В настоящих Методических рекомендациях приведена примерная модель реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Алгоритм действий
по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным общеразвивающим программам с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
1. разрабатывает и утверждает локальный акт (приказ и положение)
об организации дистанционного обучения;
2. формирует расписание занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию
по учебным группам и сокращение времени проведения занятия до 30 минут;
3. информирует обучающихся и их родителей об особенностях реализации дополнительных общеразвивающих программ через применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным предметам, консультаций;
|
|
4. организует методическое сопровождение педагогов по организации и сопровождению дистанционного обучения (приложение);
5. проводит мониторинг технического обеспечения учителей;
6. корректирует, вносит изменения в рабочие программы по учебным предметам;
7. организует проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на платформах с использованием различных электронных образовательных ресурсов (приложение 2), регистрируясь в перечне организаций;
8. педагогам при реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
-рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность
с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся ресурсы и задания;
-выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций;
-для детей, не имеющих возможность обучаться в дистанционной форме продумать задания для обучения на дому, при этом составить график получения заданий родителями (законными представителями) для данной категории учеников;
9. при реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий заместителю директора рекомендуется взять на себя организацию ежедневного мониторинга процесса обучения с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и контроль тех учащихся, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе (заболевшие обучающиеся).
|
|
Приложение 1
Алгоритм по организации дистанционного обучения (для педагога)
1. Определите, как будете проводить дистанционное обучение.
Встречи в режиме реального времени | Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы |
Договориться с учениками, когда будет проведен прямой эфир или назначена онлайн-встреча. | Обучение учащихся можно выстроить через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких учебных материалов ученик изучает новую тему самостоятельно. |
На онлайн-уроке вы объясняете материалы, отвечаете на вопросы учеников и задаете вопросы им. | Для вопросов учеников стоит создать чат для общения, чтобы, сталкиваясь с трудностями, они продолжали выполнять задания. |
2. Выберите цифровые сервисы, которые будете использовать.
Встречи в режиме реального времени | Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы |
Zoom zoom.us/ Сервис для проведения видеоконференций и вебинаров. В бесплатной версии можно проводить встречи до 40 минут и на 100 человек. Ученики могут подключиться к встрече через телефон (рекомендуется установить приложение zoom) или через компьютер. Каждый участник встречи имеет возможность говорить голосом, демонстрировать видео и расшаривать свой экран. | Выборочно: Российская электронная школа (1 – 11 классы) Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Портал также полезен учителям, которые могут воспользоваться лучшими дидактическими и методическими материалами по всем урокам. |
Instagram Live Трансляция видео с Инстаграм. Можно проводить в своем аккаунте. Если ученики на вас подписаны, то они получат извещение о выходе в эфир. Или создать закрытый аккаунт класса и вести онлайн-встречи там. | Выборочно: Московская электронная школа (1 – 11 классы) В библиотеку МЭШ загружено в открытом доступе более 769 тыс. аудио-, видео- и текстовых файлов, свыше 41 тыс. сценариев уроков, более 1 тыс. учебных пособий и 348 учебников издательств, более 95 тыс. образовательных приложений. |
Skype Сервис для проведения видеоконференций. У каждого ученика должен быть аккаунт Skype. Создается группа класса, и в определенное время делается звонок, к которому подключаются все участники группы. | Google-документы Создание материала через документ Google и предоставление доступа ученикам. Каждый их них делает копию для себя, предоставляет доступ учителю с правом комментирования и работает индивидуально или совместно с кем-то (зависит от задачи). Удобно таким образом и мониторить работу ребят, и направлять их. |
Moodle Moodle предлагает пользователю различные панели инструментов, возможность отслеживать прогресс студентов и поддержку мультимедиа. Система дает возможность создавать курсы, адаптированные под мобильные телефоны. | |
TrueConf Позволит организовать качественную видеосвязь для проведения онлайн-уроков. Возможность одновременного подключения 1000 участников. Во время проведения урока учитель сможет переключиться с камеры на рабочий стол своего компьютера и показать ученикам презентацию, организовать голосование и сбор обратной связи от учеников, общаться в чате. |
3. Спланируйте работу.
Возьмите временной отрезок, например неделю, и спланируйте работу учащихся по вашему учебному предмету. Чтобы организовать работу целостно, отталкивайтесь от учебных результатов, которых должны достичь ученики.
|
|
-Проработайте 3 вопроса:
Встречи в режиме реального времени | Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы |
Возьмите контактные данные учащихся и их законных представителей: номера телефонов, адреса электронной почты. | |
Составьте график онлайн-встреч, учитывая, что длительность занятия не может превышать 30 минут. | Составьте график доступа к материалам по темам, график контрольных точек |
Проинформируйте учащихся и родителей (законных представителей) о графике работы в режиме дистанционного обучения. |
4. Определите, как будете связываться с учащимися.
У учеников должна быть точка входа, через которую они получают доступ к учебным материалам. Если вы использовали в работе с учениками некоторую платформу (блог, сайт, мессенджеры, закрытую группу и т.д.), то и в дистанционном обучении ученики могут работать через нее. Если не было такой платформы, тогда информация может размещаться на сайте учреждения или в социальных сетях.
5. Начните создавать учебные материалы.
Организовать учебную работу дистанционно — значит помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для той возрастной группы, с которой мы работаем.
К учебным материалам добавляйте инструкции по работе (так, как если бы вы объяснили в классе), указывайте время, которое требуется для работы над заданием и по изучению материалов, необходимые стратегии, рекомендации и подсказки.
Можно использовать уже готовые учебные материалы, созданные кем-то другим, можно создавать самим.
6. Определитесь с выбором способа мониторинга процесса обучения и результативности.
Существует ряд сервисов и способов, которые помогают наблюдать за тем, как ученики справляются с выполнением заданий:
Таблица продвижения. Создайте в таблицах Google таблицу, в которую внесите имена учеников (ряды) и перечисление заданий/шагов, которые должны сделать ученики. Учащимся предоставьте доступ для редактирования. Они заходят в эту таблицу и отмечают выполнение задания. Причем могут отмечать зеленым, желтым или красным цветом в зависимости от того, насколько легко справились с заданием.
|
|
Работа в Google-документах. Ученики могут работать совместно в документах Google над заданиями или индивидуально. Учитель может отслеживать продвижение ученика по заданию, комментировать выполнение задания, направлять ученика.
Classtime https://www.classtime.com/ Удобный сервис для создания интерактивного материал разных типов (викторина, истина/ложь, классификация, сортировка, выделение текста) и мониторинга учебного процесса.
Formative https://goformative.com Инструмент формирующего оценивания, который позволяет в режиме реального времени отслеживать процесс работы учащихся, в любой момент комментировать их работы и оставлять конструктивную обратную связь.
Direct Poll https://strawpoll.de В этом сервисе можно создать опрос в считанные секунды. Используйте его для получения обратной связи от учеников. Вопросы могут быть рефлексивные, учебные или созданы с целью проведения голосования.
Google Form С помощью форм можно создать учебный тест, форму обратной связи и анкету.
Приложение 2