Содержание и специфика социальной адаптации выпускников интернатных учреждений

Социальная адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия человека со средой. В процессе социальной адаптации индивид выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями и интересами, используя при этом различные комбинации приемов и способов, стратегий социальной адаптации.

Для того чтобы подготовить выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни социальный педагог должен осуществлять какую-либо деятельность.

Эффективность работы социального педагога/психолога по подготовке детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни во многом зависит от выбора форм и методов работы с учетом их психологических особенностей.

Разрабатывая комплекс мероприятий по подготовке детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни необходимо учитывать исходный уровень готовности каждого ребенка, который выявляется на этапе диагностики. На этом этапе очень важно установить доверительные отношения с воспитанниками интернатных учреждений, а также оценить их возможности [2, с. 239].

Далее проводится коррекционная работа, которая предполагает формирование активной жизненной позиции, желания реализовать себя, сознательное принятие идеалов общества и трансформация их в личные убеждения и ценности, интеллектуальную готовность, устойчивый эмоциональный фон, наличие коммуникативных навыков; умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, самостоятельно планировать свою жизнь и сексуальную культуру [3, с. 99].

Необходимо отметить, что коррекционная работа проводится в процессе социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Направления социально-педагогической деятельности вызваны действием некоторых обстоятельств и формируются по принципу обозначения трудностей, возникающих в процессе жизнедеятельности детей, лишенных родительской опеки, решение которых способствует получению положительных результатов. Несмотря на то, что эти направления вытекают из квалификационной характеристики социального педагога, они значительно шире, так как требуют участия всех, кто воспитывает и обучает детей, лишенных родительской опеки.

Остановимся более подробно на основных направлениях социально-педагогической деятельности:

1) разработка индивидуального плана развития и реабилитации ребенка;

2) составление плана текущего сопровождения ребенка;

3) проведение мониторинга развития ребенка;

4) проведение психолого-медико-социальных консилиумов;

5) подготовка выписок из протокола консилиума по результатам мониторинга с конкретными рекомендациями для каждого ребенка;

6) устройство детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения;

7) посещение детей, детских садах, общеобразовательных учреждениях;

8) проведение занятий, коррекционно-развивающих игр, индивидуальных бесед, консультаций специалистов с детьми;

9) наблюдение за ходом адаптации и проживания ребенка в интернатном учреждении, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с другими людьми;

Далее рассмотрим более подробно формы и методы подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни. Все мероприятия социальный педагог/психолог может проводить как самостоятельно, так и с помощью соответствующих специалистов. Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах. Формы и методы работы могут быть разнообразными: беседы, убеждения, рассказы, лекции, диспуты, игры, психодрамы, которые направлены на формирование самостоятельности, ответственности, способности устанавливать длительные прочные отношения, умения самостоятельно организовывать свой досуг.

Беседа может быть стандартизированной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных развернутых сведений, но требует специальных навыков. Лучше задавать непрямые вопросы, на которые можно получить развернутые ответы. Необходимым условием проведения беседы является создание доверительных отношений между социальным педагогом и детьми-сиротами [9, c. 21]. В процессе беседы специалист может рассказать детям-сиротам о правилах поведения в обществе, о нравственных нормах, о том, как вести домашнее хозяйство, о взаимоотношениях членов семьи и много другое.

Эффективной формой регуляции отношений ребенка-сироты и социума выступает убеждение. Органическая его часть – это требование, без которого невозможно перестроить неверно сложившиеся представления ребенка-сироты о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Требования могут быть различны: безоговорочное, не допускающее возражений (нельзя воровать, обманывать, ходить грязными, неопрятными и т.д.), более мягкое, требование в виде обращения (сделай, пожалуйста; не делай этого, иначе ты огорчишь родных и др.). Требования должны быть основаны на уважении к личности ребенка-сироты, понимании его душевного состояния, пронизаны гуманностью, заинтересованностью в судьбе ребенка, разумностью предлагаемых действий по их выполнению; они должны выдвигаться с учетом мотивов и внешних обстоятельств, вызвавших те или иные поступки ребенка. Основная функция убеждения заключается в том, чтобы поставить перед детьми задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения в обществе, а также определить содержание предстоящей самостоятельной жизнедеятельности [20, c. 8].

Рассказ и лекция – монологические формы убеждения, которые ведутся от одного лица – социального педагога/психолога. И та, и другая форма используются для того, чтобы разъяснить детям, оставшимся без попечения родителей, определенные нравственные понятия. Рассказ непродолжителен по времени, и может быть основан на ярких, красочных примерах, фактах. В лекции, как правило, раскрываются более сложные нравственные понятия (гуманизм, патриотизм, долг, добро, зло, дружба, товарищество и др.), поэтому она применяется для детей старшего возраста.

Также для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, социальный педагог/психолог может использовать такую форму работы как диспут. Диспут способствует формированию суждений, выявляет разные точки зрения детей-сирот на этические понятия, противоречивость в оценке разных форм поведения. Поэтому необходимо учить воспитанников аргументировать свои взгляды, уметь слушать товарища, возражать ему в корректной форме, если это необходимо. Следует отметить, что роль социального педагога при проведении диспута внешне сводится к руководству им: оперативному направлению хода диспута, обобщению и анализу высказываний детей-сирот, подведению итогов. Однако положительный исход диспута зависит от тщательной подготовки к нему социального педагога/психолога: выбор темы диспута, понятной и близкой детям, тщательный отбор вопросов, которые будут предложены для обсуждения. Таких вопросов может быть немного, но каждый из них должен предполагать разные ответы; необходимо заранее согласовать с детьми-сиротами тему диспута, подобрать соответствующую литературу, с которой дети знакомятся до диспута, использовать различные средства, например, видеофильмы, картины, фотографии и др. [23, c. 41].

С целью подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни социальный педагог также может использовать психологические игры. Психологические игры – это наиболее эффективный способ для овладения умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни, а также возможность выявления скрытых способностей и талантов детей-сирот. Разумеется, при всем при этом взрослые люди не могут не интересоваться играми. Напротив, они стремятся подобрать наиболее подходящие для ребенка, чтобы игры были не просто развлечением, а приятными упражнениями. В процессе игры дети-сироты не только познают мир, но и знакомятся с психологией человека, что происходит благодаря общению и взаимодействию. А из этого легко можно сделать вывод, что психологические игры чрезвычайно полезны и, даже можно сказать, просто необходимы для нормального развития ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни [27, c. 13].

С целью формирования у детей-сирот навыков конструктивного разрешения конфликтов со сверстниками и оптимизации общения социальный педагог проводит психодраму и социально-психологический тренинг.

Следует отметить, что с 30-х годов прошлого столетия метод психодрамы используется в образовательных целях зарубежными и отечественными педагогами и психологами. В социально-педагогической деятельности с детьми, оставшимися без попечения родителей, данный метод можем использовать для подготовки их к самостоятельной жизни. С помощью данного метода социальный педагог/психолог может сформировать у детей активную жизненную позицию; научить осуществлять правильный выбор, руководствуясь объективной оценкой ситуации; помочь детям самостоятельно полноценно функционировать в социуме; научить их решать самостоятельно личные и житейские проблемы и правильно определиться с выбором профессии.

Занятия проводятся в форме группового взаимодействия, где используется ролевая игра, во время которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения детьми-сиротами чувств, которые связаны с важными для них проблемами. Во время психодрамы создаются необходимые условия для переосмысления личностью собственных проблем и конфликтов, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоциональной реакции, формирования адекватных приемов поведения [28, c. 45].

Также для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, можно применять социально-психологический тренинг – это интерактивная форма обучения, в процессе применения которой создаются условия для формирования у детей, оставшихся без попечения родителей, нового социального опыта, ведущего к изменению мышления, их поведения. С помощью тренинга мы можем сформировать у воспитанников умения и навыки самостоятельной жизни, способность к принятию решений. Также следует отметить, что результатом социально-психологического тренинга в данном случае является формирование у детей-сирот умений и навыков действовать не так, как они привыкли в конкретной ситуации, а по-другому, так, как необходимо. Если на лекции мы предоставляем воспитанникам только информацию, то участвуя в тренинге, они могут попробовать новую форму поведения, отработать реакции, которые раньше не использовали.

В тренинге широко используются различные методы, которые направлены на стимулирование взаимодействия участников. Все они имеют название интерактивные техники и обеспечивают взаимодействие детей-сирот. Тренинг содействует интенсивности обучения, результат которого достигается благодаря собственной активной работе участников. Знания не подаются в готовом виде, а становятся продуктом активной деятельности самих воспитанников. В центре внимания – самостоятельное обучение участников и интенсивное их взаимодействие. Ответственность за результативность учебного процесса несут в одинаковой степени и социальный педагог, и каждый участник тренинга. После завершения тренинга не все его результаты осмысливаются участниками сразу. В полной мере эффект тренинга проявляется позже, когда дети, оставшиеся без попечения родителей, будут применять усвоенные знания и изменения на практике, в повседневной реальной жизни [7, c. 64].

Следующий метод работы по подготовке детей-сирот к самостоятельной жизни – это социально-психологическое консультирование. В основе этого метода лежит идея о том, что практически каждый человек в состоянии решить большинство возникающих в его жизни психологических и социально-психологических проблем. Но в силу различных причин, дети, оставшиеся без попечения родителей, не всегда могут осознавать истинную причину возникновения проблемы, и соответственно способы ее разрешения. И в данном случае им нужна помощь специалиста. Необходимо отметить, что на первом этапе социальный педагог/психолог исследует проблемы детей. На втором – анализирует и характеризует проблему, которая позволяет понять причины, а иногда и показывает пути и способы ее решения. Далее осуществляется обсуждение и выбор возможных способов решения проблемы при условии активного участия детей-сирот в этом процессе. На следующем этапе происходит реализация задуманных действий, и последняя стадия заключается в том, что социальный педагог и воспитанник оценивают полученные результаты [26, c. 19].

Основным методом социально-психологического консультирования является беседа. Основная задача социального педагога/психолога в интернатном учреждении – помочь воспитаннику осознать и посмотреть на свою проблему со стороны, а также снизить проявление негативных эмоциональных переживаний. Затем попытаться вместе обсудить несколько возможных вариантов поведения для того, чтобы воспитанник выбрал два наиболее приемлемых.

С помощью специально организованного общения у детей, оставшихся без попечения родителей, актуализируются дополнительные психологические силы и способности, которые, в свою очередь, могут обеспечить понимание и поиск возможностей выхода из трудной жизненной ситуации в процессе самостоятельной жизни. Для того, чтобы социально-психологическое консультирование было эффективным, необходима готовность ребенка-сироты, переживающего психологический дискомфорт, психическую напряженность, принять помощь специалиста. Также социальный педагог/психолог должен быть уверен в своих целенаправленных действиях и в том, что они поспособствуют решению проблемы через актуализацию имеющихся ресурсов.

Очевидно, что процесс консультирования предполагает конфиденциальность, которая способствует установлению и поддержанию конструктивного взаимодействия между воспитанниками, социальным педагогом и психологом, доброжелательной атмосферы. Конечной целью социально-психологического консультирования является формирование умения оказывать помощь самому себе.

Таким образом, в процессе подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни необходимо учитывать психологические особенности этих детей, возраст, в котором ребенок попал в интернатное учреждение. И для эффективной работы применять различные формы и методы, такие как беседа, рассказ, лекция, диспут, методы игровой психотерапии, психодрама, социально-психологический тренинг, социально-психологическая консультация, диспут.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: