Четвертый из основных законов формальной или классической логики был сформулирован по прошествии значительного периода времени после обоснования Аристотелем первых трех. Его автор – видный немецкий ученый (философ, логик, математик, историк; этот список занятий можно продолжить) – Готфрид Вильгельм Лейбниц. В своей работе о простых субстанциях («Монадология», 1714 г.) он писал: «…ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, – без достаточного основания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны».
Современное определение закона Лейбница основано на понимании, что всякое положение для того, чтобы считаться вполне достоверным, должно быть доказанным; должны быть известны достаточные основания, в силу которых оно считается истинным.
Функциональное предназначение данного закона выражается в требовании соблюдать в мышлении такую черту, как обоснованность. Г. В. Лейбниц, по сути, объединил законы Аристотеля с их условиями определенности, последовательности и непротиворечивости рассуждения, и на основании этого разработал понятие о достаточном основании для того, чтоб характер размышления был логичным. Немецкий логик хотел этим законом показать, что в познавательной или практической деятельности человека рано или поздно наступает момент, когда недостаточно иметь просто истинное утверждение, нужно чтобы оно было обоснованным.
|
|
При детальном анализе оказывается, что закон достаточного основания мы применяем в повседневной жизни довольно часто. Делать выводы, основываясь на фактах – значит применять этот закон. Школьник, указывающий в конце реферата список использованной литературы и студент, оформляющий ссылки на источники в курсовой работе – этим они подкрепляют свои выводы и положения, следовательно, используют закон достаточного основания. С тем же самым люди разных профессий сталкиваются в процессе своей работы: доцент – при поиске материала для научной статьи, спичрайтер – при написании речи, прокурор – во время подготовки обвинительного выступления.
Нарушение закона достаточного основания также широко распространено. Иногда причиной тому неграмотность, иногда – специальные уловки с целью получения выгоды (например, построение аргументации с нарушением закона для победы в споре). Как пример, высказывания: «Этот человек не болеет, у него ведь нет кашля» или «Гражданин Иванов не мог совершить преступление, ведь он прекрасный работник, заботливый отец и хороший семьянин». В обоих случаях ясно, что приводимые аргументы в недостаточной мере обосновывают тезис, а, значит, являются прямым нарушением одного из основных законов логики – закона достаточного основания.
|
|
Методами, которые используются на обоих уровнях
Научное исследование
научное исследование — процесс изучения, эксперимента и проверки теории, связанный с получением научных знаний. Виды исследований: -фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применении;. - прикладное исследование.
Анализ
анализ – разложение единой системы на составные части и изучение их по отдельности; анализ эмпирический измерение особи, ее лапы и одной чешуйки
Синтез
синтез – объединение в единую систему всех полученных результатов проведенного анализа, позволяющее расширить знание, сконструировать нечто новое;
Аналогия
аналогия - это заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках;
Моделирование
моделирование — это изучение объекта посредством моделей с переносом полученных знаний на оригинал.
Глава III Сущность и принципы применения методов:
Общественные науки
Естественные науки
Гуманитарные (непонятно, почему не общественные) науки
Методы исторического исследования
Исторический метод – метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Благодаря использованию исторического метода достигается углубленное понимание сути проблемы и появляется возможность формулировать более обоснованные рекомендации по новому объекту.
Исторический метод основывается на выявлении и анализе противоречий в развитии объектов, законов и закономерностей развития техники.
В основе метода лежит историзм – принцип научного познания являющийся методологическим выражением саморазвития действительности, который включает в себя:
1. изучение настоящего, современного состояния предмета научного исследования;
2. реконструкция прошлого – рассмотрение генезиса, возникновения последнего и основных этапов его исторического движения;
3. предвидение будущего, прогнозирование тенденций дальнейшего развития предмета.
Нарушения принципа историзма может привести к:
a. некритической оценке настоящего;
b. архаизации или модернизации прошлого;
c. смешению предыстории предмета с самим предметом;
d. подмене основных этапов его развития с второстепенными;
e. неверным прогнозам будущих событий
Основные методы исторического исследования:
Описательно – повествовательный метод.
Решает вопрос получения фактов для исторического исследования
a. Сущностно –содержательный анализ -это поиск индивидуальных или общих черт
Индивидуальные и неповторимые или общие с иными (первоначальная классификация, абстрагирование)
Биографический метод
(Жизнеописание) (Наблюдение и измерение)
Биографический метод — метод исследования личности, групп людей, базирующийся на анализе их профессионального пути и личных биографий. Источником информации могут быть разнообразные документы, резюме, опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев (опрос сослуживцев), изучение продуктов деятельности.
a. Вопрос о роли личности и общества
b. Добролюбов