Условия эффективного применения наглядности

Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения:

1. Хорошее обозрение, которое достигается путём применения соответствующих красок при изготовлении подъёмных столиков, экранов подсвечивания.

2. Чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты.

3. Детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа, заключительных), необходимых для выяснения сущности явлений, а также для обобщения усвоенной информации о природе.

4. Привлечение самих детей к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

В психологических исследованиях наблюдение определяется как сложная деятельность, как сознательное и целенаправленное восприятие. В его состав входит своеобразный вид мыслительных процессов, которые базируются на чувственном познании, представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель и логопед помогают детям овладеть деятельностью наблюдения, ставят перед ними познавательную задачу, обучают различным способом обследования объектов, учат следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формируют умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение.

Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание.

Содержание занятий, связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями).

Наблюдения формируются постепенно на протяжении всей жизни человека. В своей развитой форме оно характеризуется такими чертами, полнота восприятия частей, свойств, тонкость анализа, планомерность, интерпретация, осмысливание воспринятого в свете прежнего опыта.

В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы. Экспериментальные данные убедительно свидетельствуют о том, что в таком случае этот процесс становится более полным, точным, последовательным, планомерным, многоплановым.

В работах И.В. Тихеевой, Е.А. Флериной продуктивность данной деятельности ставится в прямую зависимость от отношения ребёнка к наблюдаемому объекту, от стремления понять его.

Целостность, яркость первоначального восприятия облегчается предварительной подготовкой детей и зависит от ряда организационных моментов (например, где и как разместить детей для наблюдения).

Один и тот же объект в зависимости от цели наблюдения, а также от его состояния и особенности, дети наблюдают на разном расстоянии, с различных мест, на разном фоне.

Наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами, условно можно разделить на три типа:

1) нацеливающее внимание, требующее констатации фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий);

2) активизирующее, требующее сравнения, сопоставления, различения, обобщения;

3) стимулирующее творческое воображение, побуждающее к самостоятельным выводам и рассуждениям.

Вопросы первого типа преобладают на экскурсиях, обеспечивающих первоначальное ознакомление с явлениями, объектами природы, так как они помогают детям уточнить свои представления, выразить свои знания в слове.

Например, на первой экскурсии в парк (старшая группа) воспитатель задаёт вопросы: «Какие полевые растения вы знаете? У каких растений жёлтые (белые, синие) цветы? Какие цветы имеют сильный запах? Каких насекомых вы знаете?» и т.п.

Широко используются и вопросы второго типа, активизирующие познавательную деятельность детей и способствующие формированию у них умственных действий.

Важность этих вопросов возрастает на повторных экскурсиях, когда объектом наблюдения становятся знакомые предметы, явления, приобретшие лишь новые свойства и качества.

Поэтому педагог часто ставит вопросы, требующие установления связей, отношений, сравнения прошлого состояния объекта, явления с настоящим.

Так, на повторной экскурсии в парк педагог предлагает детям сначала вспомнить, что они видели в прошлый раз, затем рассказать, каким парк стал теперь, что в нём изменилось.

Вопросы третьего типа, развивающие творческое воображение, используются в основном в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Так, зимой в парке педагог может задать детям вопрос: «Как вы думаете, где светлее - в лиственном или хвойном лесу и почему?»

Организуя наблюдения в природе, педагог решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе,

§ учит наблюдать,

§ развивает наблюдательность,

§ воспитывает эстетически.

На основе совместной деятельности анализаторов, благодаря слову у детей образуются конкретные знания, развивается мышление, речь, интерес и любовь к природе, чувство красивого.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (кратковременные) и длительные, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.п.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь.

Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах – самостоятельно.

Наблюдение может быть организованно и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли (почвы) в цветочных горшках определить необходимость поливки и т.п.).

Этот вид наблюдения предполагает наличия у детей и некоторых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения. В ходе наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.

Необходимо, чтобы наблюдение проходило при высокой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

 

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей. Воспитатель должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали или ощупывали и правильно называли воспринимаемое. Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству.

При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по сходству обычно затрудняет детей, так как они не могут самостоятельно выделить существенные свойства сходных предметов. Этот приём может быть применён в наблюдениях с детьми в старших и подготовительных к школе группах.

Сравнивая объекты, дети этих групп с помощью взрослого выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений и получают материал для классификации их, и образования элементарных понятий.

Крупнейшие представители классической педагогики прошлого, уделяли большое внимание наблюдению и влиянию наблюдения на развитие личности ребёнка.

Я.А. Каменский отмечал, что ребёнок должен непосредственно изучать окружающий мир: «Чем более знание опирается на ощущение, тем оно достовернее. Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей, обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство», гласит знаменитое правило «Великой дидактики» Я.А.Каменского.

Беспредельную любознательность и пытливость маленького ребёнка, его естественную склонность к наблюдению отмечал другой известный педагог, психолог и философ прошлого Д. Локк: «Способность замечать малейшее различие между вещами, свидетельствует о быстроте и ясности наблюдения, который помогает разуму настойчиво и верно двигаться по пути к знанию», - писал он.

Воспитание заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь к родному краю.

Наблюдени е – это целенаправленное восприятие, сложный познавательный процесс, в котором проявляется единство чувственного и рационального.

Организованное воспитателем наблюдение объектов и явлений природы является основным способом ознакомления дошкольников с природой.

В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут, и длительными, которые ведутся в течение нескольких дней.

В группах раннего и младшего дошкольного возраста детей можно привлекать к наблюдениям за погодой, домашними животными, рыбами и птицами уголка природы.

Наблюдения эти должны быть кратковременными, но часто должны повторятся.

В средней группе, кроме кратковременных, организуется и более длительное наблюдение.

Например, за ростом и развитием растений, посеянных на земельном участке или в уголке природы.

В старшей и подготовительной к школе группах длительные наблюдения занимают наибольшее место, здесь дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями в природе и т.д.

Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательность в наступлении явлений природы, их видимую связь. Эти наблюдения дети средней группы выполняют под руководством воспитателя, а в старшей и подготовительной к школе группах самостоятельно.

Для того чтобы наблюдение способствовало формированию правильных представлений и умственному развитию детей, воспитатель должен объяснить цели наблюдения, задавать вопросы, которые направляют их внимание на характерные особенности объекта или явления.

В ходе наблюдений необходимо включать разнообразные анализаторы детей.

Педагог должен добиваться того, чтобы дети рассматривали объекты, слушали издаваемые ими звуки, поглаживали и правильно называли воспринимаемое.

Работа анализаторов активизируется, когда в ходе наблюдений воспитатель использует игровые и практические действия детей с натуральными объектами.

Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству.

При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнение по различию проводится во всех группах.

Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.

Наблюдение проводится на занятиях, экскурсиях, прогулках, во время работы на земельном участке и в уголке природы.

Для ознакомления детей с природой педагогу дошкольного учреждения требуется огромный запас знаний из разных областей науки о природе, понимание закономерностей её развития, умение правильно объяснять связи между предметами и явлениями, происходящими в природе. Особенно важно изучить природу своей местности: понаблюдать сезонные изменения, составить календарь, научиться распознавать наиболее распространённые растения и животные, знать, где можно их встретить.

От воспитателя требуется умение организовать уголок живой природы, создать для растений и животных условия, близкие к тем, в которых они живут в природе.

На занятиях в детском саду с натуральными объектами детей учат рассматривать и правильно называть части растения и животных. Воспитатель подводит к выводу, что питание, передвижение животных связано со строением их органов (например, кролик, кузнечик прыгают, потому что у них задние ножки длиннее передних; у птицы крылья, они летают; кошка тихо ходит, потому что у неё на лапках есть подушечка, куда она втягивает свои ногти).

На занятиях в группах раннего возраста, дети второго года жизни могут наблюдать котёнка, щенка, цыплёнка, птичку в клетке, плавающую в тазу рыбку и т.п.

На занятиях в младших группах наблюдения должны быть кратковременны. Очень важно изучаемый объект приближать к детям и их наблюдения связывать с действиями и радостными переживаниями. Разнообразие объектов природы и методов обучения требует от воспитателя тщательного продумывания организационной обстановки. Для рассматривания животных, комнатных растений, малышей сажают полукругом. Первые наблюдения проводятся с небольшим числом детей.

Основная задачасформировать у каждого ребёнка умение сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте, отвечать на вопросы, выделять наиболее характерные признаки предмета.

Детей привлекает всё движущееся, яркое, поэтому первыми проводятся наблюдения за живыми объектами. Необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно.

Для этой цели используется складной вольер, вокруг которого на стульчиках размещаются малыши. В начале наблюдения воспитатель побуждает животное к движению (кладёт на расстоянии пищу, гладит). При этом необходимо предоставить детям возможность самостоятельно наблюдать за объектом.

Затем воспитатель направляет внимание детей путём вопросов: «Что делает? Как ест?». Также рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги? Какие глаза, уши?». Рассматривание растения следует начинать с выделения наиболее яркого признака. Затем определяют основные особенности строения растения (стебель, листья, цветы, форма, величина, цвет).

Наблюдения носят кратковременный характер. Чтобы удержать внимание детей, воспитатель даёт им небольшие поручения, а именно: насыпать зерно в кормушку, налить воду в поилку, полить растения.

Помогая выделить основные признаки объекта, воспитатель предлагает малышам провести пальцем вдоль стебля растения, погладить животное. Можно использовать и игровые приёмы, например, приём имитации движений животного, его голоса. При повторных наблюдениях можно использовать сюрпризные моменты.

Например, раздаётся стук в дверь, и входит котёнок, или же вносят корзину, а в ней кролик. В заключении воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песенку.

 

Во второй младшей группе также один раз в две недели организуются занятия по ознакомлению с природой. Их тематика связана с содержанием работы и с особенностями сезонных явлений в природе. В процессе обучения следует шире использовать игрушки, картинки, природный материал, который позволит каждому ребёнку детально познакомиться с нужным предметом.

В осенний период воспитатель проводит несколько занятий по ознакомлению детей с овощами и фруктами. У малышей воспитывает умение различать их по форме, окраске, вкусу (например, морковь, помидор, яблоко и т.д.) узнавать на ощупь. В процессе рассматривания воспитатель задаёт вопросы «Что это? Как называется? Какого цвета?», организует обследование объектов, - даёт ребёнку подержать овощи (фрукты) проверить твёрдость, обвести форму и т.д.

Знакомство с растениями осуществляется на таких занятиях, как «рассматривание клумбы», «рассматривание осеннего дерева».

Во второй младшей группе дети должны узнавать и называть домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза и др.). А также знать некоторые особенности жизненных проявлений, чем питается, какие издаёт звуки (например, кошка мяукает, собака лает, корова мычит, лошадь ржет). Они должны также узнавать и знать названия 1-2 насекомых: бабочек, жуков; знать, что они летают, у них есть крылья.

В средних, старших и подготовительных к школе группах руководство наблюдениями осуществляется при помощи вопросов воспитателя. Детям предлагают назвать особенности отдельных частей животных, определить их окраску, понаблюдать, как они передвигаются, как питаются. В этих группах применяется и сравнение изучаемого с известным. Для активизации мышления детей данных групп, подведения их к выводам, установление связей и причин явления, помогают вопросы: «Как ты узнал? Почему ты так думаешь?»

С детьми среднего дошкольного возраста целесообразно повторить наблюдения за теми животными, изменив характер вопросов, усложнив задание. С детьми этого возраста можно понаблюдать, как животные поддерживают чистоту своего тела и жилища.

Например, предложить ребятам присмотреться к действиям кошки: шершавым языком она вылизывает шерстку на лапках, груди и боках, затем начинает умываться – смачивает слюной лапку, протирает ей мордочку, уши. Нужно учить детей различать характерные признаки домашних животных (внешний вид, повадки, а также знать о приносимой людям пользе и заботе человеку от них). Они также должны знать основные особенности внешнего вида, движений, издаваемых звуков.

Кроме того, эта группа должна узнавать и называть 1-2 представителей класса пресмыкающихся (черепаха, ящерица), некоторые особенности их внешнего вида, жизненных проявлений, передвижения (у ящериц продолговатое тело, длинный хвост, очень быстро ползёт; у черепахи тело короткое, в панцире, хвост тоже короткий, черепаха ползает медленно).

Также, должны уметь называть некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук и др.), особенности их внешнего вида и движений.

В старшей и подготовительной к школе группах, воспитатель особое внимание уделяет углублению интереса детей к млекопитающим, помогает им на основе повторных наблюдений установить связь явлений, понять причину, сделать правильное обобщение.

Поэтому воспитатель подбирает больше косвенных, требующих выбора вопросов, чтобы дети могли порассуждать, подумать.

Например, «Почему кролик прыгает, а не бегает, ползёт?», и «Что помогает ему прыгать?», «Каких ещё животных вы знаете с таким строением ног?», «Что кролик любит есть?» и т.п.

С детьми старшей группы требуется:

1) научить детей правильно называть части тела животных, подвести к пониманию, что от особенностей строения конечностей зависит характер передвижения (заяц прыгает, волк бегает). Знать о пользе домашних животных.

2) знать, чем питаются и чем полезна.

3) знать особенности внешнего вида, жизненных проявлений, места обитания ящерицы и черепахи.

4) знать, что бабочка, жук, муравей, пчела – насекомые. Иметь представления о некоторых особенностях их внешнего вида. Сравнивать насекомые по способу передвижения.

При работе с детьми подготовительной к школе группе следует обратить внимание на следующее:

1) Закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних животных и подведение детей к образованию понятий «домашние животные», «дикие животные», «хищные» и «травоядные».

2) Уметь связно рассказать об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений животных (ящерицы и черепахи и т.п.).

3) Различать бабочек, жуков. Знать цикл развития бабочек и жуков. Представлять себе, чем питаются насекомые. Знать, что муравьи и пчёлы живут большими семьями. Знать некоторые формы защиты насекомых (окраска, химическая защита).

Как уже ранее отличалось, наблюдения можно проводить не только на занятиях, но и на экскурсиях, прогулках и в уголках природы. Практика обучения ознакомления детей с природой показала, что наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от неё зависят изменения в жизни растений и животных.

Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света – общие условия необходимые для их роста и развития. При этом воспитатель на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинаковы.

Наблюдения на прогулке, экскурсиях дают возможности раскрыть перед детьми, начиная со среднего возраста, некоторые несложные биоценологические связи, действующие в растительных и животных сообществах того или иного ландшафта.

Так, дети выявляют, что некоторые птицы питаются насекомыми. Затем воспитатель обращает внимание детей на изъеденные листья деревьев, кустарников, цветущих растений. И после этого дошкольники могут сделать самостоятельный вывод о том, что деревья кормят птиц, но и птицы в свою очередь, питаясь вредными насекомыми, гусеницами, приносят деревьям пользу.

Так, постепенно дети подходят к пониманию различной взаимозависимости, существующих между растительным и животным миром. Наблюдения за животными также помогают раскрыть некоторые их связи существования.

Внимание детей следует обращать на факты приспособления животных и растений, к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолодания. Выяснение этих связей следует начинать с установлением условий питания. Здесь дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в тёплые края.

Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, ёж), другие запасают заблаговременно корм (например, грызуны). Тут важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у кролика и зайца изменяются окраска, вырастает тёплая, светлая шерсть.

Летом целесообразно организовать наблюдения детей за полевым вьюнком, одуванчиком, шиповником и другими растениями, которые перед ненастьем закрывают свои цветки.

Итак, последовательные включения в содержание экскурсий наблюдение разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определённой взаимосвязи, помогают сформировать у детей элементарные представления о единстве и целостности.

Экскурсии проводят в часы, отведённые для занятий. На экскурсиях осуществляется определённое программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулках.

Экскурсии в одни и те же места проводят в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления всех возрастных групп с природой. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы с учётом местных условий.

На экскурсиях воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движении ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.

Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений, должно быть небольшим (для младших групп 1-2, для средней 2-3, для старших 3-4). Во время экскурсий воспитатель ставит вопросы, так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона (осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья) понимать зависимость жизни животных от сезона, а также растений.

Дети старшей группы должны самостоятельно выделять характерные признаки сезона, знать последовательность времени года, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

Дети подготовительной группы могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные, временные связи, сравнивать сезоны, давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

Кроме того, дети всех групп могут наблюдать за растениями и животными в уголке живой природы.

Уголок живой природы в детском саду одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. А в уголке живой природы дети могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их.

В уголках природы младшей и средней дошкольных групп помещают обитателей, не требующих сложного ухода, чтобы дети возрастных групп в состоянии были обеспечить уход за ними.

В уголках природы старшей и подготовительной к школе групп могут обитать растения и животные, относительно более требовательные к условиям жизни их и по количеству может быть значительно больше.

Некоторые обитатели, например, холодноводные рыбы, распространённые неприхотливые комнатные растения могут находиться, во всех возрастных группах, но объём знаний о них у детей старших групп должен быть больше, чем у младших.

При подборе обитателей уголка природы следует учитывать особенности природного окружения детского сада и возраст детей данной группы.

В процессе ухода за живыми существами дети получают представления о многообразии мира. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у них развивается наблюдательность. Воспитатель учит детей сравнительному анализу.

К группе наглядных методов относятся рассматривание картин, демонстрация кинофильмов.

В детском саду использование этих методов позволяет решить разнообразные задачи уточнять и конкретизировать представления детей, систематизировать и обобщать их, формировать у детей эстетическое восприятие.

Иллюстрированные пособия используются для ознакомления детей с природой в тех случаях, когда предметы и явления её не доступны для непосредственного наблюдения. Иллюстрации нужны для уточнения и расширения детских представлений о знакомых животных, растениях, сезонных явлениях в природе и т.п.

Картины, кинофильмы, отображающие природу, должны вызвать у детей чувственное восприятие, близкие к восприятию действительности.

Картины должны быть выполнены художественно, и иметь крупные размеры. Они дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. Кроме того, многие явления недоступны для непосредственных наблюдений, например, с дикими зверями, животными некоторых стран, детей можно познакомить лишь через картины.

При ознакомлении детей с природой используются дидактические, сюжетные, предметные и художественные картины.

Дидактические, сюжетные и предметные картины специально созданы как наглядные пособия для обучения детей.

К таким картинам относятся серии «Четыре времени года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Травянистые растения» и др. Они используются с различными дидактическими целями.

Предметные картины в младших группах используют для уточнения и конкретизации представлений, их закрепления.

Так, после наблюдения за кошкой проводится рассматривание соответствующей картины. Воспитатель учит детей узнавать кошку с котятами на картине, видеть и называть некоторые характерные признаки животных (величину, цвет шерсти), части тела (глаза, уши, хвост, лапы), некоторые действия (спит, играет, лакает молоко и т.д.).

Организуя рассматривание сюжетной картины, воспитатель использует детский опыт, близкий содержанию картины, задаёт, например, такие вопросы: «Кто нарисован на картине? Какого цвета шерсть у кошки? Чем заняты котята? Что делает котёнок, который лежит возле кошки? Почему они ходят тихо, неслышно? и т.п.

В средней группе рассматривание картин направлено на расширение знаний детей. Это даёт возможность вывести их за пределы непосредственного опыта. Рассматривание картин используют также для систематизации и обобщения знания детей, в беседах, рассказах о природе.

В старших группах предметные картины используют и для формирования понятий. К занятию воспитатель подбирает серию картин, организует рассматривание и анализ каждой картины. Затем воспитатель проводит сравнение серии картин по выделенному существенного в явлении, например, для формирования понятия «Осень», следует отобрать 3 картины с изображением осенних явлений природы в разные периоды осени. Рассмотрев с детьми каждую картину, воспитатель обращает внимание на последовательное изменение природы: «Расскажите, как менялась погода от начала к концу осени». Затем воспитатель подводит детей к пониманию зависимости изменений в жизни растений от изменения погодных условий: «Что происходило с растениями от начала осени к её концу? Почему произошли эти изменения?»

Воспитатель предлагает сравнить состояние растений, изображённых на картинах.

Затем, обращая внимание детей на изменения в жизни животных, воспитатель направляет их к установлению новых связей: «В какое время осени было больше насекомых? Почему? Когда улетают перелётные птицы? Почему они улетают? и т.д.

Можно широко использовать такие художественные картины, как «Сирень», «Золотая осень» И.Левитана; «Грачи прилетели» А.Саврасова; «Зелёный шум» А.Рылова; «Маки» П.Кончаловского; «Зима» И.Шишкина; «Домашние животные» А.Пластова и др.

Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности, использованные художником.

Применяя наглядные методы, в частности рассматривание картин или иллюстраций, следует использовать такие приемы:         

«вхождение» в картину — детям предлагается представить себя присутствующими в пейзаже или участниками события, изображенного на картине, и описать, что они видят и чувствуют;

рассказ о фрагмент картины — детям предлагают отыскать фрагмент картины, который им понравился больше всего, описать его и объяснить, чем именно он понравился;

размышления над «настроением» картины — дети с помощью взрослого пытаются описать настроение художественного произведения, который хотел передать художник.

Рассматривая художественную картину с детьми, педагог задаёт вопросы, помогая осмыслить образ, почувствовать настроение, переданное художником: «Что хотел рассказать художник в этой картине? Что красивого в природе заметил художник? Как художнику удалось показать грустный осенний лес?» и т. д. Обучая детей выделять главное в картине, воспитатель предлагает придумать название к ней.

Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки и поэтических произведений.

В работе по ознакомлению детей с природой используются также книжная графика (иллюстрации Е.Бианки, Е.Чарушина, Ю.Васнецова, А.Костровой, Г.Никольского, А.Келейникова, Н.Басмановой, Я.Ярбусовой и др.).

Сюжетные телефильмы вызывают у детей особый интерес в связи занимательностью сюжета. Это способствует активному восприятию знаний, вызывает особое отношение к событиям на экране.

Сюжетные телефильмы используют с разными целями: для конкретизации знаний, выделения более существенных черт, характеризующих то или иное явление, расширения знаний, формирования бережного отношения к природе.

К просмотру фильма детей необходимо заранее готовить. Для этого проводят беседы, экскурсии, организуют чтение книг, связанных с содержанием фильма. Непосредственно перед показом с детьми проводят установочную беседу, им дают задание, на что обратить внимание при просмотре фильма. После первого просмотра проводят беседу, направленную на выделение наиболее важных по содержанию моментов.

После второго просмотра необходимо проконтролировать, как дети усвоили содержание фильма. С этой целью проводят проверочные беседы, рисование на тему просмотренного фильма. Проведённая таким образом работа позволяет систематизировать и обобщать знания детей.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста лучше использовать фильмы без звука, сопровождая их словом воспитателя. В начале используют слайды и диафильмы. Их просмотр лучше организовать в замедленном темпе, вернуться к некоторым кадрам, показать выборочно те, которые наиболее важны.

Озвученные фильмы подбираются короткие. Перед просмотром воспитатель проводит подготовительную работу, а именно: организует наблюдения, экскурсии, связанные с содержанием фильма, читает детям книгу.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются все виды фильмов, но основное место занимают озвученные фильмы.

Так же, как и в средней группе, детей готовят к их восприятию: непосредственно перед просмотром проводят короткую вступительную беседу, привлекая внимание детей к основной идее фильма, его содержанию. В ходе беседы дети задают вопросы, ответы на которые предлагают найти в ильме.

После просмотра проводится беседа, цель которой – выделить наиболее значимые по содержанию и воспитательному воздействию фрагменты. Поскольку после первого просмотра, как правило, многие важные моменты не воспринимаются детьми, организуется повторный просмотр, также с предварительной беседой.

Далее необходимо продолжать работу по освоению содержания фильма, используя пересказы воспитателя, рисование, рассказы о наиболее ярких эпизодах. В заключение проводится итоговая беседа. Важно помнить, что просмотр кинофильмов должен входить в систему методов ознакомления детей с природой, а не организовываться от случая к случаю.

Применяя кинофильмы на занятиях, необходимо соблюдать определённые требования. Фильм не должен быть продолжительным, как правило, в детском саду используются одночастные фильмы продолжительностью не более 10 минут или фрагмента из них.

Основная задача, стоящая перед педагогами – воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к окружающему миру предметов и вещей, развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира, создание необходимых условий для развития индивидуальности каждого ребёнка.

Первые представления, элементарные знания об окружающем мире, в том числе о живой и неживой природе, человек получает в детстве.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: