Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования
Комар С.Л., руководитель районной творческой группы учителей начальных классов
Этап Целеполагание
Цель – это запрограммированный результат, который учащийся должен получить в процессе осуществления учебной деятельности.
Цели компетентностно - ориентированного урока должны быть:
Ø диагностируемые;
Ø конкретные;
Ø понятные;
Ø осознанные;
Ø описывающие желаемый результат;
Ø реальные;
Ø побудительные (побуждать к действию).
Целеполагание (технология SMART)
Specific – конкретная
Measurable – измеримая
Achievable – достижимая
Realistiс – реалистичная
Timed – определённая по времени
Цели учителя:
Ø создание условий для проявления познавательной деятельности учащихся, воспитания и развития их индивидуальных способностей;
Ø развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной культуры;
Ø формирование познавательного интереса к …
|
|
Ø развитие умения формулировать свою точку зрения и аргументировать её;
Ø поощрение учащихся за попытки что-то сделать.
Цели:
• создание необходимых условий для ознакомления с материалом о проблемах подростков в нашей стране и за рубежом;
• создание условий для развития логического мышления, памяти, умения работать самостоятельно и в группе;
• воспитание интереса к английскому языку как средству общения;
• формирование чувства ответственности при работе в группе.
Задачи:
• осуществить совместное с детьми целеполагание;
• ввести и первично закрепить лексику по теме «Проблемы подростков»;
• способствовать формированию навыков устной речи путем создания ситуации беседы, дискуссии;
• развивать умение воспринимать на слух информацию и выражать свое отношение к проблеме;
• совершенствовать навыки чтения с извлечением из текста определенной информации.
Этап Отбор содержания учебного материала
Требования к организации обучения в рамках компетентностного подхода к отбору содержания: сначала надо выяснить, для чего нужен данный предмет, а затем уже отбирать содержание, освоение которого позволит получить желаемые результаты.
Дидактические условия отбора содержания образования при компетентностном подходе:
• опора на субъективный опыт учащихся;
• использование практико-ориентированных ситуаций как для постановки проблемы, так и для ее непосредственного решения;
• соединение в содержании интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих;
• использование открытых (с не определенным заранее результатом) и закрытых (с заранее запланированным ответом) учебных заданий;
|
|
• использование избыточной информации для выработки навыков работы и право выбора нужной информации и способов его обработки.
Этап Выбор формы организации образовательной деятельности
Трудности применения интерактивных методов в образовательном процессе:
незнание содержания метода;
· неумение применять его на практике;
· непонимание места метода в структуре занятия;
· неверие в эффективность применения методов в процессе обучения.
Основные характеристики творческого урока:
• Исследовательский метод и вид деятельности.
• Отсутствие строгого плана, допущение ситуативности в структуре урока.
• Многообразие подходов и точек зрения.
• Самопрезентация и защита творческого продукта, а не внешний контроль.
Блочно-модульная технология
• ориентационно-мотивационный модуль (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий, постановка вопросов для поиска информации, вопросы и форма итогового контроля);
• блок самостоятельной работы с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель здесь выступает в роли консультанта, наставника);
• практические занятия с материалом курса (для естественных наук – лабораторные занятия, для гуманитарных – дискуссии или игровое моделирование);
• модуль контроля (итоговое тестирование, опрос, устный экзамен).
Преимущественными формами проявления самостоятельности учащегося в учебной деятельности считают следующие формы:
• анализ текста;
• обобщение информации;
• обсуждение;
• создание текста;
• выступление (презентация).