Глава 3. Оценка уровня эмоционального состояния детей дошкольного возраста на примере неврозности

В предыдущей главе были перечислены основные особенности воспитания детей единственными в семье. В результате проведенного анализа было выяснено, что воспитание единственного ребенка в семье раскрывается в психологии больше с негативных сторон. Современные исследователи отмечают, что в последнее время растет число тревожных и неврозных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Многие психологи связывают это именно с увеличением количества семей с одним ребенком.

Исследователь Кириллова в своей книге «Тревожный ребенок» пишет следующее: «Тревожность часто встречается у единственных в семье детей, которые окружены избыточным вниманием со стороны взрослых членов семьи, что называется гиперопекой или сверхконтролем. Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских тревог и забот. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей».

У каждого ребенка в детстве могут развиваться детские неврозы. Они могут развиваться из-за интенсивного беспокойства. По мнению терапевта А. И. Захарова, в процессе развития человеческого тела тревога может проявляться: как страх «быть никем» (младший дошкольный возраст); как страх «быть ничем» (старший дошкольный возраст); как страх «быть неправым» (младший школьный возраст) и как страх «не быть собой» (отрочество). Внезапный, острый страх с переходом к ужасу, с ощущением неизбежной смерти от какого-то зловещего расстройства в теле, может превратиться в болезненную, патологическую. Все это в разные периоды развития может способствовать развитию неврозов. Нейротический страх - сейчас есть опасение, что что-то опасное происходит - в отличие от беспокойства, которое представляет собой страх перед чем-то плохим в будущем, даже рядом.

В научной литературе говорится: «Неврозы (от греческого нейрона - вены, нервы) - группа«пограничных»функциональных нейропсихических расстройств, проявляющаяся в конкретных клинических явлениях при отсутствии психотических явлений. Неврозы имеют полифакторный характер. Факторы: биологические (наследственность и конституция, долгосрочные соматические заболевания), социально-психологические (неблагоприятные семейные обстоятельства, ненадлежащее воспитание) [1.c.328-329].

А. И. Захаров считает, что невротический страх, который либо не оправдан угрозой, либо не соответствует ему с точки зрения значимости, но всегда имеет определенную психологическую основу его происхождения (мотивации). Невротический страх в форме общей робости, страх перед ожиданием (в оригинале З. Фрейдом - невроз беспокойства). Классической моделью невротического страха является фобия. В отличие от невротического реального страха, который возникает в этой внешней опасности, является выражением инстинкта сохранения (Freud Z., 1922). Опасения в неврозах значительно больше, чем в норме, что подчеркивает повышенную чувствительность к опасениям с неврозами, их большую тяжесть и эмоциональный заряд. В младшем дошкольном возрасте невротических видов будет страх «быть никем», исходя из выраженной потребности в этом возрасте для эмоционального признания и поддержки близких для ребенка, к которому он привязан. Страх «быть никем», не представляющий, а не смысл, в оценках и отношениях других людей имеет связанный характер для этого возраста страха одиночества, то есть эмоциональной и социальной изоляции. Это страх быть отвергнутым, потерять поддержку, быть с кем-либо наедине с вашими тревожными проблемами, страхами и страхами, которых нет защиты и которые нарушают вашу внутреннюю целостность. Чувство его ценности, уверенность в его возможностях и возможностях. Беспокойство наиболее острое, когда ребенка оставляют в покое, в темноте и в закрытом пространстве, как в случае с засыпанием. Страхи у детей часто представляют собой среднее образование о страхах родителей или их неадекватности, исходя из неблагоприятных личных характеристик в отношении детей младшего дошкольного возраста. Действительно, страх «быть никем» чаще встречается у детей гиперактивных и эгоцентричных родителей, которые создают искусственную (формализованную) и эмоциональную напряженную среду в отношениях с чрезмерными запретами, моральными предписаниями и решительными принципами, а также чрезмерную зависимость детей на себя и свое настроение. Эти же родители часто не гарантируют тепло и любовь в своих отношениях с детьми, требуя безоговорочного послушания и самоотверженных проявлений чувств любви и признания. Таким образом, они, в первую очередь матери, требуют больше от детей, чем они могут отдавать себя в плане эмоциональной отзывчивости и поддержки. Страх «быть никем» максимально представлен в истерическом неврозе, являясь одним из центральных мотивов его внутреннего конфликта.

При истерическом неврозе клинические симптомы могут проявляться в моторной сфере (судорожные судороги и т. д.), Как сенсорные и речевые расстройства (истерическая глухота, слепота, мутизм (тупость)) и вегетативно-висцеральные расстройства (рвота, диарея, сердечно-сосудистые расстройства и и т.д.).

Характерной особенностью расстройств является, как правило, их небольшая глубина, демонстративный опыт, их четкая ситуационная обусловленность. У детей истерические реакции имеют ряд особенностей: наиболее частыми нарушениями у них могут быть энурез, заикание, анорексия (отказ от питания).

В старшем дошкольном возрасте формируется еще один тип невротического страха - страх «быть ничем», то есть не существовать, а не существовать. Источником этого страха является страх смерти, обычный в нормальном и неврозах. В последнем случае он встречается в возрасте 5 лет, подчеркивая более выраженный, чем обычно, аффективный (эмоционально-эмоциональный опыт.

Итак, для проведения исследования была выдвинута гипотеза: если ребенок является единственным в семье, то уровень его неврозности и тревжности будет выше, чем у детей, растущих в многодетной семье.

Исследование проводилось на основании методики А.Н. Захарова, который был разработан с целью оценки невротической симптоматики [приложение 1].

Таким образом, было проанализированы дети двух групп семей (1 – семьи, воспитывающие одного ребенка, 2 – семьи, воспитывающие двух и более детей). Был проведен качественный и количественный анализ. Результаты представлены в диаграммах:

 

Количественный анализ:

Подсчет общего количества баллов, оценка уровня невротизации:

- если набрано от 20 до 30 баллов, то наличие невроза у ребенка достоверно;

- если набрано от 15 до 20 баллов, то нервное расстройство было или будет в ближайшее время;

- если набрано от 10 до 15 баллов, то нервное расстройство обязательно достигающее стадии заболевания;

- если набрано от 5 до 10 баллов, то необходимо более внимательно относиться к нервной системе ребенка;

- если набрано до 5 баллов, то отклонения несущественны или являются выражением возрастных преходящих особенностей ребенка.

На диаграмме явно видно, что дети, воспитывающихся в семьях с братьями и сестрами имеют более устойчивую нервную систему.

Далее, была произведена выборка детей, набравших от 15 до 30 баллов, и проанализирован качественный показатель невротических расстройств.

Качественный анализ: интерпретируется полученный показатель. Можно проанализировать группы симптомов:

- сомато – вегетативные: 12, 14, 15;

- эмоциональные трудности (сензитивность, лабильность, страхи, снижение настроения): 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

- самооценочные проблемы: 11, 13.

Из данной диаграммы видно, что удельный вес эмоциональных трудностей, составляет 55%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне тревожности, страхов и напряжения в группе детей с проявлениями невротизации.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в процессе написания курсовой работы исследование позволяет сделать следующие выводы. единственный ребенок обычно окружен повышенным вниманием взрослых. Особенно благоговейно - из-за возраста - принадлежит детям старшего поколения. Многие бабушки и дедушки души не чают в единого внука. Но гиперопа, как мы знаем, порождает детские страхи. Дети испытывают беспокойство взрослых. Они могут расти зависимыми, зависимыми. Те, кто слишком сильно защищены и контролируются в детстве, не могут принимать смелые, решительные действия во взрослую жизнь.

Ребенок вообще вреден для ощущения центра вселенной, вокруг которой вращаются спутники-планеты - его семья. И в семьях одного ребенка это почти неизбежно. Этот «дентоцентризм» ведет к формированию потребительской психологии: дети начинают рассматривать своих родственников как их придаток, существующий только для удовлетворения их потребностей и прихотей. Это особенно заметно в подростковом возрасте.

Не будучи последней причиной подростковой инфантильности, воспитания единственного ребенка в семье, когда гиперпопулярность взрослых не позволяет ему нормально расти. И он, сказал он, эгоистичный, я уверен, что это будет означать, что взрослые будут иметь много прав и почти никаких обязанностей.

В этой связи родители должны подумать о том, как наилучшим образом сформулировать цели для себя, а именно, цель и мотив воспитания ребенка - счастливая, полноценная, творческая и полезная жизнь для этого ребенка. Создать такую ​​жизнь и быть направленной на семейное воспитание. Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение образованию того или иного мотива, а также место воспитания всей личности личности все это придает особый, уникальный индивидуальный характер воспитанию каждого родителя.

Гипотеза, выдвинутая в результате экспериментального исследования подтверждается, дети, воспитывающиеся в семьях с одним ребенком более подвержены появлению тревожности и неврозов, чем дети, растущие в многодетных семьях.

        




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: