Критерии оценивания выполненных таблиц

Санкт-Петербургское ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«иЖОРСКИЙ колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения практических работ

По биологии

Срок обучения 2года 10 месяцев. Учебный план 2018г.

1и 2 курс

 

                                      преподаватель И.Э.Вилкова

 

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации предназначены для проведения  практических занятий по биологии для обучающихся 1и 2 курсов.

Практические работы составлены на основе примерной программы по биологии для средних профессиональных образовательных учреждений.

По учебным планам 2018 года предусмотрено изучение биологии в количестве 79 часов, из них - проведение 26 практических занятий.

Цель выполнения практических занятий:

  1. Усвоение необходимых в жизни биологических знаний, освоение умений самостоятельного исследования, фиксирования и обработки результатов.
  2. Развитие интереса к исследованиям, работе с информационными источниками, Развитие логического мышления, умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, оформлять результаты работы, в том числе, с использованием ИКТ.
  3. Приобретение необходимых навыков работы с иллюстрациями, различными раздаточными материалами, пособиями.  

Практические работы освещают важные вопросы базового курса, их проведение обеспечивает закрепление теоретических знаний, расширяет и углубляет содержание учебного материала, что даёт возможность не только повышать качество знаний, интерес к изучению биологии, но и развивать индивидуальные способности.

Для проведения практических занятий учтены:

- содержание рабочей программы по дисциплине «Биология», реализуемой в лицее;

- наличие специального оборудования и материалов для проведения работ.

Работы оформляются в тетрадях по биологии.

Основной источник: Биология. Общая биология. 10 и 11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.] под ред Д.К. Беляева, г.М. Дымшица; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».– М.: Просвещение, 2017.

Основными этапами практического занятия являются:

- проверка знаний обучающихся, их теоретической подготовленности к занятию;

- инструктаж, проводимый преподавателем;

- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;

- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения обучающимися запланированными умениями.

При оформлении отчета практической работы необходимо записать номер, тему и цель работы, используемые материалы. Затем выполнить задание соответственно указаниям, сделать выводы.  Удобно фиксировать результаты работы в виде таблицы. В некоторых случаях бывает достаточно в качестве оформления работы сделать в тетради рисунок, схему, заполнить сводную таблицу.

Планирование практических занятий

Наименование раздела, темы Номер, название практической работы Количество часов, отведенных на работу Форма представления результата

Тема 1.1 Химический состав клетки

П/з №1 Заполнение таблицы «Свойства и значение углеводов, липидов и белков клетки» 2 таблица
П/з №2 «Сравнение строения и функций ДНК и РНК» 1 таблица

Тема 1.2 Структура и функции клетки

П/з №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток». 1 таблица
П/з №4 Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов эукариотической клетки»  1 таблица

Тема 2.1 Размножение организмов

П/з №5Заполнение таблицы «Фазы митоза». 1 таблица
П/з №6 «Составление схемы форм и способов размножения организмов» 1 схема
Тема 2.2 Индивидуальное развитие организмов П/з №7 «Описание процесса развития зародыша» 1 рисунки с обозначениями, описание

Тема 3.1 Основные закономерности явлений наследственности

П/з № 8 «Составление схем моногибридного скрещивания. Решение задач» 2 решение задач
П/з №9 «Составление схем дигибридного скрещивания. Решение задач» 1 решение задач

Тема 3.2 Закономерности изменчивости

П/з №10 «Анализ фенотипической изменчивости организмов» 1 таблицы график
П/з №11 «Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка возможного их влияния на организм». 1 таблица

Тема 4.2 Механизмы эволюционного процесса

П/з №12 «Описание вида по морфологическому критерию» 1 таблица
П/з №13 «Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора» 1 таблица
П/з № 14 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» 2 описание приспособлений
Тема 5.2 Развитие жизни на Земле П/з №15 «Описание этапов развития жизни на Земле» 2 таблица

Тема 6.1 Экосистемы

П/з №16 «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности(соответственно будущей профессии)» 1 таблица
П/з №17 «Составление схем цепей питания для различных экосистем» 1 схемы
П/з №18«Описание жилища человека как искусственной экосистемы» 1 таблица

Тема 6.3 Влияние деятельности человека на биосферу

П/з№19 «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС» 2 таблица
П/з№20«Выявление и описание экологических проблем населенной местности»        2 описание
  Итого: 26  

 

Спецификация

Знания умения Формы контроля
основные положения биологических теорий (клеточная, сущность законов Г.Менделя, решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания П/з № 8 «Составление схем моногибридного скрещивания. Решение задач» П/з №9 «Составление схем дигибридного скрещивания. Решение задач»

закономерностей изменчивости;

объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов П/з №10 «Анализ фенотипической изменчивости организмов»
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), П/з №11 «Выявление мутагенов в окружающей среде и оценка возможного их влияния на организм».
основные положения биологических теорий (клеточная) сравнивать: химический состав тел живой и неживой природы, П/з №1 Заполнение таблицы «Свойства и значение углеводов, липидов и белков клетки»
строение биологических объектов: клетки; сравнивать: биологические объекты П/з №2 «Сравнение строения и функций ДНК и РНК» П/з №4 Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов эукариотической клетки» П/з №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток по готовым микропрепаратам».
вида описывать особей видов по морфологическому критерию; П/з №12 «Описание вида по морфологическому критерию»
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,   сравнивать: биологические объекты (зародыши человека и других млекопитающих, процессы половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения; П/з №5 Составление таблицы «Фазы митоза». П/з №7 «Описание процесса развития зародыша» П/з №6 «Составление схемы форм и способов размножения организмов»
формирование приспособленности, выявлять приспособления организмов к среде обитания; П/з № 14 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
действие искусственного и естественного отбора, сравнивать: биологические объекты (естественный и искусственный отбор) П/з №13 «Сравнительный анализ естественного и искусственного отбора»
основные положения биологических теорий (эволюционная теория Ч.Дарвина); анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека П/з №15 «Описание этапов развития жизни на Земле»
строение биологических объектов: экосистем (структура); сущность биологических процессов: круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания); П/з №17 «Составление схем цепей питания для различных экосистем»
  объяснять: влияние экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; соблюдать меры профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов П/з№16  «Выявление экологических факторов, влияющих на организм во время профессиональной деятельности(соответственно будущей профессии)» П/з№18 «Описание жилища человека как искусственной экосистемы»
  выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности; анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; П/з№19 «Выявление и описание последствий своей будущей профессиональной деятельности на ОС» П/з№20 «Выявление и описание экологических проблем населенной местности»      
биологическую терминологию и символику находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать П/з № 1-20

Критерии оценивания:

Отметка "5"

Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно­сти в соответствии с заданными условиями. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка "4"

Практическая работа выполнена в полном объеме и самостоятельно в соответствии с заданными условиями. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль­тата (перестановка пунктов типового плана, последовательность выполняемых заданий, ответы на вопросы). Использованы указанные источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме­ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра­боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре­зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена с помощью преподавателя. На выполне­ние работы затрачено много времени (дана возможность доделать работу дома). Обучающийся показал знания теоретиче­ского материала, но испытывали затруднения при самостоя­тельной работе со статистическими материала­ми.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда обучающийся оказался не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре­зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно­стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.


Критерии оценивания выполненных таблиц

Критерии оценки Работа выполнена Работа выполнена не полностью Работа не выполнена
Соответствие представленной в таблице информации заданной теме Содержание таблицы полностью соответствует заданной теме Содержание материала в таблице соответствует заданной теме, но есть недочеты и незначительные ошибки.

- Обучающийся работу не выполнил вовсе.

- Содержание ячеек таблицы не соответствует заданной теме.

- Имеются незаполненные ячейки или серьезные множественные ошибки.

- Отчет выполнен и оформлен небрежно,
без соблюдения установленных требований.

Лаконичность и четкость изложения материала в таблице Материал в таблице излагается четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений.   Ячейки таблицы заполнены материалом, подходящим по смыслу, но представляет собой пространные пояснения и многословный текст
Правильность оформления Оформление таблицы полностью соответствует требованиям. В оформлении таблицы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: