душевного, эмоционального склада, в их необычайно высокой для древнего человека жизненной активности, в их обостренном интересе ко всему окружающему миру и т. д., и т. п. Иначе говоря, «греческое чудо» было создано гением греческого народа.

Периодизация древнегреческой истории традиционно установлена по пяти основным этапам:

эгейский или крито-микенский (III–II тыс. до н. э.)

гомеровский или период «темных веков»(XI–IX вв. до н. э.)

архаический (VIII–VI вв. до н. э.)

классический (V–IV вв. до н. э.)

эллинистический (вторая половина IV – середина I в. до н. э.)

Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

Древнейшим очагом цивилизации в Европе был остров Крит. По своему географическому положению этот вытянутый в длину гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост Европейского материка, выдвинутый далеко на юг в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря[34].

Уже в глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой. Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья культура Крита испытала на себе влияние таких разнородных и разделенных большими расстояниями культур, как древнейшие «речные» цивилизации Ближнего Востока (Египта и Месопотамии), с одной стороны, и раннеземледельческие культуры Анатолии, Придунайской низменности и Балканской Греции – с другой[35].

Развитие торговли на Крите, как и вообще в Эгейском бассейне, было тесно связано с развитием мореплавания. Не случайно почти все известные нам теперь критские поселения располагались либо прямо на морском побережье, либо где-нибудь невдалеке от него. Овладев искусством навигации, обитатели Крита уже в III тысячелетии до н. э. вступают в тесные контакты с населением других островов, проникают в прибрежные районы материковой Греции и Малой Азии, добираются до Сирии и Египта. Подобно другим морским народам древности, критяне охотно сочетали занятия торговлей и рыболовством с пиратством. Если судить по тому, что мы видим на фресках и других произведениях критских художников, жизнь минойской дворцовой элиты была свободна от волнений и тревог. Она протекала в радостной атмосфере почти непрерывных празднеств и красочных представлений. Война и связанные с нею опасности не занимали в ней сколько-нибудь значительного места. От враждебного внешнего мира Крит был надежно защищен волнами омывающего его Средиземного моря. В ближайших окрестностях острова не было в те времена ни одной значительной морской державы, и его обитатели могли чувствовать себя в полной безопасности. Только так можно объяснить парадоксальный факт, поразивший археологов: все критские дворцы, включая и Кносский, оставались на протяжении почти всей своей истории неукрепленными.

Высший расцвет минойской цивилизации приходится на XVI – первую половину XV в. до н. э. Именно в это время с небывалым еще блеском и великолепием отстраиваются критские дворцы, в особенности дворец Кносса. В этот период наблюдается широкая морская экспансия Крита в Эгейском бассейне. Минойские колонии и торговые фактории возникают на островах Кикладского архипелага, на Родосе и даже на побережье Малой Азии, в районе Милета. На своих быстроходных кораблях, ходивших под парусами и на веслах, минойцы проникают в самые удаленные уголки древнего Средиземноморья. Следы их поселений или, может быть, просто корабельных стоянок удалось обнаружить на берегах Сицилии, в южной Италии и даже на Пиренейском полуострове.

В это же время критяне завязывают оживленные торговые и дипломатические отношения с Египтом и государствами сиро-финикийского побережья. На это указывают довольно частые находки минойской керамики, сделанные в этих двух районах. В то же время на самом Крите были найдены вещи египетского и сирийского происхождения. Не подлежит сомнению, что в то время, которым датируются эти фрески, Крит был сильнейшей морской державой на всем восточном Средиземноморье и Египет был заинтересован в дружбе с его царями.

Каких-то данных о конкретных формах межгосударственных связей Крита и других государств не имеется, т.к. не сохранилось письменных источников о заключении критянами договоров, отправки послов с соседними странами и народами. Несомненным является тот факт, что активная морская торговля неизбежно приводила к налаживанию тесных связей с населением и государствами соседних материковых территорий, в первую очередь с Египтом и державами Древнего Востока.

В середине XV столетия до н.э. положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения, за исключением Кносса, были разрушены. С середины XV в. начинается упадок минойской цивилизации. Крит утрачивает свое положение ведущего культурного центра Эгейского бассейна.

На рубеже III и II тысячелетий до н. э. на территорию современной Греции, по-видимому, с придунайской низменности, вторглись племена греков-ахейцев, отчасти покоряя, отчасти сливаясь с жившим здесь догреческим населением. Начиная с XVI ст. до н.э. Греция вступила в новый период своей истории, микенский [36].

Временем расцвета микенской цивилизации можно считать XV–XIII вв. до н. э. В это время зона ее распространения выходит далеко за пределы материковой Греции, где, по всей видимости, она первоначально возникла и сложилась. Большое влияние на развитие микенской цивилизации оказал Крит. Это заметно в преемственности строительства дворцов, хотя они уступают минойским в своей монументальности и красоте, и служат, прежде всего, для оборонительных целей. Мы не знаем, например, какие отношения существовали между отдельными дворцовыми государствами: составляли они, как думают некоторые ученые, единую ахейскую державу под эгидой царя Микен – самого могущественного из всех правителей тогдашней Греции – или же вели совершенно обособленное и независимое существование. Последнее кажется более вероятным. Едва ли случайно, что почти каждый из микенских дворцов был окружен мощными оборонительными стенами, которые должны были надежно защищать его обитателей от враждебного внешнего мира и прежде всего от ближайших соседей.

Циклопические стены Микен и Тиринфа свидетельствуют о почти непрерывной вражде этих двух государств, деливших между собой плодородную Аргосскую равнину. Греческие мифы рассказывают о кровавых усобицах ахейских владык, об упорной борьбе за первенство, которую вели между собой соперничающие династии Средней Греции и Пелопоннеса. Напряженные отношения, существовавшие между ахейскими государствами на протяжении почти всей их истории, не исключают, однако, того, что в отдельные моменты они могли объединяться для каких-нибудь совместных военных предприятий. Примером такого предприятия может служить знаменитая Троянская война, о которой повествует Гомер. Если верить «Илиаде», в походе на Трою принимали участие почти все основные области ахейской Греции –от Фессалии на севере до Крита и Родоса на юге. Предводителем всего войска был избран с общего согласия участников похода микенский царь Агамемнон. Не исключено, что Гомер преувеличил подлинные масштабы ахейской коалиции и приукрасил сам поход. Тем не менее историческая реальность этого события сейчас почти ни у кого не вызывает сомнений. Троянская война была лишь одним, хотя, по-видимому, и наиболее значительным из проявлений военной и колонизационной экспансии ахейцев в Малой Азии и Восточном Средиземноморье. В течение XIV–XIII вв. до н. э. многочисленные ахейские поселения появились на западном и южном побережьях Малой Азии, примыкающих к ним островах – Родосе и Кипре – и даже на сиро-финикийском побережье Средиземного моря. Повсюду в этих местах микенские греки перехватывают торговую инициативу из рук своих предшественников минойцев. Сам Крит, был еще раньше (в XV в.) колонизирован ахейцами и стал главным плацдармом в их продвижении на Восток и на Юг.

Успешно совмещая занятия торговлей с пиратством, ахейцы вскоре становятся одной из самых заметных политических сил Восточного Средиземноморья. В документах из столицы Хеттского царства государство Аххиява (вероятно, одно из ахейских государств в западной части Малой Азии и на прилегающих островах) ставится в один ряд с сильнейшими державами той эпохи: Египтом, Вавилоном, Ассирией. Из этих документов видно, что правители Аххиявы поддерживали тесные дипломатические контакты с хеттскими царями.

Еще на рубеже XIII–XII вв. отряды ахейских добытчиков, пришедшие с Крита или с Пелопоннеса, принимали участие в набегах коалиции «народов моря» на Египет. В египетских надписях, повествующих об этих событиях, упоминаются наряду с другими племенами и народы Балканской Греции. Колониальная экспансия ахейских государств охватила также и часть Западного Средиземноморья, в основном те же его районы, которые будут освоены греками много позже, в эпоху Великой колонизации. Раскопки показали, что микенское поселение существовало на месте более позднего греческого города Тарента на южном побережье Италии. Значительные находки микенской керамики были сделаны на в Неаполитанском заливе, на восточном побережье Сицилии, и даже на Мальте.

В конце XIII ст. до н.э. племенной мир всего северо-балканского региона в силу каких-то неизвестных нам причин пришел в движение. Огромная масса варварских племен, включавшая в себя как народы, говорившие на различных диалектах греческого языка, снялась с насиженных мест и устремилась на юг, в богатые и процветающие области Средней Греции и Пелопоннеса. Маршрут, по которому шло вторжение, отмечен следами развалин и пожарищ. Дальнейший ход событий во многом неясен: слишком скуден имеющийся в нашем распоряжении археологический материал[37].

Вторжение дорийцев в северную Грецию в конце XIII ст. до н.э. совпало по времени с продвижением в северные районы Греции племен иллирийцев, также принадлежавших к индоевропейским племенам. Продвижение дорийцев с севера на юг было длительным процессом, происходившим на протяжении, по край ней мере, ста лет. Начинается новый этап греческой истории, который мы называем гомеровский или период «темных веков»(XI–IX вв. до н. э.). Археология показывает, что так называемое дорийское завоевание отбросило Грецию на несколько столетий назад. На всей территории Греции снова утвердился крайне примитивный общественный строй, от былого величия не осталось практически никаких следов.

В данный период (XI-IX вв. до н.э.) наблюдается политическая и экономическая изоляция  Греции и всего Эгейского бассейна. Греческое общество ведет обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Хозяйство общины носит по преимуществу натуральный характер. Торговля и ремесло играют в нем лишь самую ничтожную роль. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни: продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие.

Греки гомеровской эпохи почти совершенно не занимались торговлей. Нужные им чужеземные вещи они предпочитали добывать силой и для этого снаряжали грабительские экспедиции в чужие края. Моря, омывающие Грецию, кишели пиратами. Морской разбой, так же как и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием.

В отличие от предшествующей (микенской) и последующей (архаической) эпохи гомеровский период не был ознаменован сколько-нибудь выдающимися успехами в области культуры и искусства. От этого времени не дошло до нас ни одного крупного архитектурного памятника, ни одного произведения литературы или изобразительного искусства. Во многом это было время упадка и культурного застоя. Но вместе с тем это было и время накопления сил перед новым стремительным подъемом. В недрах греческого общества происходит в этот период упорная борьба нового со старым, идет интенсивная ломка традиционных норм и обычаев родового строя и не менее интенсивный процесс образования классов и государства. С VIII ст. до н.э. Греция вступает в новый период своей истории – архаический.

Период архаики (VIII-VI ст. до н.э.) характеризуется, прежде всего, серьезными переменами во всей социально-экономической структуре греческого общества. Глубокие изменения произошли в хозяйственной жизни древних греков, что привело к распаду родовых и возникновение раннеклассовых отношений. В VIII–-VI вв. до н. э. в Греции произошла подлинная городская революция. Бурный рост городов изменял сословную структуру общества, появлялись совершенно новые формы политического устройства – город-государство, или полис.

Греческое общество прошло через ряд своеобразных политических конфигураций, связанных с процессом ликвидации родоплеменных пережитков и появления государства. Наиболее ранней формой политического режима для ряда греческих городов-государств являлась тирания. Захватившие власть тираны в целом проводили политику, направленную против господства старой родовой аристократии. Однако тирания в Греции была кратковременным явлением. К концу VI в. до н. э. тирания как форма государственного правления изжила себя и была уничтожена почти во всех греческих городах. На смену тирании приходит постепенно совершенно новый политический режим – демократический. Постепенно, с начала VI в. до н.э.   центром демократического полисного устройства становятся Афины.

Утверждение демократического политического устройства продолжалось практически столетие, наиболее важными вехами в этом процессе, были утверждение в афинском обществе законов Драконта  (621 г. до н.э.) и реформ Солона (594 г. до н.э.). В результате доступ к осуществлению власти получили именно рядовые граждане, роль народного собрания стала определяющей в процессе принятия наиболее важных решений внутренней и внешней политики.

Особое место в древнегреческой истории занимает южная часть Балканского полуострова или Пелопоннес. Со второй половины VII в. до н. э. сильнейшим государством Пелопоннеса становится Спарта. Город Спарта, давший свое название всему государству, возник в XI или X в. до н. э., после того как дорийцы, вторгшиеся на юг Балканского полуострова, обосновались на этих плодородных землях. В процессе завоевания определялись основные особенности общественного строя и экономики Спарты, и сформировались три основных класса -сословия спартанского общества: полноправные граждане-спартиаты, порабощенные рабы-илоты и свободные, но неполноправные периэки.

В этот же период были, по всей видимости, заложены и основы государственного устройства Спарты, отличавшегося стабильностью и мало менявшегося на протяжении столетий. Важнейшими элементами этой своеобразной политической системы могут считаться двойная царская власть, совет старейшин, или герусия, и народное собрание, или апелла[38]. С древнейших времен в Спарте одновременно правили две царские династии, которые нередко соперничали и враждовали между собой. Цари, возводившие свой род к самому Гераклу, пользовались всеобщим почетом и уважением. Однако власть их была сильно ограничена законом. В военное время они выполняли функции военачальников, командовавших спартанской армией, в мирное время занимались судебными и религиозными делами. Все три элемента данной политической системы определяли процесс принятия важнейших внешнеполитических решений.

Во второй половине VII в. до н.э., после завоевания спартиатами основной части юга полуострова (Вторая мессенская война), Спарта отказывается от намерения расширять свои владения в Пелопоннесе: заканчиваются многолетние войны с соседними полисами. Начинается формирование Пелопоннесского союза (сер. VI в. до н.э.) – достаточно аморфного федеративного образования полисов Пелопоннеса, в котором Спарта играет главенствующую роль. Союзники не платили дань, сохраняли независимость во внутренних делах, но должны были выступать вместе против общего врага.

К Пелопоннесскому союзу примкнули не только аграрные полисы полуострова, но и ряд богатых городов, как Коринф и Мегара, нуждавшиеся в помощи Спарты в борьбе с Афинами. Спарта и Пелопоннесский союз играли консервативно-стабилизирующую роль в Греции: они способствовали низвержению тираний, препятствовали распространению демократических преобразований. Тем не менее, Пелопоннесский союз во главе со Спартой, наряду с Афинами, сыграл решающую роль в отражении персидского нашествия на Грецию.

Процесс социально-экономического, политического и культурного развития греческого общества VIII–VI вв. до н. э. породил такое интересное явление в древнегреческой истории, как Великая колонизация, т. е. выселение греков из городов Эгейского бассейна в многочисленные колонии.

В Великой греческой колонизации можно выделить три разных направления. Наиболее популярными были западное и северо-восточное направления переселения. Южное было не таким массовым, т.к. на этих территориях (Финикия, Египет, Ливия) греки встретили сопротивление местного населения и отпор со стороны властей. Великая греческая колонизация VIII–VI вв. до н. э., вызванная глубинными процессами общественного развития Балканской Греции, сама стала мощным фактором социально-экономического и культурного развития всего греческого мира, повлияла на формирование международного сотрудничества.

Еще со II тыс. до н.э. у греков простейшей формой международных связей и международного права была «проксения», т. е. гостеприимство[39]. Проксения существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми государствами. Проксен данного города пользовался в нем по сравнению с прочими иностранцами известными правами и преимуществами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода почетных привилегий. Со своей стороны проксен принимал на себя нравственное обязательство по отношению к городу, где он пользовался гостеприимством, во всем содействовать его интересам и быть посредником между ним и властями своего города. Через проксенов велись дипломатические переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего к своему проксену[40].

Институт проксении, получивший в Греции очень широкое распространение, лег в основу всех последующих международных связей древнего мира.

Столь же древним международным институтом были и «амфиктионии». Так назывались религиозные союзы, возникшие возле святилища какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само наименование, в эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища (амфиктионы – вокруг живущие), вне зависимости от их родственных отношений[41].

В случае надобности собравшиеся совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести войны и провозглашался «божий мир» (иеромемия). Таким образом, амфиктионии превращались в религиозно-политический институт международного характера.

Амфиктионии в Древней Греции существовало много. Самой древней и наиболее влиятельной из них была Дельфийско-Фермопильская амфиктиония, «в работе которой», выражаясь современным языком, принимало участие 12 греческих племен. Дельфийско-Фермопильская амфиктиония представляла значительную политическую силу, оказывавшую большое влияние на международную политику Греции. Дельфийские жрецы объявляли и прекращали войну, назначали и смещали общих правителей, входивших в амфиктионию. Могущественным орудием в руках греческого жречества были священные войны, которые оно направляло против всех, причинявших какой-либо ущерб святилищу Аполлона. В священной войне должны были принимать участие все члены амфиктионии, связанные присягой. Все политические договоры, прямо или косвенно, утверждались дельфийским жречеством. По всем спорным вопросам международного права тяжущиеся стороны обращались в Дельфы. Сила жречества заключалась не только в его духовном, но и в материальном влиянии. Дельфы располагали огромными капиталами, образовавшимися из взносов городов, от доходов с массы паломников, от храмовых ярмарок и ростовщических сделок.

Возникавшие между общинами и полисами конфликты разрешались при посредстве специальных уполномоченных лиц, или послов. В гомеровской Греции они назывались вестниками.

В государствах Греции, как, например, в Афинах, Спарте, Коринфе и др., послы избирались Народным собранием из лиц почтенного возраста, не моложе 50 лет. Отсюда и происходит термин «старейшины». Обыкновенно послы избирались из состоятельных граждан, пользовавшихся авторитетом, имевших проксенов в других городах, степенных, рассудительных и красноречивых. Чаще всего посольские поручения давались архонтам данного города и в особенности архонту-полемарху (военачальнику).

Число членов посольства не было установлено законом: оно определялось в зависимости от условий данного момента. Все послы считались равноправными. На содержание послов за время их полномочий отпускались некоторые денежные суммы, «дорожные деньги». К послам назначался определенный штат прислуги. При отправлении им давались рекомендательные письма.

Цель посольства определялась вручаемыми старейшинами инструкциями, написанными на грамоте, состоявшей из двух сложенных вместе листов. Инструкции служили основным руководством для послов. В них указывалась цель посольства; однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.

Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получали от него соответствующие указания и советы.

В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней) послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: