Буддизм как предмет изучения в школе

Введение

    Буддизм – самая ранняя мировая религия, т.е. религия, открытая всем последователям, независимо от пола, национальности, социального статуса. Она возникла в 6 в. до н. э. в Индии, где пережила период своего становления и расцвета, а затем была вытеснена национальной религией Индии – индуизмом и пришедшим на эти земли исламом – в другие страны Востока: Китай, Японию, Корею, Вьетнам, Таиланд, Монголию, Непал. Позже буддизм распространился по всему миру.

Само слово «буддизм» имеет общий корень с русским словом «будить», «пробуждаться» и связано с основателем вероучения, которого называли Буддой, «пробудившимся»,т.е. человеком, пробудившимся от иллюзорного восприятия мира и постигшем важнейшие законы бытия.

Обратимся к истории вероучения, неразрывно связанной с народными легендами. Одна из легенд гласит, что будущий основатель буддизма по имени Сиддхартха Гаутама родился на северо-востоке Индии в 563 г. до н.э. в богатой семье правителя одной из областей страны. Иногда будущего Будду называют царевичем, хотя это не совсем точно. Причем, согласно другой легенде, родился он не как обычные люди, а из бока своей матери Майи. Незадолго до этого мать видела во сне белого слона – символ мудрости. Родителям было предсказано, что ребенок станет или великим правителем, или великим учителем. Вскоре после рождения Сиддхартхи мать умирает, а отец, не желая, чтобы сын стал мудрецом-аскетом, и, готовя ему участь своего преемника-правителя, оградил ребенка от всяческих забот, укрыв от мира высокими оградами, окружив молодыми, здоровыми, красивыми людьми, вдали от хлопот и проблем реальной жизни. В 16 лет Сиддхартха женился, у него родился сын, и жил он со своей семьей без забот и печалей.

Но однажды, в возрасте 29 лет, молодой человек вышел за пределы дворца, и 4 встречи полностью изменили его представление о мире. Встретив дряхлого, согнувшегося от груза прожитых лет старца, Гаутама узнал, что в мире существует старость. Заметив лежащего на обочине человека, пораженного недугом, Сиддхартха обнаружил, что в мире существуют болезни. Увидев похоронную процессию, Сиддхартха понял, что в мире существует смерть. И, наконец, Гаутаме встретился человек, погруженный в раздумья. Так будущий Будда осознал, что в мире есть люди, посвятившие себя поиску пути, ведущему к освобождению от тягот бытия. Сиддхартха решает найти этот путь, избавляющий человека от страданий. Для этого он уходит из отеческого дома, коротко обрезав свои волосы в знак отречения от прошлой жизни, надевает одежду шафранного (желто-оранжевого) цвета, которую носили люди, принадлежавшие низшей социальной группе в Индии, и удаляется в чащу, где становится отшельником. Впоследствии Сиддхартху назовут Буддой Шакьямуни – отшельником, мудрецом из рода Шакьев.

Более 6 лет Сиддхартха странствовал, ведя строгий, аскетичный образ жизни, истязая свое тело ради обретения силы духа. Но однажды он понял, что крайняя аскеза, т.е. ограничения требований тела, не приводят человека к высшей мудрости, так же, как и путь вседозволенности и полного потакания прихотям тела не сделает человека мудрым. В дальнейшем путь, предложенный просветленным Сиддхартхой в своем учении, назвали срединным путем, т.е. лежащим между аскезой и роскошью.

После многолетних поисков Гаутама сел под фикусовым деревом, которое впоследствии назовут деревом Бодхи, т.е. освобождения, и дал себе обет не сходить с места, пока не обретет истину. На 49-й день медитации подвижник осуществил, наконец, свой духовный прорыв и стал Буддой, т.е. просветленным. Злой дух Мара (санкср. «разрушитель») пытался искушать Будду, призывая его, утаив истину от людей, прямо перейти в нирвану – особое блаженное состояние духа, заветная цель жителей Индии. Но Сиддхартха устоял перед всеми соблазнами и стал проповедовать свое учение. По дороге в город Варанаси (Бенарес) в Оленьем Парке состоялась первая его д=роповедь, на которой присутствовали несколько отшельников-аскетов и даже животные – олени (в некоторых вариантах лани, газели), поэтому на фасадах некоторых буддийских монастырей изображают этих животных, например, на фасаде дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге.

Следующие 45 лет Будда распространял свое учение, которое стали называть «дхарма». В Индии возникают монашеские общины последователей Будды, получившие название «сангха» (санскр. «собрание»). Будда, дхарма и сангха – 3 драгоценности буддизма. Для того, чтобы объявить себя буддистом, необходимо провозгласить свою веру в эти драгоценности. При жизни Будды число последователей учения – членов сангхи – достигло 12,5 тыс. человек. Среди учеников Сиддхартхи были его жена и сын.

В возрасте 80 лет, т.е. в 483 г. до н. э. Будда Шакьямуни закончил свой земной путь, перейдя в нирвану. В буддийской традиции смерть Будды обычно называют паринирваной (нирвана, «просветление», пари – «высшее», т. е. паринирвана – «высшее просветление»). Сохраняя основные идеи Учителя, буддизм разделился на несколько направлений, центральными из которых стали Хинаяна и Махаяна, о которых будет рассказано далее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: