«Незнакомка» - это и авторская тревога о судьбах красоты в мире земной пошлости, и разуверение в возможности чудесного преображения жизни, и мечта о мирах иных, и драматическое постижение нераздельности «грязи» и «чистоты» в этом мире.
Мир, рождённый фантазией, хрупок и зыбок. Но это «сокровище» - единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться живым, самим собой.
И этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, поэт дарит читателям.
В поле зрения героя национальная и общественная жизнь страны. Свидетельство тому стихотворения «Поднимались из тьмы погребов…», «Митинг», «Сытые».
Второй период творчества поэта самый сложный.
Стихия – ключевой символ второго тома.
Лирический герой, попирая святыни, жаждет верить, бросаясь в вихрь любовных измен – тоскует о любви единственной.
… «О доблестях, о подвигах, о славе...»
О доблестях, о подвигах, о славеЯ забывал на горестной земле,Когда твое лицо в простой оправеПеред мной сияло на столе. Но час настал, и ты ушла из дому.Я бросил в ночь заветное кольцо.Ты отдала свою судьбу другому,И я забыл прекрасное лицо. Летели дни, крутясь проклятым роем...Вино и страсть терзали жизнь мою...И вспомнил я тебя пред аналоем,И звал тебя, как молодость свою... Я звал тебя, но ты не оглянулась,Я слезы лил, но ты не снизошла.Ты в синий плащ печально завернулась,В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют твоей гордынеТы, милая, ты, нежная, нашла...Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,В котором ты в сырую ночь ушла... Уж не мечтать о нежности, о славе,Все миновалось, молодость прошла!Твое лицо в его простой оправеСвоей рукой убрал я со стола. Близость к стихиям природы и народной жизни становится не только залогом наполненности жизни, но и серьёзным нравственным испытанием.В самом многообразии стихий необходимо сделать выбор.
|
|
Итоговым разделом второго тома трилогии стал цикл «Вольные мысли», знаменующий переход к трезвому и чёткому отношению к миру.
Что же выносит герой из приобщения к стихиям жизни?
Главное – это мужественная идея противостояния страшному миру, идея долга.
Ключевое стихотворение второго цикла – «О, весна без конца и без края».
О, весна без конца и без краю...
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!
Принимаю бессоные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!
Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
|
|
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!
И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...
Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!
И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Все равно: принимаю тебя!
24 октября 1907Стихотворение А.А. Блока “О, весна без конца и без краю...”, написанное 24 октября 1907 года, входит в цикл “Заклятие огнем и мраком”. Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.
Жизнь принимается восторженно, во всей ее полноте, во всех ее самых крайних проявлениях, во всей неприглядности («томления рабьих трудов» и «колодцы земных городов», «плач» и «неудача.
Эта мысль художественно воплощается с помощью антонимов:
Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
Сложное и противоречивое отношение к различным явлениям и сторонам жизни, может быть, даже некоторая душевная раздвоенность передается с помощью антитезы: ненавидя, кляня и любя.
В стихотворении развивается один из важнейших мотивов лирики А.Блока – «и отвращение к жизни, и к ней безумная любовь».
Какое волевое решение принимает герой?
-«Принимаю».
Но это не пассивное смирение перед неизбежностью. Герой готов противостоять несовершенству мира.
Каким выходит герой из испытаний стихиями? – Смело познавать жизнь, ни от чего не отрекаться, принять жизнь в сопряжении прекрасного и страшного начал и вести бой за её совершенство.
И вечный бой!
Покой нам только снится.