Влияние детской психической травмы на развитие головного мозга

Имеются эмпирические данные, доказывающие, что высокий уровень стресса в детстве приводит к дисфункциям серотонино-вой системы, которая играет важную роль в регуляции эмоций, включая агрессию и импульсивное поведение. Исследование се­креции кортизола и пролактина в условиях специальной ее про­вокации показало, что у пациентов с пограничным личностным расстройством их уровень был значительно ниже, чем у контроль­ной группы, причем он имел обратную корреляцию с независимо измеряемым уровнем тяжести физического и сексуального эбью-за. Это позволило сделать вывод о важной роли тяжести травма-

317


тизации в нарушениях биохимической регуляции нервной систс мы (Rinne Т. et al. — 2000).

Исследователь Р.Сапольский суммировал данные относитель но влияния тяжелого стресса на головной мозг в статье «Почему стресс так негативно отражается на Вашем мозге» (Sapolsky R. М. — 1997). В одних исследованиях у жертв травмы (как взрослых, так и детей) обнаружили сниженный уровень кортизола, в других же (например, у женщин — жертв сексуального насилия), напро­тив, — повышенный. Исследователи пришли к выводу, что это зависит от давности травмы.

Повышение концентрации глюкостероидов может иметь ней-ротоксический эффект и приводить к дегенерации гиппокампа. Так, уменьшение объема гиппокампа было зарегистрировано у взрослых пациентов с ПТСР и у женщин, переживших в детстве сексуальный эбьюз (Bremner J. D. et al. — 1997; Stein М. В. — 1997). В развивающемся организме повышение уровня кортизола и кате-холаминов может приводить к нарушению развития головного моз­га в виде избирательной потери нейронов и торможения нейрогене-за головного мозга (Gould E. et al. — 1997) или замедления процесса миелинизации нервных волокон (Dunlop S. A. et al. — 1997).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: