Рост - процесс количественных изменений объекта во времени.
Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и др. системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и развития психических функций и накладывающий определенные ограничения.
Формирование - процесс количественных и качественных изменений объекта во времени под действием внешней силы.
Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Филогенез психики - становление психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики - становление психики в течение жизни одного человека.
Особенности процесса развития:
1. Качественные изменения, переход на новый уровень функционирования.
2. Необратимость.
3. Единство прогресса и регресса – выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие.
|
|
4. Неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.
5. Переход стадий развития в уровни – с появлением новой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в виде уровня новой иерархической системы.
6. Устойчивость – успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.
Контрольные вопросы к лекции № 1
1. Как соотносятся между собой предмет и теоретические задачи психологии развития?
2. Какие практические задачи решает психология развития?
3. С какими науками связана психология развития?
4. В чем состоит принцип детерминизма в применении к психологии развития?
5. Как раскрывается принцип системности в контексте психологии развития?
6. В чем содержание понятий роста и созревания психики? Как они соотносятся между собой?
7. В чем специфика процесса развития?
8. Каково значение понятий филогенеза и онтогенеза в психологии развития?
9. Почему необходим комплексный подход к предмету психологии развития?
10. Как соотносятся между собой понятия формирование и развитие психики?
Литература к лекции № 1
1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.
2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.
Интернет-ресурсы к лекции № 1
1. http://elibrary.ru/ Ресурсы Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН)
2. http://www.psyjournals.ru. Психологические журналы. Описание. Содержание. Отдельные полнотекстовые статьи
|
|
3. Каталог психологической литературы в Интернет. (http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm)
4. Психологическая библиотека. (http://www.bookap.by.ru/)
5. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology
6. Электронная библиотека портала Auditorium.ru. (http://www.auditorium.ru)
Лекция 2. «Методы возрастной психологии»
Стратегии, методы и организация исследования в психологии развития
Стратегии исследования | 1. Констатирующая 2. Формирующая (генетическая) |
Методы исследования | 1. Наблюдение 2. Констатирующий эксперимент 3. Опрос (беседа, интервью, анкетирование) 4. Тестирование 5. Анализ продуктов детского творчества 6. Формирующий эксперимент |
Организация исследования | 1. Лонгитюд (продольные срезы) 2. Поперечные срезы |
Метод наблюдения в психологии развития
Наблюдение – планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Условия научного наблюдения:
1) Постановка цели
2) Разработка плана
3) Выбор объекта и ситуации наблюдения
4) Поддержание естественных условий
5) Невмешательство в деятельность испытуемого
6) Объективность и систематичность наблюдения
7) Разработанность способов фиксации результатов
Трудности метода наблюдения | Достоинства метода наблюдения |
1) Трудоемкость 2) Временные затраты 3) Пассивность экспериментатора 4) Требования психологической компетентности исследователя 5) Субъективность при сборе и обработке данных, интерпретации результатов 6) Невозможность проверки 7) Фиксация симптомов, а не психологических причин | 1) Возраст испытуемых не ограничен 2) Длительное наблюдение позволяет выявить переломные моменты в развитии |
Метод эксперимента в психологии развития
Эксперимент – это метод активного вмешательства в деятельность испытуемого с целью создания условий для того, чтобы проявился интересующий феномен. Эксперимент выявляет влияние независимых переменных на зависимые при постоянстве контролируемых и учитываемых промежуточных.
Виды переменных:
1. Независимая – та, которую изменяет экспериментатор
2. Зависимая – то, что изменяется в ответ на ввод независимой переменной
3. Промежуточная – не поддается контролю (мотивация)
4. Контролируемая – условие, которое не должно меняться (состав группы)
При проведении эксперимента формулируется гипотеза – научное предположение, которое нуждается в проверке.
Виды гипотез:
1. О наличии феноменов
2. О наличии связей между феноменами
3. О существовании причинно-следственных связей феноменов
Этапы экспериментального исследования
1. Теоретический – тема, литература, предмет, объект, гипотеза
2. Подготовительный – программа эксперимента, выбор зависимой и независимой переменных, оборудование, определение выборки испытуемых
3. Эксперимент – проведение диагностики
4. Интерпретация – выводы о подтверждении или опровержении гипотезы на основе анализа данных.