Содержание курсового проекта
Оглавление
ВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................... 2
1 ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПРОХОЖДЕНИЯ ТРАССЫ..................................................... 5
1.1. Географическое положение.......................................................................................................... 5
1.2. Климат.............................................................................................................................................. 5
1.3. Гидрологические условия............................................................................................................. 7
1.4. Инженерно - геологические условия.......................................................................................... 7
1.5. Растительность и почвы............................................................................................................... 7
1.7. Экономическая характеристика района прохождения трассы............................................. 8
2 РАСЧЁТ СНЕГОПРИНОСА К ДОРОГЕ.......................................................................................... 9
Подбор защиты дороги от снегоприноса на каждом участке.............................................. 12
3 ТЕХНОЛОГИЯ ПАТРУЛЬНОЙ ОЧИСТКИ ДОРОГИ ОТ СНЕГА И УДАЛЕНИЯ СНЕЖНЫХ ВАЛОВ............................................................................................................................... 19
Расчет допустимого времени снегонакопления...................................................................... 19
Определение количества машин и механизмов для патрульной снегоочистки............... 19
Определение количества машин и механизмов для уборки снежных валов.................... 20
4 ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО БОРЬБЕ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ..................................................................................................................................................................... 23
4.1 Расчет требуемого количества противогололедных материалов........................................ 23
4.2 Расчет необходимого числа машин и механизмов для ликвидации зимней скользкости.................................................................................................................................................................. 23
Почасовой график работы распределителей противогололедных материалов............... 27
4.4 Выбор типа и схема размещения базы противогололедных материалов [2].................... 28
5 ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ БОРЬБЕ С ЗИМНЕЙ СКОЛЬЗКОСТЬЮ [1].... 32
6 ОХРАНА ТРУДА И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗИМНЕМ СОДЕРЖАНИИ [7].... 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................. 38
ВЕДЕНИЕ
Курсовой проект по дисциплине “Эксплуатация автомобильных дорог” посвящен решению одного из основных вопросов эксплуатации дорог, а именно содержанию дорог в зимний период.
Зимнее содержание представляет собой комплекс мероприятий, которые должны обеспечивать бесперебойное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и нагрузками, соответствующими требованиям, установленным в Технических правилах ремонта и содержания автомобильных дорог.
Для выполнения указанных требований дорожная эксплуатационная служба должна обеспечить высокий уровень зимнего содержания дорог, основными показателями которого являются: ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин; толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах; сроки очистки дороги от снега и ликвидации гололёда и зимней скользкости.
Зимний период года является самым сложным для эксплуатации дорог и организации движения. Продолжительность этого периода колеблется от 20 суток в южных районах до 260 суток в северных районах России. Состояние поверхности дорог и условия движения зимой формируются под влиянием отрицательной температуры воздуха, ветра, снегопада, метели, гололёда и ограниченной метеорологической видимости, а также сочетания этих факторов. В горных районах самым опасным зимой является образование и сход снежных лавин.
В состав работ по зимнему содержанию входят следующие виды работ:
- уход за постоянными снегозащитными сооружениями;
- устройство снегомерных постов необходимых для изучения работы автомобильных дорог и дорожных сооружений в зимних условиях;
- заготовка, установка, перестановка, уборка и восстановление временных снегозадерживающих устройств (щитов, изгородей, сеток и др.), сигнальных вех; формирование снежных валов и траншей для задержания снега на придорожной полосе и их периодическое обновление;
- механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин;
- профилирование и уплотнение снежного покрова на проезжей части автомобильных дорог с переходным или грунтовым покрытием;
- погрузка и вывоз снега в пределах населенных пунктов;
- распределение противогололедных материалов при борьбе с зимней скользкостью;
- регулярная очистка от снега и льда элементов обустройства (в том числе автобусных остановок, павильонов, площадок отдыха, берм дорожных знаков, ограждений и других объектов);
- очистка от снега и льда элементов мостового полотна, а также зоны сопряжения с насыпью, подферменных площадок, опорных частей, пролетных строений, опор, конусов и регуляционных сооружений, подходов и лестничных сходов;
- круглосуточное дежурство механизированных бригад для уборки снега и борьбы с зимней скользкостью, патрульная снегоочистка;
- устройство, поддержание в чистоте и порядке зимних автомобильных дорог (автозимников);
- обслуживание и восстановление баз хранения противогололёдных материалов и скважин для добычи природных рассолов, приготовление противогололёдных материалов, поддержание в чистоте и порядке подъездов
к базам хранения противогололёдных материалов и скважинам для добычи природных рассолов;
- поддержание в чистоте и порядке автоматических систем раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости, а также автоматических систем распределения противогололёдных материалов на развязках в разных уровнях и искусственных сооружениях;
- закрытие отверстий водопропускных труб осенью и открытие их весной, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов;
- борьба с наледями на автомобильных дорогах, в том числе у искусственных сооружений;
- проведение противолавинных мероприятий, уборка лавинных отложений;
- устройство, поддержание в чистоте и порядке ледовых переправ.
В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать природно-климатические условия работы автомобильной дороги в зимний период;
- выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса, определить способы снижения снегозаносимости;
- разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных заносов;
- назначить технологию патрульной очистки снежных отложений;
- определить материал и средства борьбы с зимней скользкостью;
- разработать график зимнего содержания участка автомобильной дороги.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПРОХОЖДЕНИЯ ТРАССЫ
Географическое положение
Омская область находится в Западной Сибири. На юге граничит с Казахстаном, на западе и севере — с Тюменской областью, на востоке — с Новосибирской и Томской областями. Территория области простирается на 600 км с юга на север и на 300 км с запада на восток.
Самая восточная точка Омской области находится у озера Большие Кучалы Муромцевского района 56°09′22″ с. ш. 76°18′25″ в. д.HGЯO. Знак установлен 22 июня 2012 года в память о сибирском краеведе, профессоре Александре Дмитриевиче Колесникове.
Климат
III дорожно-климатическая зона.
Климат умеренный континентальный: зима холодная, солнечная и снежная, лето жаркое, сухое. Средняя температура января −19 °C, июля +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C, соответственно. Осадков 300—400 мм в год. Вдоль Иртыша, в т. н. Прииртышье, наблюдается «оазисный» микроклимат, с более лесистым и овражным ландшафтом. На территории области произрастает 85 видов лекарственных растений, из них 65 применяются в научной медицине. Из общего числа лекарственных растений 17 входят в список редких и исчезающих, заготовка их категорически запрещена.
Таблица 1 - Среднемесячная и среднегодовая температура воздуха.
Пункт наблюдения Омск | Месяц | Год | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||
Температура,Сº | -17,3 | -16,9 | -8,2 | 3,4 | 11,8 | 17,7 | 19,7 | 16,1 | 10,5 | 1,7 | -7,5 | -14,4 | 1,4 |
Таблица 2 - Повторяемость и скорость ветра по направлениям.
Омская область | Повторяемость ветра в % | |||||||
Скорость ветра, м/сек | ||||||||
с | св | в | юв | ю | юз | з | сз | |
Январь | 4 | 6 | 14 | 10 | 20 | 27 | 12 | 7 |
2,8 | 2,8 | 4,4 | 4,4 | 4,7 | 5,1 | 4,5 | 4 |
Роза ветров в январе
Рис.1. Роза ветров Омской области в январе
Таблица 3 - Среднемесячное и среднегодовое количество осадков
Пункт Наблюдения Омск | Месяц | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Год | |
Температура, Сº | 24 | 16 | 14 | 21 | 35 | 50 | 60 | 56 | 36 | 31 | 30 | 27 | 400 |
Дорожно-климатический график Омской области представлен (рисунке 2).
Рисунок 2 – Дорожно-климатический график Омской области