Импровизация, образность речи

 

Общение с учениками - творчество. Учитель заранее определяет замысел урока и программирует его, но реальная встреча с учениками опрокидывает прогнозы учителя, вносит коррективы в план. Учитель-артист всегда импровизатор, всегда раскован. Школьников всегда влечет к себе чувство творческого поиска и решения, совершаемого учителем на глазах класса и при участии класса. Импровизация требует от учителя предельного контакта и отклика аудитории. Такая свобода возможна только на уровне свободного владения предметом, а свободу владения дает знание предмета. Импровизация есть мастерство. За уровнем профессиональной подготовки стоят годы внутренней душевной подготовки. В занятия с учениками вкладывается все содержание прожитой жизни.

Современный школьник более чуток к эстетике слов. Слушая радио, читая газеты, журналы, книги, следя за телепередачами, ребята многосторонне знакомятся с красотой слова. У них есть уверенность в том, или надежда на то, что каждый учитель - преподает ли он математику, литературу, физику или историю - должен уметь «глаголом жечь сердца людей», чтобы его слово несло оттенок художественности, было выразительным и неистертым.

Школьники переживают и понимают эстетику науки, предмета, урока, выступления, когда учитель, пренебрегая серым, тяжеловесным, бесстрастным языком учебников и учебных пособий, совмещая в своих рассказах обязательную точность и обстоятельность доказательств, выражает мысли профессионально и вместе с тем образно. [1, с. 34]

Образная речь строга, научна, но наука в ней выступает в увлекательной форме, свободной от учебно-канцелярских оборотов, искажений литературного языка. Эта речь эмоциональна, индивидуальна.

На образность речи огромное влияние оказывает способность учителя к ясному произношению. Речь учителя не должна быть торопливой. Школьники всегда обращают внимание на дикцию учителя, ее четкость, ясность, благозвучие, мелодичность.

Главная выразительная сторона голоса - интонация. Она выражает состояние говорящего: удивление, огорчение, торжество и т.п.

Итак, на образность речи учителя особенно влияет приятно звучащий голос, его мелодичность, многообразие в нем характерных красок и богатых оттенков, богатство интонаций.

Во всем этом проявляется и выражается весь духовный мир педагога, его душевность, самобытность, артистизм.

 

Пластика

 

Учитель - артист умеет и «ступить», и «молвить». Он надежен личностной, персональной запоминаемостью, пластикой поведения. Пластика - это язык телодвижений, выразительность тела, владения им.

А.С. Макаренко отмечал пластическую культуру как органический элемент педагогических способностей. По его убеждению учитель должен владеть мимикой, сдерживать свое настроение, контролировать жесты. Это достигается самовоспитанием. Но хорошо бы в будущем преподавать пластическую культуру в вузах, об этом мечтал А.С. Макаренко. [1] Учителю необходимо учиться и не стесняться выражать свое отношение, переживание, настроение к излагаемому событию через жесты, мимику, голос. «Внутренний аппарат чувств» равен «телесному аппарату». Это необходимое условие творческой работы. Составными компонентами артистизма учителя являются его эрудиция, обаяние, самобытность, импровизация, образность речи, пластика. Все эти качества оказывают огромное влияние на формирование личности учителя, а личность учителя определяет его индивидуальный стиль. Индивидуальный стиль представляет собой совокупность своеобразных проявлений учителя как личности, человека и профессионала. Стильный учитель индивидуален, оригинален, неповторим, самобытен. Он - личность с ярко выраженным артистизмом. Индивидуальный стиль учителя, его личностное «я» можно определить несколькими штрихами:

) ясность поведения

Учитель не может быть загадочным сфинксом. Прямодушие, бесхитростность, искренность, четкость поступков и побуждений - вот критерии ясности поведения. Обе реальности жизни учителя - повседневная (за пределами школы) и образцовая (на глазах учеников) - должны составлять неразделимое целое.

) благородная простота

Одинаково проникновенное внимание ко всем людям, независимо от возраста, общественного положения, интеллектуальных и нравственных качеств, исключающие обытовление слов и поступков. Ни тени фальши, лицемерия, жеманства, манерничанья. Во всем естественность и скромность. Это - умная простота.

) мужественная сдержанность

Это - неспособность нагнетать конфликтные ситуации, бить тревогу по пустякам… Это - выдержка, терпение, самообладание, душевная собранность, умение сначала разобраться во всем, а потом принимать решения. Хотя вспышки горячности возможны в процессе творческой работы.

) лаконизм

Пренебрежение учителя к пустословию, нравоучительной риторике. Речь учителя должна быть четкой, ясной, понятной, уверенной. «Задать умный вопрос - великое дело», «история - учительница жизни», такие высказывания запоминаются быстро и надолго. У учителя на уроке или хотя бы в процессе обучения должна присутствовать мысль (фраза), которую ученики схватывают сразу и надолго. Это все можно отнести и к похвале. Похвала должна запоминаться.

Итак, артистизм, эстетические черты стиля жизни и деятельности, присущие учителю - это черты подлинных людей, независимо от их профессии. Но в учителе они сфокусированы, напряжены, интенсивны. Раскрытые выше типологические качества, определяющие артистизм и стильность учителя, просто необходимы. В идеале каждый учитель должен быть таким. Нужно развивать данные качества, так как учитель формирует способность мироощущения, мировосприятия, мироосмысления. От учителя ребята получают тот заряд идей, взглядов, понятий, решения проблем, который закладывается в отношении личность человек, в формировании мировоззрения.

 



Заключение

 

Вопросы «как», «какими путями», «с помощью каких приемов и способов» строить по-новому учебный процесс и характер взаимодействия с ребенком до сих пор остаются для педагога актуальными:

Как строить отношения с детьми: я - один, их - тридцать?

Как держать внимание тридцати?

Как построить процесс урока с учетом психологического восприятия каждого ребенка?

Как сделать, чтобы конкретный учебный предмет был им интересен?

Как найти баланс между «хочу» и «надо»?

Как управлять собой?

Как мобилизовать и развить свой творческий потенциал?

Здесь особое место занимает театральная педагогика.Современные тенденции развития образования, возросшие профессиональные требования к личности учителя усилили потребность в формировании творческой индивидуальности педагога, реализации его творческих способностей, развитии индивидуального стиля деятельности.

Профессионально важными качествами личности учителя становятся такие, как способность ярко и убедительно выражать чувства и отношения, умело сочетать в своем мышлении и поведении образное и логическое для приобщения ребенка к богатствам культуры.

Педагогу как творческой личности необходимо овладеть педагогической логикой, развивать педагогическую интуицию, способность к импровизации, педагогический артистизм, так как сила действия урока целиком зависит именно от личности самого учителя, от его персонального обаяния, от оригинальности его характера, от выразительности и интересности его поведения в классе.

 



Список литературы

 

1. Бафайл К. Веселое обучение самое запоминающееся // Управление шк. 2002 8

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм Москва 2001 г.

.   Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.

.   Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 240 с.

.   Ваганова Ж. Пед. артистизм. Можно ли им овладеть? // Народное образование 1999, 1-2,

.   Воробьев Г.Г. Школа и театр родственники. // Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня Москва, 1991

.   Гайнутдинова Л. Режиссер пришел в школу // Искусство в шк. 1993 4

.   Гончарова Т.И., Гончарова И.Ф. Когда учитель властитель дум. М., Просвещение, 1991 г.

.   Григорь И. Станиславский нам поможет. // Уч. Газета. 2000 11

.   Демакова И.Д. Должность или призвание. М., Просвещение, 1991

.   Зязюн И.А. Если хочешь научись! // Народное образование 1990 3

.   Иванихин В.В. Школе нужен учитель - артист // Наука и шк. 2001 г. 2 ст.

.   Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., Просвещение, 1988

.   Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учебное пособие. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

.   Каменский С.Е. актер или педагог? // наука и школа 2000 5

.   Колчеев Ю. Игровая театральная педагогика. // Воспит. Школьников 2008 4

.   Макарова Н.Я. Театрализация как система личного развития студ. педагог. Школьн. Технологии 2001 - 3

.   Наталья Басина, Продолжение урока следует! 2000 г. // Учит. Газета 2000 г. 11

.   Никитина А. Станиславский нам поможет // Учительская газета 2000 11

.   Прокопенко В. Возможности юмора // народное образование 2000 8

.   Репьева И. Умейте властвовать собой! // Учительская газета. 2002. 32-33.

.   Розниченко Ю. Секреты режиссуры учителю. // Народное образование 2002 2

.   Самойлова Е. Учитель это стильно // Управление школой. 2004, 4.

.   Степанов С. Шутки уместны // управление шк. 2004 4

.   Шиян Л.К. Режиссура урока // Веч. сред. Шк. 1994 - 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: