Литаврин Г. Как жили византийцы СПб.,1999. http://www.biblicalstudies.ru/books.html#Litav

4.Культура Византии. Т. 1-3. М., 1984-1991

 

Тема 14. Россия в контесте мировой культуры.

Русская культура как часть мировой культуры, соотношение национального и вселенского в русской культуре.Записки иностранцев-путешественников о России: Мадам де Сталь, Жозеф де Местр, др.Петербург: первая «европейская» столица России. История строительства. Петербург как явление русской культуры: город-фантом, литературные, музыкальные, философские образы Петербурга. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя, «Петербург» А.Белого, петербургский периода творчества А.А.Блока. «Религиозно-философские собрания в Петербурге начала 20 века. Серебряный век русской культуры. Европа и Россия в начале 20 века: культурное взаимовлияние. Русская музыка в мировом контексте: Скрябин, Рахманинов, Прокофьев - Дебюсси, Равель, Малер. Поэзия серебряного века. «Русские балетные сезоны» в Париже. Эпоха утраченных возможностей. Уход «философского парохода».

 

Литература:

1.Данилевский Россия и Европа. М. 1991.

2.Бердяев Н.А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990.

3.Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., Лениздат. 1991

4.Российский цивилизационный космос. М., Эйдос. 1999.

 

Методические указания студентам вечернего отделения.

Кроме указанных в разд. 2.1.тем и вопросов, студенты вечернего отделения используют рабочую учебную программу (см. разд. 1.2.2), в качестве опорного материала для самостоятельной работы.

 

Контроль самостоятельной работы

Контроль самостоятельной работы осуществляется путем проведения письменных работ по вопросам, указанным в разд.2.2.

 

Требования к уровню освоения программы

3.1.В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:

Понимать

и объяснять феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;

знать:

формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации;

этапы развития культурологического знания, основные научные школы, направления, концепции культурологи;

условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;

уметь:

оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;

уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и современной социокультурной ситуации.

 

Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знани

Дневное отделение.

Формы промежуточного контроля знаний — аттестация. Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:

Перечень вопросов для промежуточной аттестации:

1.Понятие культуры. Основные определения культуры.

2.Культура как целостность. Системный подход в культурологи.

3.Культурологическая концепция Л.Уайта.

4.Границы культуры. Природа-культура-человек.

5.Функции культуры.

6.Механизмы культуры.

7.Динамика культуры. Культурные реформы и революции.

8.Типология культуры. Теории локальных цивилизаций.

9.Генезис культурологического знания. Мифология, Античность, Средние века.

10.Культурологические концепции эпохи Просвещения. Вико, Гердер, Фергюссон.

11.Классическая модель культуры. И.Кант.

12.Теории культуры 19-20 веков. Эволюционизм. Диффузионизм.

13.Анимистическая концепция Тайлора. Метод пережитков.

14.Биологическое направление в изучении культуры.

15.Психологический и психоаналитический подходы к изучению культуры.

16.Функционализм.

17.Методы культурологи. «Науки о духе» и «науки о природе». Синтетический метод культурологи.

18.Общая характеристика земледельческих культур Древнего Востока.

19.Письменность. История возникновения и виды письма.

20.Письменность. Роль писца в культурах Древнего Востока.

22.Месопотамия: основные вехи социокультурной истории.

23.Древний Египет: политическое, религиозное и общекультурное значение реформ Эхнатона.

24.Древняя Индия: специфика культурного развития. Основные религиозно-философские системы.

25.Древняя Индия: возникновение буддизма.

26.Древний Китай: конфуцианское социально-этическое учение.

27.Древний Китай: традиционные китайские верования и даосизм.

28.Япония: дзен-буддизм и бусидо.

 

Форма итогового контроля знаний — тест в конце 2-го семестра.

 

Вечернее отделение:

Промежуточная аттестация предусматривает обязательное написание реферата. Тема реферата должна быть одобрена преподавателем. Срок сдачи реферата – в период проведения промежуточной аттестации.

Примерный перечень тем рефератов:

Культура как предмет междисциплинарного анализа.

Системный подход в культурологии.

Принципы семиотического анализа культуры.

Проблема типологии культур.

Культура как проблема психоанализа.

Культурно-антропологический синтез в исторической науке. Школа «Анналов».

Повседневность как предмет культурологического анализа.

Диалогическая концепция культуры.

Особенности мифологического сознания.

Мифология и религия Древнего Египта.

Ислам: вероучение и основные направления.

Византия: специфика типа культуры.

Греция и Рим: общее и особенное.

Знание и вера в культуре Средневековья.

Социокультурный проект модерна.

Киберкультура: человек и техника.

Проблема этнокультурной унификации в эпоху глобализма.

 

Форма итогового контроля знаний – тест.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: