Что такое общение?
Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Другими словами общение -это обмен информации между людьми при их взаимодействии друг с другом. Способность общаться одно из величайших, если не из главных приобретений человека в ходе эволюции.
Ученные рассматривают общение как социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово общение происходит от латинского communis - «общество, община,общий».
Для того чтобы с кем-то обменяться информацией, необходимо прежде вступить в контакт, в общение, а затем попытаться достичь единого понимания в процессе совместной деятельности.
В едином процессе общения психологи выделяют три функции:
|
|
· коммуникативная (передача, получение и обмен информации)
· интерактивная (взаимодействие)
· перцептивная (восприятие, понимание или взаимопонимание)
Такие характеристики важны как для определения предмета, так и межличностного контакта. Понятие «общение» не только указывает на межличностный характер взаимодействия, но и относится к деятельности особого рода, в результате которого возникает психологический контакт между участниками общения. Таким образом возникающая в результате контакта и взаимодействия между людьми психологическая окраска отношений является важнейшей характеристикой межличностного общения.
Для того чтобы эффективно осуществлять совместную деятельность, необходимо построить ее план, а для этого каждому из участников необходимо оптимально понимать цели и задачи деятельности, уяснить специфику ее объекта и возможности каждого. Именно общение, включенное в процесс деятельности, позволяет осуществить «согласование» или «рассогласование» деятельности участников.
Что такое деятельность?
В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он употребляет свои потребности. В различных видах деятельности — исполнительной, управленческой, научной — роль сознания различна. Чем сложнее деятельность, тем выше в ней роль психологической составляющей.
Именно деятельность выступает в качестве основы в формировании личности. В процессе деятельности происходит воплощение в субъекте психического образа того или иного объекта окружающей среды, а затем реализация возникшая на основе этого образа отношения субъекта к предметной действительности.
|
|
Отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выделял следующие главные особенности феномена человеческой деятельности:
· она субъектна, т. е. Принадлежит человеку, а не животному;
· осуществляется в условиях совместной деятельности субъектов;
· предполагает взаимодействие субъекта с объектом, т.е.она всегда предметна, реальна, содержательна;
· сознательна, целенаправленна.
Таким образом, категория деятельности здесь используется как выражение неразрывной связи человека с миром и понимание психического как изначально включенного в эту связь.
Таким образом, деятельность в психологии рассматривается как форма активного отношения человека к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей.
Общение и деятельность.
В традиционном смысле категории «общение» и «деятельность» совершенно самостоятельны. Для отечественной психологии идея единства — является одной из основополагающих. В широком понимании общение рассматривается как сторона совместной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.
Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, поскольку вне общении людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения и т. д. В свою очередь, тот вид деятельности, в которое включено общение, влияет на содержание и форму самого общения.
Для каждого периода возрастного развития человека характерен ведущий вид деятельности, в зависимости от которого складывается и определенный вид общения.
Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения между людьми.
Взаимосвязь общения и деятельности.
Психология общения рассматривают как одну из проявлений совместной деятельности. Деятельность это не только труд, но и непосредственное общение во время труда.
Общение и деятельность подразделяют на три, опять де взаимосвязанные стороны, а именно6
· перцептивную;
· коммуникативную;
· интерактивную.
· Перцептивная сторона означает установление определенных взаимоотношений на основе процесса восприятия противоположной персоны.
· Цель коммуникативного общения в процессе деятельности — обмен информации.
· Интерактивная составляющая отвечает за организацию взаимодействия, направленного на решение общей проблемы.
В психологии есть ряд работ, подтверждающих так называемое единство общения и деятельности. Действительно, если задуматься, то люди занятые одним делом, неизбежно будут общаться как по поводу этой деятельности, так и просто. Получается, что без первого второе точно невозможно, так как деятельная личность без сомнения пересечется с другой деятельной личностью.
С другой стороны, само общение считают видом деятельности (речевая деятельность). То есть, деятельность происходит в процессе понимания получаемой информации, а так же в процессе передачи информации другому человеку в письменной либо в устной форме.
Единство общения и деятельности заключается еще в том, в процессе деятельности происходит своеобразное «формирование» как такового. Исходя из этого, делаем вывод, что в процессе совместной деятельности любой человек обогащается путем общения.
______________________________________________________________________________
2) Функции общения.
В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции:
· информационную (передача-прием информации)
· экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние)
|
|
;
· регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношение друг к другу);
· социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использование позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);
· социализации (формирование у членов коллектива умение действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).
Именно в процессе взаимной регуляции формируются и проявляются феномены, характерные для совместной деятельности: совместимость людей, которая может относится к разным психологическим свойствам и иметь разные уровни, общий стиль деятельности, синхронизация действий и т. п. В этом процессе осуществляются взаимное стимулирование и взаимная коррекция поведения. С регуляционно-коммуникативной связанны такие явления, как подражание, внушение, убеждение.
Б.Ф. Ломов выделяет и другие функции общения:
· организация совместной деятельности;
· познание людьми друг друга;
· формирование и развитие межличностных отношений.
Однако, представляется, что это не функции, а цели общения. М.И. Лисина считает, что основной функцией общения является организация совместно с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, в том числе и его преобразованию.
Цели общения.
Функции общения весьма тесно соприкасаются с основными целями общения.
Цели общения бывают самыми разными, но ученые выделяют две основные цели общения — это планирование и координация общей деятельности общества, либо конкретного индивидуума. Это значит, что общение как бы обслуживает другую деятельность, которая не является коммуникативной. Деятельность эта вполне способна носить и материальный характер и духовный (например: идеи, идеалы, ценности, мысли).
|
|
Дополнительные цели общения необычайно широки, находятся они за пределами его, то есть, общение осуществляется всегда ради чего — либо: предоставление либо получение благ, обеспечение взаимодействия во время общей работы, передачи данных, решение проблем, формирование отношения к неким явлениям и так далее.
Если же человек видит ценность лишь в себе, если ставит перед собой корыстные цели, если смысл в общении с людьми — в достижении выгоды, то такое общение можно однозначно назвать — аморальным. Ценность каждого проявляется в поступках, взглядах, оценках, и все это выявляется в процессе общения.