Светская этика в структуре этического образования

Формирование гуманистической личности с развитым гуманитарным мировоззрением – такова высшая цель образования. Сутью гуманитарного образования становится основанное на изучении человека в его отношении к миру дальнейшее познание обучаемым самого себя, самоидентификация личности в контексте общечеловеческих духовно-нравственных ценностей, формирование личности как субъекта – сознательно действующего и осознающего самого себя лица с развитой гуманитарной и общекультурной картиной мира.

С 1 сентября 2015 г. в образовательных организациях началась реализация федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО). В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 25 мая 2015 года № 08-761 «Об изучении предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики» и Основы духовно-нравственной культуры народов России» логическим продолжением учебного предмета ОРКСЭ начальной школы является предметная область ОДНКНР. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Главное назначение предмета ОДНКНР – развивать общую культуру школьника, формировать гражданскую идентичность, осознание своей принадлежности к народу, национальности, российской общности; воспитывать уважение к представителям разных национальностей и вероисповеданий. При изучении предмета ОДНКНР следует учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности народов России. Особое значение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заключается в раскрытии общечеловеческих ценностей, которые объединяют (а не разъединяют) светскость и религиозность.

В целом, этическое образование – целенаправленный и специально организуемый процесс, сущностью которого является развитие нравственной деятельности – морального сознания, отношений, опыта нравственного поведения, базирующихся на общечеловеческих нравственных ценностях, предполагающих интеграцию национальной и мировой культур.

Отбор содержания этического образования происходит на основе наиболее общих принципов.

Фундаментальную основу этического образования составляют философские, религиозные, педагогические идеи, которые включают:представление о добродетели (Аристотель, Р.Г. Апресян, A.A. Гусейнов, П. Гольбах, М. Монтень, Парацельс и др.), морали (Т. Гоббс, О.Г. Дробницкий, А. Шопенгауэр и др.); духовно-нравственное становление личности (И. Кант, В. Соловьев и др.); этику ненасилия (Л.Н. Толстой, М.-Л. Кинг, И.А. Ильин и др.), этику благоговения перед жизнью (А. Швейцер); глобальную этику (Г. Кюнг, Л. Геррет), этику глобальных отношений (А.С. Галоян), этику глобального мира (А.И. Неклесса, Е.В. Серёдкина) и др.

Наибольший интерес представляют современные исследования

1. Культурно-историческая педагогика (A.B. Гаврилин, О.С. Газман, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Е.А. Ямбург, В.- М. Рот, Ю. Ли и др.), опирающаяся на культурно-историческую психологию Л.С. Выготского. В данной модели образования субъект является носителем личностной картины мира, культуры, а процесс образования и воспитания может быть описан как система, в основе которой лежит взаимодействие.

2. Нравственного сознания личности: зарубежные (Л. Кольберг, Ж. Пиаже, Б. Скиннер, В. Франкл, 3.Фрейд, Э. Фромм и др.),б) отечественные (Р.Д. Азимова, И. Бакштановский, О.С. Богданова, Л.И. Божович, Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Б.С. Гумницкий, В.Е. Гурин, О.Г. Дробницкий, И.С. Кон, А.И. Титаренко и др.);

Мировоззрение предстает как система взаимоотношений человека и мира. Эти две части мировоззрения отделяются условно: поскольку без человека нет никакого «взгляда на мир», а этот взгляд, «это отношение к миру нужны самому же человеку для его жизни и деятельности, постольку он автономен относительно. Человек имеет определенные отношения к миру; они подразделяются на 4 вида: а) генезисные (по происхождению), б) познавательные, в) оценочно-ориентационные (или, иначе, аксиологические, ценностные), где сконцентрированы и разрабатываются представления о духовных ценностях, о добре, справедливости, об идеалах общества, семьи и т.п., г) духовно-практические, или праксиологические, включающие в себя систему требований, норм, направленную на регулирование взаимоотношений между людьми и регулирование деятельности (практической и познавательной)[99].

Выделим важнейшие этапы (периоды) этического образования в отечественной педагогике:

1 этап этического образования, направленный на формирование у учащихся православных духовно-нравственных ценностей (1811 - 1917 гг.);

II этап этического образования, базирующийся на коммунистической идеологии (1917 г. - середина 80-х гг. XX в.);

III этап этического образования, центрированный на изучении курса «Этика и психология семейной жизни» (1982 - 1992 гг.);

IV этап этического образования, основанный на общечеловеческих духовно-нравственных ценностях и поликультурном подходе (вторая половина 90-х гг. XX в. – 10-е гг. XXIв).

V этап этического образования (10-е гг. XXI по настоящее время) – появление Концепции духовно-нравственного воспитания школьников (2009), введение предметов ОРКиСЭ и ОДНКНР в школе.

Данные этапы детерминированы ценностями общества, идеологическими, мировоззренческими и религиозными установками, социальным и государственным заказом.

Педагогическая модель этического образования школьников, построенная на основе поликультурного подхода[100], включает следующие компоненты:

· целевой – развитие нравственного сознания, чувств (сопереживания), поведения учащихся современной школы на основе интеграции ценностей традиционной национальной и мировой культуры в процессе формирования толерантного отношения к представителям различных культур;

· процессуальный – на принципах преемственности, культурной целостности, вариативности и т.п., формирующих содержание этического образования, и включающий в себя методы, приемы обучения школьников этике, организацию обучения педагогов и учащихся;

· аналитический, определяющий подходы к комплексной оценке результатов процесса освоения учащимися и педагогами необходимых знаний, овладения практическими умениями и навыками.

Светская этика изучает «человека общественного», «человека общающегося», исследующей жизненную практику, повседневное поведение людей, и в этом аспекте целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей – это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом). Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и человеческих коллективов, найти равновесие общественного и личного блага с помощью социальных регуляторов поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат социальные нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия.

Однако отнюдь не любая оценка поведения имеет этическую природу и относится к этической сфере. Этическая оценка – это не просто произвольное одобрение или осуждение поступка. Прежде чем определить, какое поведение людей является правильным – моральным – и неправильным – аморальным, необходимо прояснить, что такое «добро» и «зло» – эти фундаментальные основания, критерии этического суждения. Этическая же оценка самих поступков и отношений дается на основании их ориентации на достижение добра и зла.

Назовем наиболее общие практические задачи этического образования:

1) доступно описывать учащимся учение об этике (морали и нравственности) – ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы - то, что принято называть нравственной культурой общества;

2) объяснять мораль – пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;

3) формировать гуманистическое мировоззрение – давать необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии нравственной жизни.

Мастерство педагога заключается в создании педагогических условий, направленных на формирование нравственного самосознания личности, которое проявляется в:

· способности формулировать собственные нравственные обязательства;

· процессе осуществления нравственного самоконтроля;

· умении требовать от себя выполнения моральных норм;

· умении давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

· способности проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

· необходимости принимать ответственность за их результаты.

Контрольные вопросы:

1. Назовите основные подходы в этическом образовании личности.

2. Опишите гуманистическую модель этического образования личности возможностями гуманитарного образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: