Методы сбора маркетинговой информации

При проведении кабинетных исследований производится поиск существующей вторичной информации в различных источниках (в зависимости от целей исследования), а проведение полевых исследований предполагает сбор первичной информации специальными методами.

При проведении кабинетных исследований, как правило, используются три основных метода (табл. 6.3).

Таблица 6.3. - Общая характеристика кабинетных методов сбора информации

Метод Характеристика Достоинства Недостатки
Традиционный (классически) анализ Анализ сути материала с заданной точки зрения Выделяет основные идеи, отслеживает логику связей, противоречия, зависимость контекста материала и обстоятельств его появления Субъективность, трудоёмкость
Информативно-целевой анализ Анализ информативности материалов Оценивает способность автора реализовывать коммуникативные намерения Применяется только для текстовых материалов
Контент-анализ документов Анализ наличия в содержании материалов определённых смысловых категорий Возможность статистической обработки. Высокая объективность Необходимо однозначное правило формализации, неполное раскрытие содержания, необходимость большого массива информации

 

Основными методами сбора первичной маркетинговой информации при проведении полевых исследований являются наблюдение, опрос, эксперимент.

Наблюдение - наиболее простой метод регистрации происходящих процессов. В этом случае наблюдатель на вступает в непосредственный контакт с наблюдаемым объектом. Наблюдение проводится без воздействия на объект наблюдения. Это может быть прямое или непрямое наблюдение (изучают результаты поведения, а не само поведение), открытое или скрытое, структурированное или неструктурированное, осуществляемое с помощью человека или механических устройств. Например, в торговой точке ведется наблюдение за объемами покупок какого-то товара. При этом могут применяться технические средства наблюдения (специальные зеркала, магнитофон, видео- камера, камера-глаз, тахистоскоп, измеритель зрачка, и др.) для определения реакции потребителей, например, на рекламу, новый товар и др. В процессе наблюдения события просто фиксируются без объяснения их причин.

Эксперимент - это метод исследования, при котором изменяется один (или несколько) факторов, а все остальное факторы и условия не изменяются. Он позволяет изучить влияние одного фактора на другой при одновременном контроле посторонних факторов, т.е. используется при изучении причинно-следственных связей. Эксперимент может быть полевым и лабораторным. Основной целью проведения экспериментальных исследований является сбор первичной информации у групп-участников и выявление их реакций на манипуляции. Например, оценивается реакция покупателей на предложение товара в различной расфасовке, либо новой упаковке и др. С помощью эксперимента изучаются обычно конкретные случаи разового характера, а полученные данные не всегда можно обобщить. Экспериментом является, например, повышение цены на отдельные товары.

Проведение предварительных тестов или других экспериментов перед массовым выводом товара на рынок в одном или нескольких регионах, сегментах рынка с целью получения определенной информации, приобретения опыта, проверки жизнеспособности концепции, стратегии и тактики маркетинга различных товаров, услуг и др. называют пробным маркетингом.

Опрос - это метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам). В роли респондентов могут быть участники рынка и эксперты. Способами связи с респондентом опрос могут быть: почта, телефон, компьютерные сети, личный контакт. Основные формы опроса: письменный (анкетирование) или устный (интервьюирование); однократный или многократный; групповой или индивидуальный; опрос с использованием технических средств (телефона, интернета и др.) и опрос при непосредственном контакте с респондентом. Опросы могут проводиться на улицах, в местах продаж и других местах.

При проведении качественных исследований могут применяться

панельный метод и метод фокус-групп.

При использовании панельного метода (или панели) проводится опрос одной и той же группы через определенные промежутки времени. Панельный метод позволяет сравнивать результаты исследований, проведенных в разное время и выявлять тенденции и закономерности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: