Вопросы для обсуждения

1. Назовите основные европейские державы XVI в.

2.Определите роль колониального фактора в изменении внешней политики европейских государств.

3. Проанализируйте основные узлы противоречий между европейскими монархиями в XVI в.

4. Охарактеризуйте процесс формирования Русского централизованного государства, его влияние на расстановку сил в Восточной Европе.

5. В чем заключается всемирно-историческое значение Реформации? Как это отразилось на международной ситуации?

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. История Европы. Т. 2. Средневековая Европа.– М.: Наука, 1992. – 808 с.

2. История Средних веков: В 2 т. Т.1: Учебник / Под ред. С.П. Карпова. – 6-е издание. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд-во «Печатные Традиции», 2008. – 681 с.

3. История средних веков (в двух томах). Т. 1. Учебник. Под ред. С. Д. Сказкина и др. Изд. 2-е, перераб. М.: Высш. школа, 1977. – 471 с.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взаимосвязи между государствами в древности и средневековье представляют отдельное направление в современной науке международных отношений. Возникая в различных регионах Древнего мира, международные отношения каждого из них имели свои особенности, обусловленные этнической, религиозной спецификой, геополитической структурой региона, однако их основные черты и направления схожи для всего Древнего мира, средневековье в этом плане также не является исключением.

С появлением ранних государств продолжает развиваться принцип эквивалентности и другие ключевые принципы взаимоотношений, выработанные в догосударственный период. Особенности системы международных отношений среди прочего определяется и характером их участников, так же и специфика международных отношений древнего периода обусловлена особенностями субъектов международной системы того времени. Характерной чертой древних международных отношений было их деление на разные уровни (в зависимости от формы сторон) и типы (в зависимости от статуса сторон).

Разные уровни международных отношений того времени обусловлены тем, что сначала в пределах одного этнического региона возникает ряд государственных образований – номов (Месопотамия, Египет), полисов (Греция), царств или княжеств (Индия, Китай).

Особенностью международных отношений таких образований было то, что они велись на двух уровнях – «внутреннем» и «внешнем», причем первый выступал прообразом второго, его наработки впоследствии превратились в институты классических международных отношений. «Внутренние» отношения заключались преимущественно в торговом обмене, военном сотрудничестве. Конфликты в пределах одного региона возникали в результате борьбы за более выгодное географическое положение – контроль за торговыми путями, лучшие в экономическом плане земли, политический контроль над регионом в целом и приоритетное право ведения внешних сношений. В частности, в Древней Месопотамии такие «внутренние» отношения испытали большое влияние геополитической среды – борьба за более выгодное положение играла в них ключевую роль. При получении такого положения, а оно определялось, прежде всего, пересечениями торговых путей, город или ном приобретал значительное влияние.

Можно выделить три основных подхода к вопросу о зарождении и существовании международных отношений в древний период. Сторонники государственнического подхода к характеристике международных отношений часто приходили к выводу, что поскольку в древний период нет государств, нет и межгосударственных отношений.

По мнению же других исследователей, международные отношения в древности существовали. Но, во-первых, они были настолько спорадическими, ситуативными, что необходимости в их системном упорядочении не было: решение принималось в каждом конкретном случае и не было обязательным для другого случая.

В подтверждение этой позиции исследователи, в частности, указывали, что поскольку даже самым быстрым транспортом в то время добраться в другую страну можно было не менее, чем за полтора-два месяца, а ситуация в международных отношениях изменяется быстро, то и указания устаревали прежде, чем посланцы успевали достичь собственных границ. Поэтому все указания правители давали своим посланцам в общем виде, а конкретные решения позволяли им принимать на собственное усмотрение. Такие «нестабильные» поручения стали предпосылкой формирования зарубежных органов внешних сношений.

Однако датировать формирование соответствующего аппарата можно лишь на относительно более поздних стадиях развития международных отношений; поначалу же все эти функции осуществляли лица, которые направлялись в другие страны по собственному почину, – купцы, путешественники, религиозные паломники. Часто, передав информацию, они направлялись в третье государство и никакой ответственности за переданное не несли. То есть связи устанавливались, но взаимные отношения, требующие правового регулирования стабильного, жизненно важного характера, не налаживались. Долгое время посланец, устанавливающий контакт, сам же и принимал решение, а потому не было необходимости в создании особого специализированного аппарата.

Наконец, учеными высказывался и позитивный взгляд на существование международных отношений в древности. Однако его сторонники в основном разделяли эти отношения на три группы: религиозные, торговые и военные. Считалось, что для каждой из этих групп отношений также не было потребности создавать специализированные органы внешних сношений, деятельность которых предполагает нормативное урегулирование.

Религиозные отношения поддерживали схимники, служители культов, жрецы, паломники к святым местам; торговые – купцы, путешественники, моряки; военные-вооруженные силы соответствующих стран. Международные отношения подобного рода опять же являются ситуативными и, соответственно, не требуют четкого правового закрепления.

Будучи порождены факторами экономического характера, межгосударственные отношения того времени направлялись почти исключительно на разрешение тех или иных конкретных проблем (получение сырья, контроль над сухопутной или морской торговлей, торговыми путями, импорт ресурсов) и редко имели целью широкомасштабное по содержанию и долговременное сотрудничество между государствами. Особенностью древних международных отношений был их преимущественно двусторонний и партикулярный характер, поскольку удовлетворение своих экономических потребностей государства могли наиболее эффективно обеспечить посредством двустороннего обмена.

А это – заключение специальных договоров, ведение активной торговли, в том числе, на дальние расстояния (археологические находки свидетельствуют о существовании морской торговли в государствах Месопотамии еще в IV-м тысячелетии до н. э.), дипломатические средства, переговоры, династические браки и т. п.

Таким образом, вывод ученых, специально занимавшихся исследованием древних международных отношений, таков: «Факторы, которые даже на самых низших ступенях цивилизации вынуждали племена и народы объединиться, кроме магических и религиозных празднеств, были теми же, что преобладают в дипломатии и сегодня, – это интересы торговли».

В действительности эволюция политической организации человечества проходила по достаточно сложной схеме. Ученые все более склоняются к тому, что этот процесс протекал по следующей линии: локальная группа (община) – племя (автономные общины, суверенная сельская община) – вождество – сложное вождество – сверхсложное вождество – город (полис) – предгосударство – раннее государство – зрелое государство.

История международных отношений в древности и средневековье представляет собой процесс развития особой исторической общности, имеющей сложную внутреннюю структуру. Чтобы раскрыть сущность этого многообразного процесса, необходимо исследовать основные направления и этапы генезиса, становления и эволюцию этой исторической общности. Отсюда большое внимание авторов к явлениям общего характера – как в области экономики, политики, социальной борьбы, так и в сфере международных отношений и культуры.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Древний Восток

 

1.3.

 

 

Древняя Греция и Рим

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: