Классификация проблем, решаемых посредством консультирования в социальной работе.
Зачем обращаются люди к консультанту? Мотивы обращения могут быть достаточно разнообразны:
· 1) многие ищут эмоциональной поддержки;
· 2) люди могут приходить за советом — в этом случае они ожидают от психолога конкретных рекомендаций, как от врача;
· 3) не уверены в себе или не могут сделать выбор — ищут поддержки или помощи в поиске оснований для выбора;
· 4) некоторые приходят, чтобы поговорить по душам — обычно эту функцию выполняют близкие люди, но не у всех они есть;
· 5) праздное любопытство — некоторые приходят, чтобы посмотреть, кто такие психологи;
· 6) самоутверждение — один из мотивов, который также может привести человека к психологу; такой клиент ждет подтверждения психологом своих концепций или же пытается поймать психолога на незнании, некомпетентности.
Основные проблемы, с которыми клиент обращается к специалисту:
1. Проблемы развития карьеры и карьерного роста.
2. Адаптация к меняющимся условиям среды, включая смену рода деятельности, старт нового бизнеса.
3. Выбор и принятие решения в сложнейших ситуациях.
4. Личные проблемы, связанные с кризисом или стрессами в жизни клиента.
5. Эмоциональные проблемы, которые связаны с негативными состояниями стресса, депрессии, тревоги и др.
6. Межличностные проблемы, которые относятся к разрешению конфликтных ситуаций и прочих проблем межличностного общения с коллегами, подчиненными, партнерами, близкими, семьей и т.д.
Данная классификация считается достаточно условной, поскольку часто психологи действуют на стыке комплекса связанных проблем. Например, проблема карьерного развития часто уходит корнями в личностные или межличностные проблемы клиента.
Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе.
Для того чтобы консультирование было эффективным, социальному работнику необходимо одновременно понять две вещи:
1. Какие ресурсы внутри себя осознает и использует клиент в данный момент.
2. Желаемое состояние, к которому клиент стремится и ради которого согласен работать. Специалист таким образом апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам, потребностям и мотивам клиента, так же как к его способности общаться с людьми, при этом используя различные техники, приводящие в движение эти ресурсы клиента.
Эффективность деятельности специалиста во многом обусловлена тем, насколько ясно он представляет свое место в консультировании.
Эффективность консультирования зависит от следующих условий:
• установления контакта (сближение дистанций);
• доверие между психологом и клиентом;
• уверенность клиента в том, что информация не выйдет за рамки ситуации психологического консультирования;
• готовность психолога вырабатывать принципы решения своих проблем;
• содержание позитивных изменений в стиле поведения клиента (это позитивно контролируемое клиентом изменение в поведении, мышлении, в отношениях);
• осознание причин конфликта;
• наличие жалоб на здоровье подтверждает существующую значимость проблемы;
• степень удовлетворенности клиента консультацией (благодарный — озабоченный).
О положительном результате психологического консультирования можно судить по ряду признаков. Положительное, оптимальное, удовлетворяющее как консультанта, так и клиента решение той проблемы, с которой клиент обратился за помощью. Эффективность результата подтверждается совокупностью положительных итогов.
По завершении консультации обе ее стороны - консультант и клиент - признают, что проблема, ради которой консультирование проводилось, успешно разрешена, причем для этого имеются убедительные объективные доказательства. Ни консультанту, ни клиенту не требуется каких-либо дополнительных аргументов в пользу того, что консультирование действительно прошло успешно.
Теоретические и лингвистические аспекты консультирования.
В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования.
1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность: направление лечащим врачом пациента к узкому специалисту для получения дополнительной информации о состоянии его здоровья, это рассматривается как пример подобного консультирования. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.
Ещё одним основанием для выделения видов социального консультирования является целевая установка клиента, т.е. цели, которые он преследует, обратившись за помощью к консультанту. В этом случае можно говорить о существовании более сложных видов рассматриваемой деятельности.
1. Рефлексивное консультирование, т.е. совместное с клиентом осмысление какой-либо жизненной ситуации, её анализ, поиск приоритетов, возможностей изменения и развития. Процесс консультирования в этом случае превращается в совместное размышление, а основная задача и функция консультанта - выслушать клиента и понять причины его затруднений и сложностей. Работа психоаналитика или психотерапевта часто осуществляется именно в такой форме.
2. Проектное консультирование, включающее поиск и построение возможной программы (проекта) преобразования сложившейся ситуации, её гармонизации и улучшения. Это консультация - программирование, консультант, соответственно, проектировщик, специалист. Примером такой консультации является консультация адвоката, выстраивающего вместе с клиентом оптимальную тактику поведения на судебном заседании.
3. Технологическое консультирование, предполагающее поиск оптимальной последовательности действий для решения конкретной проблемы или задачи. Это консультация - рекомендация, где консультант - это человек, обладающий необходимыми знаниями и необходимым опытом. Именно такую консультацию получит у педагога родитель, столкнувшийся с необходимостью гармонизации отношений со своим ребёнком.
4. Прогностическое консультирование, представляющее собой построение идеальной модели возможного, вероятного состояния конкретной ситуации при сохранении или отсутствии каких-либо тенденций. Это консультация - предвидение, где консультант - это человек, который способен подняться над ситуацией, и её нынешним состоянием, способный увидеть скрытые в ней возможности развития, как позитивного, так и негативного характера. В таком случае появляется возможность вскрыть имеющиеся у клиента перспективы и выработать на этом основании определённую программу действий.
Лингвистические аспекты речи относятся непосредственно к словам, употребляемым клиентом, к выбираемым им словосочетаниям и метафорам, которые он использует для того, чтобы сообщить о возникающих у него чувствах. Паралингвистические аспекты – это все те аспекты речи, которые не имеют непосредственного отношения к самим словам. Это темп речи, высота и громкость голоса, особенности произношения. Паралингвистические аспекты могут дать нам лишь информацию относительно того, что, возможно, чувствует другой человек. Важно, чтобы мы вместе с клиентом проверяли, насколько эта информация соответствует его реальным ощущениям.