Историко - правовой анализ аспектов становления и развития уголовно-исполнительной системы России

 

В последнее время в России идет реформирование системы уголовной исполнительной власти, создаются и разрабатываются новые законопроекты о новых видах наказаний и эффективных способах их применения на практике. Они основаны на гуманизации системы уголовной исполнительной власти и корректировке уголовной политики в целом. Наиболее актуальными предложениями являются изменение системы исправительных учреждений, отбывание наказания разными категориями осужденных в одном исправительном учреждении только в условиях раздельного содержания, с учетом общественной опасности и количества осужденных с дальнейшей дифференциацией условий отбывания наказания.

Основой для развития и формирования правовой государственной системы, основных отраслей права, правовых основ и направлений деятельности является политика, выражающая принципы, стратегию и основные цели, которые представляет эта государственная власть и политическая структура, а также достижение общественно-полезных целей.

Одним из таких направлений деятельности государства является политика в области борьбы с преступностью. Она сосредоточена на принципах, целях, стратегии, основных направлениях, формах и методах государственного контроля над преступностью. Она представляет интересы граждан России, защищает их законные права и интересы от преступных посягательств.

Политика в области борьбы с преступностью определяется деятельностью государства, органов власти и Департамента по предупреждению, пресечению и профилактике преступлений; осуществлением гражданской ответственности лиц, совершивших преступные деяния; исполнением справедливых наказаний осужденных и достижением целей наказания.

Существует тесная взаимосвязь между уголовным правом и политикой исполнительной власти государства, поскольку уголовное право определяет уголовно-правовые меры борьбы с преступностью: уголовную ответственность; основания для совершения преступления; дифференциацию и индивидуализацию наказания; криминализацию и декриминализацию деяний; содержание, виды, систему и цели наказаний и основания для освобождения от них. Исполнительная политика государства имеет иное содержание: она определяет принципы, цели, стратегию государства, методы и формы исполнения наказаний с применением к виновным исправительных мер.

Тюремная наука в России на рубеже X-XX веков представляет большой интерес для общества. ранее в России не было спроса на знания в области пенитенциарной сферы, поскольку сложность, глубина и социальная значимость этого вопроса не была реализована.

Тюрьмы в России, в образном выражении Достоевского Ф.М., оставались "мертвыми домами", для которых специальные пенитенциарные знания не требовались. Тюрьмы старого режима не преследовали исправительных целей. Они должны были держать преступников в руках своих властей; они были средством запугивания других. На воротах тюрьмы можно было написать выражение Данте: «О вы, сюда входящие оставьте надежды навсегда».

В царской России в период с IX по XVIII века развитие правовых норм, регулирующих исполнение наказаний, процесс формирования системы наказаний, основывалось на закреплении классовых привилегий во всех сферах жизни средневекового общества. В исторических документах X века открыто провозглашался принцип неравенства различных слоев феодального общества и представителей простого народа, начиная от источников Русской правды, состоявшей из Правды Ярослава, Ярославичей, Покона вирного и урока мостников, что вошло в редакцию, так называемой «Краткой правды» [2, c. 98]. Следующим правовым источником считались Судебники 1497 и 1550 г.г., которые объединяли предписания, закрепленные в Русской Правде [3, c.8].

Новый этап в развитии положений об уголовных наказаниях был отражен в Соборном кодексе 1649 года, который характеризовался пугающей основой для наказаний и их исполнения. Основные виды наказания, как считалось ранее - самоповреждение, тюремное заключение, телесные наказания, смертная казнь.

В довоенное время, в XV-XVI веках, правовое регулирование преступлений, со всей своей феодальной направленностью, основывалось на защите государства, а не личности и интересов народа. Главной целью в борьбе с преступностью было поддержание политической стабильности государства, а внешним ее выражением - стабильность короны и самодержавия. Поэтому политика исполнительной власти того периода характеризовалась тотальной защитой государства от любых преступных деяний.

В XV веке в уголовном праве в качестве основных принципов защиты личности были отражены классовые принципы, которые впоследствии были с трудом разрушены устоявшимся крепостным правом. В его концептуальном отношении к личности его сущность определялась христианской идеей служения Богу. Государство было обязано защищать христианина и проявлять заботу о нем с учетом классовых принципов. Универсальность защиты субъектов православной веры имела идеологический приоритет перед классом, поскольку в служении самому суверену практическое служение государству выражалось и рассматривалось в то время как производная религии, как вторичное "Царство кесаря", действующее в православном мире.

В XV-XVI веках преобладали телесные наказания: избиения, увечья, которые постепенно переросли в множество наказаний: телесные наказания, штрафы, лишение свободы. Однако в этом многообразии классовый подход все же открыто торжествовал, пропагандируя абсолютную беспомощность простого народа.

Восемнадцатый век принес много изменений в состояние тюремной системы. Петр I впервые попытался кодифицировать военно-правовые нормы, регулирующие государственные и военные преступления. Наказания времени Петра характеризовались особой жестокостью, телесные наказания осуществлялись самым изощренным способом, существовали публичные, позорные наказания, унижавшие гражданскую честь и доброе имя человека. Основным документом, сыгравшим роль в изменении порядка уголовных наказаний, был военный Арктикул 1715 года. Который считался важным источником реформирования системы уголовных наказаний [5, с.11-87]. Именно в XVIII веке произошли новые преобразования в реформировании уголовного законодательства, которыми стали действия и поступки правителей Российской империи - Петра I, Анны Иоановны, Елизаветы, Екатерины I, Павла I, которые трудились на благо Отечества в меру своих умов и возможностей.

Екатерина II пыталась реформировать тюремную систему, применяя гуманные принципы. Суть ее реформ заключалась в том, чтобы изменить тюремную систему к лучшему и сделать содержание заключенных под стражей более терпимым и "гуманным". В 1775 году был принят нормативный акт о проведении провинциальных реформ, разработанный специальной комиссией: "Учреждения по управлению провинциями Всероссийской империи", что указывало на нецелесообразность сосредоточения всей местной судебной власти в руках губернаторов, в связи с чем губернии удвоились, провинции были ликвидированы, а провинции разделены на уезды [5, с.52]. В соответствии с новой реформой, проведенной во всех провинциях, пенитенциарная система была изменена следующим образом: для всех классов были созданы две палаты (по уголовным и гражданским делам), которые являлись апелляционными инстанциями по отношению к нижестоящим; был создан суд по соображениям совести, который выполнял свои функции, примиряя воюющие стороны, и предназначался для освобождения оставшихся судов от огромного числа накопленных гражданских и уголовных дел. В 1782 году на основе этой реформы был принят новый правовой акт - «Устав благочиния или полицейского», который был направлен на создание нового полицейского органа – благочиния, возглавляемого обер-полицмейстером. На управе благочиния лежали в основном охранительные функции: охрана правопорядка, исполнение приказов местных администраций, исполнение приговоров местных судов, предварительное слушание по уголовным делам, осуществление правосудия по мелким кражам и мошенничествам [6, с.189-201].

Правление Александра I кардинально изменило состояние тюремного дела. Реформа 1819 г. радикально изменила систему уголовных наказаний, были введены основы исправительно-трудового законодательства. В ходе реформ Николая I наказания были разделены на два вида - уголовные и исправительные.

Изучение опыта реформирования пенитенциарной системы России во второй половине XIX - начале XX века представляет большой интерес для сотрудников правоохранительных органов законодательной практики. В рассматриваемый период ученые продолжают рассуждать о задачах и целях карательной политики государства; о структуре и организации работы пенитенциарных учреждений в России; о наказаниях и их целях, способах воздействия на осужденных, их правах и обязанностях.

В трудах С. В. Познышева отмечалось, что тюремная наука "не является наукой, а представляет собой особый и быстрорастущий отдел уголовного права". Термин "пенитенциарная наука" впервые был использован им в его научных трудах [4, с.211]. состояние которой зависит от состояния антропологических наук, подчеркнув тот факт, что изоляция в тюрьме ассоциируется с внутренним миром заключенного, а знания в области психологии осужденных являются основополагающими в тюремном вопросе. Он резко критиковал момент запугивания в наказании и считал, что идея наказания в новых условиях ослабевает под влиянием новых идей исправления преступников [7, с.189]. Профессор Фойницкий И. Я. в своих дореволюционных работах рассматривал пенитенциарную науку как отдельную отрасль в системе политико-правовых наук, основанную на практическом опыте системы наказаний. По его мнению, пенитенциарная система представляет собой совокупность определенных социально-правовых институтов, которые воздействуют на преступность посредством воздействия на нее применяемых мер и изучения преступного поведения [8, с.233].

К началу XX века тюремная политика России формировалась таким образом, что в уголовном праве стали появляться прогрессивные тенденции в развитии системы уголовного наказания, предпринимались попытки индивидуализировать и дифференцировать исполнение уголовных наказаний, классифицировать преступников по степени общественной опасности для их личности и совершенных ими деяний.

В конце XX века в России произошли изменения в политической, экономической и социальной сферах жизни, связанные с радикальными изменениями в стране. В то же время возникли различные социально-экономические проблемы, одной из которых стал рост преступности. Для снижения роста преступности необходим комплекс целенаправленных, адекватных подходов к борьбе с этим явлением, что напрямую связано с эффективностью системы назначения и исполнения наказаний.

Процесс формирования правового государства в современной России обусловливает необходимость изучения исторического опыта построения правового государства, эволюции его основных институтов, включая изучение истории и теории системы назначения и исполнения наказаний.

Исправительная система как важный социальный институт является результатом длительного исторического развития. Современные проблемы функционирования исследуемой системы имеют глубокие исторические корни; реформа пенитенциарной системы в начале XXI века немыслима без объективного рассмотрения прошлого опыта.

Однако опыт понимания, накопленный к концу XX века, можно считать в значительной степени субъективным, поскольку в работах подавляющего большинства исследователей системы исполнения наказаний и наказания в России и за рубежом доминирует общественно-политический акцент.

Таким образом, объем исследований по проблемам пенитенциарной системы в историческом аспекте не может считаться достаточным. Широкомасштабное изучение этого вопроса на протяжении длительного исторического периода позволяет определить закономерности процесса исполнения и осуждения, а также перспективы его дальнейшего развития.

В настоящее время система пенитенциарных учреждений содержит практически все виды наказаний и является практически неэффективной и нефункциональной. Многие виды наказаний не применяются на практике, так как они устарели. Судебные власти до сих пор признают лишение свободы лидером наказаний в пенитенциарной системе и рассматривают его как совершенную и эффективную карательную меру, отвечающую всем принципам справедливости и соответствующую идее наказания в целом.

Следует отметить, что проблема лиц, отбывших наказание, в настоящее время актуальна. Со временем эти люди возвращаются к нормальной жизни, и тогда возникает вопрос, каким образом государство может помочь им в будущем. Эти люди смогут реализовать свой потенциал за тюремным забором, либо будут пропагандировать правила преступного мира, распространяя его психологию среди нормальных граждан. Государство обязано оказывать им всю возможную помощь и поддержку, выполнять их конституционные обязанности, так как они являются членами нашего общества и полноправными гражданами. Решение этих проблем зависит от уголовной политики, проводимой государством в отношении этих лиц.

Вышеизложенное показывает, что система назначения и исполнения наказаний российского государства сложна, многогранна и требует дальнейшего изучения, что определяет актуальность и дальнейшее решение проблем, стоящих перед современными реформаторами пенитенциарной системы России, схожих с проблемами второй половины XIX века. Изучение опыта тюремных преобразований второй половины XIX века и его реализация имеют большое значение для реформирования современных исправительно-трудовых учреждений. Таким образом, актуальность данной темы обусловлена комплексом тенденций, развивающихся в обществе, и имеет важное теоретическое, практическое, историческое и воспитательное значение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: