Санкт-Петербургское ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«иЖОРСКИЙ колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для проведения практических работ
По биологии
Срок обучения 2года 10 месяцев. Учебный план 2018г.
1и 2 курс
преподаватель И.Э.Вилкова
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены для проведения практических занятий по биологии для обучающихся 1и 2 курсов.
Практические работы составлены на основе примерной программы по биологии для средних профессиональных образовательных учреждений.
По учебным планам 2018 года предусмотрено изучение биологии в количестве 79 часов, из них - проведение 26 практических занятий.
Цель выполнения практических занятий:
- Усвоение необходимых в жизни биологических знаний, освоение умений самостоятельного исследования, фиксирования и обработки результатов.
- Развитие интереса к исследованиям, работе с информационными источниками, Развитие логического мышления, умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, оформлять результаты работы, в том числе, с использованием ИКТ.
- Приобретение необходимых навыков работы с иллюстрациями, различными раздаточными материалами, пособиями.
Практические работы освещают важные вопросы базового курса, их проведение обеспечивает закрепление теоретических знаний, расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний, интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности.
|
|
Для проведения практических занятий учтены:
- содержание рабочей программы по дисциплине «Биология», реализуемой в лицее;
- наличие специального оборудования и материалов для проведения работ.
Работы оформляются в тетрадях по биологии.
Основной источник: Биология. Общая биология. 10 и 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред Д.К. Беляева, г.М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».– М.: Просвещение, 2017.
Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний обучающихся, их теоретической подготовленности к занятию;
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.
При оформлении отчета практической работы необходимо записать номер, тему и цель работы, используемые материалы. Затем выполнить задание соответственно указаниям, сделать выводы. Удобно фиксировать результаты работы в виде таблицы. В некоторых случаях бывает достаточно в качестве оформления работы сделать в тетради рисунок, схему, заполнить сводную таблицу.
|
|
Планирование практических занятий
Наименование раздела, темы | Номер, название практической работы | Количество часов, отведенных на работу | Форма представления результата |
Тема 1.1 Химический состав клетки | П/з №1 Заполнение таблицы «Свойства и значение углеводов, липидов и белков клетки» | 2 | таблица |
П/з №2 «Сравнение строения и функций ДНК и РНК» | 1 | таблица | |
Тема 1.2 Структура и функции клетки | П/з №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток». | 1 | таблица |
П/з №4 Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов эукариотической клетки» | 1 | таблица | |
Тема 2.1 Размножение организмов | П/з №5Заполнение таблицы «Фазы митоза». | 1 | таблица |
П/з №6 «Составление схемы форм и способов размножения организмов» | 1 | схема | |
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов | П/з №7 «Описание процесса развития зародыша» | 1 | рисунки с обозначениями, описание |
Тема 3.1 Основные закономерности явлений наследственности | П/з № 8 «Составление схем моногибридного скрещивания. Решение задач» | 2 | решение задач |
П/з №9 «Составление схем дигибридного скрещивания. Решение задач» | 1 | решение задач | |
Тема 3.2 Закономерности изменчивости | П/з №10 «Анализ фенотипической изменчивости организмов» | 1 | таблицы график |
П/з №11 «Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка возможного их влияния на организм». | 1 | таблица | |
Тема 4.2 Механизмы эволюционного процесса | П/з №12 «Описание вида по морфологическому критерию» | 1 | таблица |
П/з №13 «Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора» | 1 | таблица | |
П/з № 14 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 2 | описание приспособлений | |
Тема 5.2 Развитие жизни на Земле | П/з №15 «Описание этапов развития жизни на Земле» | 2 | таблица |
Тема 6.1 Экосистемы | П/з №16 «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности(соответственно будущей профессии)» | 1 | таблица |
П/з №17 «Составление схем цепей питания для различных экосистем» | 1 | схемы | |
П/з №18«Описание жилища человека как искусственной экосистемы» | 1 | таблица | |
Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу | П/з№19 «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС» | 2 | таблица |
П/з№20«Выявление и описание экологических проблем населенной местности» | 2 | описание | |
Итого: | 26 |
Спецификация
Знания | умения | Формы контроля |
основные положения биологических теорий (клеточная, сущность законов Г.Менделя, | решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания | П/з № 8 «Составление схем моногибридного скрещивания. Решение задач» П/з №9 «Составление схем дигибридного скрещивания. Решение задач» |
закономерностей изменчивости; | объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов | П/з №10 «Анализ фенотипической изменчивости организмов» |
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), | П/з №11 «Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка возможного их влияния на организм». | |
основные положения биологических теорий (клеточная) | сравнивать: химический состав тел живой и неживой природы, | П/з №1 Заполнение таблицы «Свойства и значение углеводов, липидов и белков клетки» |
строение биологических объектов: клетки; | сравнивать: биологические объекты | П/з №2 «Сравнение строения и функций ДНК и РНК» П/з №4 Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов эукариотической клетки» П/з №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток по готовым микропрепаратам». |
вида | описывать особей видов по морфологическому критерию; | П/з №12 «Описание вида по морфологическому критерию» |
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, | сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, процессы половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; | П/з №5 Составление таблицы «Фазы митоза». П/з №7 «Описание процесса развития зародыша» П/з №6 «Составление схемы форм и способов размножения организмов» |
формирование приспособленности, | выявлять приспособления организмов к среде обитания; | П/з № 14 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» |
действие искусственного и естественного отбора, | сравнивать: биологические объекты (естественный и искусственный отбор) | П/з №13 «Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора» |
основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); | анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека | П/з №15 «Описание этапов развития жизни на Земле» |
строение биологических объектов: экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; | составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); | П/з №17 «Составление схем цепей питания для различных экосистем» |
объяснять: влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов | П/з№16 «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности(соответственно будущей профессии)» П/з№18 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы» | |
выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; | П/з№19 «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС» П/з№20 «Выявление и описание экологических проблем населенной местности» | |
биологическую терминологию и символику | находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать | П/з № 1-20 |
Критерии оценивания:
|
|
|
|
Отметка "5"
Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности в соответствии с заданными условиями. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая работа выполнена в полном объеме и самостоятельно в соответствии с заданными условиями. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполнение работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе со статистическими материалами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Критерии оценивания выполненных таблиц
Критерии оценки | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме | Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме | Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки. | - Обучающийся работу не выполнил вовсе. - Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме. - Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки. - Отчет выполнен и оформлен небрежно, |
Лаконичность и четкость изложения материала в таблице | Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст | |
Правильность оформления | Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. | В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |