Нравственная сфера личности

Проблема нравственного совершенствования общества в целом и конкретной личности может быть отнесена к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных. Она всегда интересовала как философов, историков, моралистов, социологов, так педагогов и психологов. В русле этих исследований шла разработка различных этических учений; определялась роль общечеловеческих ценностей и моральных норм в жизни общества; вырабатывались требования к нравственной личности  как к эталону - носителю моральных ценностей общества; ставился вопрос о моральных регуляторах поведения человека (Н.А.Бердяев, Э.Дюркгейм, Л.Колберг, М.Монтень, Б.Спиноза, В.А.Сухомлинский, К.Роджерс, К.Д.Ушинский, Э.Фромм и др.). В философии, этике, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений (Л.М.Аболин, Л.И.Божович, С.К.Бондарева, Б.С.Братусь, Л.С.Выготский, А.А.Гуссейнов, В.П.Зинченко. В.В.Знаков, Д.В.Колесов, В.Н.Мясищев, В.С.Мухина, А.В.Петровский, В.А.Петровский, Л.М.Попов, А.О.Прохоров, С.Л.Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн).


Рис. 8. Содержание нравственной сферы личности

 

Анализ научной литературы позволил выделить ряд концепций нравственного развития личности.

1. Концепция моральной ответственности Ж.Пиаже, основанная на выделении стадий в развитии моральной ответственности, носит сугубо когнитивистский характер, отражая лишь один из аспектов нравственного развития ребенка. Ответственность, которая положена автором в основу классификации уровней морального развития, носит лишь оценочный характер, касается надуманных персонажей и ни в коей мере не отражает реального поведения самого испытуемого. При этом динамика этого показателя у дошкольников не стала предметом специального исследования.

2. Концепция морального развития Л. Колберга теория поэтапного морального развития индивида. На основе исследований морального выбора автором выделено пять стадий развития. Привлекательность концепции состоит в том, что моральное развитие ребенка изучалось в ситуациях морального выбора в реальных жизненных ситуациях. Однако интерпретация сути морального выбора сводится к определению ведущего мотива поведения ребенка: страха, стыда, эгоизма, альтруизма, прагматизма. За рамками исследования остаются другие аспекты нравственного поведения, а тем более другие компоненты нравственного развития.

3. Концепция морального развития ребенка А.В. Зосимовского. Особенностью концепции является ее обращенность к дошкольному возрасту, рассматривается динамика морального развития ребенка от младенчества до семи лет. В каждой возрастной подгруппе выделено новообразование. Автора концепции интересуют способы контроля поведения ребенка: от реактивности к самоограничению, осознанности - к произвольности. Не решен вопрос о том, каким образом это происходит, благодаря каким психологическим механизмам реализуется тот или иной тип поведения, как возникают новообразования и какой критерий лежит в основе их выделения.

4. Концепция Г.А. Урунтаевой. Основанием нравственного развития является соотношение уровней ответственности и внутренней свободы поступков. Динамика нравственного развития связывается с повышением моральной ответственности при одновременном увеличении степеней свободы субъекта поведения. Концепция экспериментально не проработана: не определены четкие возрастные границы, не описаны конкретные характеристики стадий нравственного развития, его факторы и условия; проблематична сама амплификация трактовки сути нравственного развития применительно к любому возрасту.

5. Концепция духовно-нравственного развития личности Л.М.Аболина, В.П.Зинченко и др.  Духовность, нравственность детей рассматривается как интегративное системное качество, затрагивающее не только отдельные компоненты деятельности, но и целый ряд параметров. Высокая духовность, нравственность – это развитие всех составляющих деятельности, а не отдельных личностных качеств, психических процессов. Концепция имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущими: 

· духовно-нравственная личность рассматривается с позиции интегрального системного единства с характерными компонентами и параметрами;

· выделены основания для системного анализа;

· осуществлен деятельностный подход к анализу уровней развития духовно-нравственной сферы личности;

· показаны пути ее развития; рассмотрен психологический механизм развития духовно-нравственной сферы личности (интериоризация-экстериоризация);

· концепция имеет экспериментальное подтверждение.

6.   Концепция развития нравственной сферы личности Н.В.Мельниковой, Р.В.Овчаровой.  Данная концепция базируется на культурно-историческом и психосоциальном подходах и опирается на следующие методологические принципы: принцип системного подхода, согласно которому нравственная сфера личности рассматривается как системное интегративное образование, выступающее в единстве её когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов; деятельностный принцип, требующий учитывать взаимодействие нравственного сознания и поведения (деятельности), как необходимое условие

 

Рис. 9. Становление нравственной сферы личности

этического развития личности, формирования её нравственных мотивов. Это позволяет преодолеть недооценку роли совместной деятельности ребенка со взрослыми и ведущего вида деятельности для становления нравственной сферы личности; принцип субъектности, обеспечивающий понимание личности как субъекта нравственного развития, проявляющего  активность в освоении нравственного опыта.

С этой точки зрения нравственная сфера личности  рассматривается как интегральное единство и взаимодействие нравственного сознания (когнитивный компонент), чувств, отношений, переживаний (эмоциональный компонент) и поведения личности (поведенческий компонент), динамика которой в детском возрасте опосредована нравственными чувствами, подростковом – нравственными отношениями и переживаниями, юношеском – нравственным сознанием и самосознанием.

Развитие нравственной сферы личности в детстве может быть представлено как процессусвоения (интериоризации-экстериоризации) базисных этических понятий, на основе которых вырабатываются нравственные эталоны, образцы, нормы и правила. Это происходит через действие общего механизма интериоризации–эстериоризации базисных этических понятий и частных механизмов подражания–имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценка окружающих). С другой стороны, это процесс формирования нравственной позиции личности, построенной на основе нравственного самосознания, нравственных переживаний и опыта.

В подростковом возрасте важное значение имеют:   характер внутренней позиции личности по отношению к нравственным ценностям, нормам и требованиям; развитость личности подростка как субъекта самосознания, общения и учебной деятельности, предполагающая возможность морального выбора и проявления нравственной активности в различных сферах; целостность нравственного сферы как единства и взаимодействия когнитивного, аффективного и волевого компонентов; ведущий компонент нравственного самосознания; действенность нравственного самосознания как единство и взаимодействие сознания и поведения.

Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях  личности, ее поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах.

К психологическим механизмам развития нравственной сферы личности можно отнести частные механизмы подражания-имитации; идентификации; внутренней (самооценка) и внешней оценки (оценки окружающих) и общий механизм интериоризации-экстериоризации базисных этических понятий. Подражание и имитация выполняют свою функцию научения через построение исходного ориентировочного образа. Эта форма поведения, наряду с идентификацией со значимыми людьми, вносит существенный вклад в развитие нравственной сферы личности ребенка, помогая ему в освоении норм социальной жизни. Важными факторами формирования нравственного опыта выступают три объекта оценивания: личность (самооценка); другие люди (сравнительная оценка); собственная деятельность (поступки и последствия). Механизмы внутренней и внешней оценки содействуют процессам подражания-имитации-идентификации, стимулируют нравственное поведение. Нравственное развитие является также результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения, и превращение их во внутренние психические процессы. Внутри личности формируется «инстанция», которая начинает «требовать» то, что раньше требовалось извне. С другой стороны, усвоенные нравственные понятия, нормы и образцы закрепляются в нравственном опыте, переносятся на все новые и новые нравственные ситуации, и начинают определять направленность поведения и отношений ребенка.

Механизм экстериоризации позволяет включать внутренние стимулы и мотиваторы нравственного поведения, нравственные оценки, чувства и переживания в процесс нравственного развития.

Можно выделить ряд психолого-педагогических условий развития нравственной сфер личности.

Первая группа условий связана с нравственным потенциалом окружающей социальной микросреды и воспитательного микросоциума, который имеет следующие проявления: нравственная культура педагогов и родителей; наличие в ней нравственных образцов отношений; социальная ситуация; наличие в ней моделей нравственных отношений; разработанность и представленность нравственных норм, правил и требований.

Вторая группа условий развития нравственной сферы личности, связанная с активностью и самостоятельностью личности в освоении нравственного опыта, имеет такие проявления: активное освоение нравственных знаний на основе базисных этических понятий; активная имитация нравственных эталонов в поведении; активное подражание нравственным образцам в отношениях; активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении; моральный выбор на основе принятия нравственных ценностей, норм, правил и требований; моральные переживания в процессе решения моральных дилемм.

  Третья группа условий определяется психолого-педагогическим сопровождением развития нравственной сферы личности  и включает различные аспекты сопровождения: выявление психологических механизмов становления и развития нравственной сферы личности; разработка модели процесса развития нравственной сферы личности на основе базисных этических понятий, технологий развития когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов нравственной сферы, критериев их развития; повышение нравственной культуры педагогов и родителей.

Важной теоретико-практической проблемой является разработка критериев нравственного развития, признаки которых должны отражать степень единства нравственного сознания, чувств и переживаний личности. Выделены следующие критерии:

· критерий нравственного знания. Признаки: знание и понимание базисных этических понятий, нравственных норм, нравственных качеств личности, эталонов и правил нравственного поведения и отношений. Представление об ответственности за свои действия и поступки.

· критерий нравственных отношений. Признаки: адекватное восприятие действительности, принятие себя и других, искренний интерес к другому человеку, свежее восприятие мира с акцентом на его позитивных сторонах; отношение к окружающим, основанное на доброжелательности, отзывчивости, чуткости, терпимости, вежливости и уважении.

· критерий нравственного поведения. Признаки: способность выполнять нравственные нормы и требования, совершать нужные, полезные, одобряемые действия; умение противостоять искушению, нарушать эти правила; способность правильно решать моральные дилеммы и осуществлять моральный выбор.

· критерий морального переживания.    Признаки:способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения; поступая нравственно, испытывать позитивные чувства; при нарушении норм и правил переживать чувства стыда, вины, желание измениться.

· общий критерий морального развития характеризуетсяединством и идентичной позитивной модальностью всех перечисленных выше признаков. На высшем уровне все критерии проявляются позитивно. На низшем уровне они не проявляются, либо указывают на разрыв между нравственным сознанием и поведением, поведением, отношениями и переживаниями.

На основе предложенных критериев выделены следующие уровни нравственного развития личности:.

1. Уровень позитивного единства нравственного сознания, чувств и поведения – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, в соответствии с высшим законом, соответствующим интересам большинства, сопровождающееся позитивными переживаниями при их выполнении.

2. Уровень ситуативного позитивного единства нравственного сознания и поведения – поведение, основанное на понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил в соответствии с принципом полезности, при наличии отдельных случаев негативных переживаний их выполнения.

3. Уровень позитивного ситуативного единства нравственных чувств и поведения   – поведение, основанное на недостаточном понимании и принятии нравственных понятий, норм и правил, которые реализуются в поведении при наличии одобрения и контроля со стороны окружающих.

4. Уровень отсутствия единства нравственного сознания, чувств и поведения – поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые выполняются ребёнком, чтобы избежать наказания.

5. Уровень негативного единства нравственного сознания, чувств и поведения  - поведение, основанное на непонимании или непринятии нравственных понятий, норм и правил, которые часто нарушаются человеком, при этом он не испытывает негативных переживаний [35].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: