Глава 1. Зарождение древнегреческой мифологии

Древнегреческая мифология. Культ богов и героев

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

направление 032000.62 Зарубежное регионоведение

Папанова М.А.

Научный руководитель:

к.и.н., ст.преподаватель Евтушенко А.С.

 

 

Краснодар 2013



Содержание

Введение

Глава 1. Зарождение древнегреческой мифологии

Глава 2. Культ богов Древней Греции. Жречество

Глава 3. Герои Древней Греции

Заключение

Список использованных источников и литературы



Введение

 

Среди всех так называемых "языческих" религий нет ни одной, которая была бы нашему обществу в одно и то же время и так хорошо известна, и так глубоко неизвестна, как древнегреческая. Жизнь, быт, нравы Древней Греции уходят вглубь на сотни веков назад от нашего времени. Изучение проблем древнегреческой религии и мифологии является важнейшим и необходимым элементом истории и культуры древней Греции. Древнегреческая религия позволяет понять специфику мышления жителей Эллады. Исследование столь древней эпохи не утратило своей актуальности. Яркая и насыщенная древнегреческая история не оставляет равнодушной науку, раскрывая каждый раз новые тайны того времени. Религия Греции в свое время сыграла огромную роль в развитии различных народов, в частности римлян, которые позже и способствовали ее развитию и распространению. Изучение мира религии и мифологии Древней Греции позволяет нам заглянуть в сферу взаимодействия между несколькими культурными факторами: социальное устройство, философия, история, литература в обществе, имеющие историческую важность. Греки смогли создать одно из самых могущественных государств, стержнем которого являлась их религия и мифология, поэтому актуальность данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть древнегреческую мифологию и ее структуру как основу великой культуры Греции.

Объектом исследования данной темы является такое историческое понятие, как Древнегреческая мифология и религия.

Предметом исследования научной работы является история возникновения мифологии Древней Греции, этапы ее развития, а также роль героев в мифологии древних греков.

Хронологические рамки мифологии Древней Греции начинаются с крито-микенской или эгейской эпохи (конец III-II тыс. до н.э.) и заканчивается эллинистическим периодом (.IV-I вв. до н. э.), который характеризуется кризисом и распадом эллинистической государственности.

Основными географическими центрами распространения древнегреческой мифологии принято считать южную часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова.

Греческая мифология представляет собой очень сложный и интересный объект для изучения. На сегодняшний день учеными со всего мира тщательно изучено множество источников, которые раскрывают суть древнегреческой мифологии. В силу того, что древнегреческая культура является одной из самых древних и наиболее глубоко изученной, но в то же время существует множество односторонних и ошибочных представлений о мифологии и религии Древней Греции. Например, греческую религию нередко до сих пор считают "религией красоты", как определил ее еще Гегель. Эта идеализация религии древних греков основана на крайне одностороннем знакомстве с ней, главным образом по поэмам Гомера и по классическим статуям и храмам богов. В действительности же здесь налицо недоразумение. Гомеровский эпос - высокохудожественное творение, но о религии греков, даже той самой эпохи, когда возник этот эпос, он дает лишь слабое и однобокое представление. Отношение Гомера к богам, нередко весьма непочтительное, вызывало большие сомнения у самих греков античной эпохи. Что касается классических произведений греческой скульптуры и архитектуры - статуй и храмов богов, то они действительно являются неподражаемыми образцами красоты и художественной гармонии, но они характеризуют скорее высокое развитие изобразительного искусства классической Греции, чем религиозные верования греческого народа.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить мифологические и религиозные представления эллинов, понять структуру, рассмотреть развитие и особенности древнегреческой мифологии.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

изучить зарождение и развитие мифологии древней Греции;

рассмотреть этапы развития мифологии древних греков;

культ поклонения богам древней Греции;

провести исследование над историей возникновения героев Древней Греции.

К письменным источника данного исторического явления относятся произведение Гомера «Одиссея». В этом поэме рассказывается о приключениях мифического героя по имени Одиссей <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D0%B9> во время его возвращения на родину по окончании Троянской войны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0>, а также о приключениях его жены Пенелопы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0>, ожидавшей Одиссея на Итаке <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0_%28%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%29>. Как и другое знаменитое произведение Гомера, «Илиада», «Одиссея» изобилует сказочными элементами.

Историография данной темы достаточно широка. Существует множество научных работ и монографий как отечественных, так и зарубежных авторов, которые изучают, рассматривают, анализируют данную тему, естественно, каждый автор имеет в работе свое видение. Мифология Древней Греции была предметом изучения следующих работ:

. Ф.Ф.Зелинский «Древнегреческая религия» представил синтез, свое понимания античности и современности и, вместе с тем, попытку обосновать философски и исторически необходимость классического образования для культурной Европы.

. Отечественный историк Н.А.Кун в своих работах таких как «Мифы и легенды Древней Греции», «Что рассказывали древние греки о своих богах и героях» излагает мифы античной древности, давал различные версии одного и того же мифа, стараясь рассмотреть это историческое понятие со всех сторон.

. Зарубежный ученый К.Юнг раскрывает в своем труде «Человек и его символы. Героические мифы» тему о том, кто такие древнегреческие герои, особенности мифов о героях, стадии эволюции героев. Эту идею будет легче понять, разобрав ее в схематическом виде на примере сказаний малоизвестного племени североамериканских индейцев виннебаго, поскольку там достаточно четко выделяются четыре различные стадии эволюции героя. В этих историях, опубликованных д-ром Полом Радиным в 1948 году под названием "Героические циклы виннебаго", заметно явное продвижение от простейшего представления о герое к самому глубокому. Подобное развитие характерно и для других героических циклов. Хотя символические персонажи выступают в них, разумеется, под разными именами, они играют сходные роли, что будет понятнее при разборе этого конкретного примера.

4. Джозеф Л. Хендерсон. «Древние мифы и современный человек»-в этом произведении рассматривается особенность героического мифа, который определяет психологическое значение человека. В своей работе он указывает, что Героические мифы совсем не похожи в деталях, но при внимательном их изучении становится заметно, что они весьма сходны по структуре. У них, можно сказать, единая канва, несмотря на то, что они создавались в местностях и у народов, никак не контактирующих между собой: например, африканскими племенами и североамериканскими индейцами, жителями Греции и инками Перу.

Изучение Древней Греции означает понимание того, как каждый элемент культуры взаимодействует друг с другом. Изучение особенностей древнегреческой культуры может помочь нам в понимании собственной культуры. Греческая мифология является непосредственной точкой соприкосновения с древними греками для многих наших современников. Сколько снято фильмов, сделано спектаклей на основе древнегреческих мифов, например, «300 спартанце», «Приключения Одиссея», «Ясон и Аргонавты». Множество мифов стали источником вдохновения для последующих эпох, на их основе происходило создание картин, музыки, постановок в театре. Греческие мифы берут на себя исследовательскую функцию. В мифах выявляются слабые места, переживания, противоречия, наполняющие окружающую структуру. С их помощью мы можем выявлять связи между природой и культурой. В мифах отражена проблематика человеческой сущности: граница между жизнью и смертью. К примеру, миф о Кроносе предоставлял возможность грекам задуматься о противопоставлении порядка и хаоса. Кронос был отражением бесчинства и насилия: он был виновен в том, что проглотил своих детей, чтобы не оставлять наследников. В конце концов, его место занял Зевс, чье правление характеризуется большей степенью упорядоченности. Но хаос может возникнуть в любой момент, что нашло свое воплощение в фестивалях, проводимых в честь Кроноса.

Греческие мифы - «хороший повод задуматься», они выявляют реальные переживания посредством изложения удивительных повествований. Возможно, благодаря всей совокупности вышеперечисленных аспектов и по сегодняшний день эта часть древнегреческой культуры не остается без внимания науки.



Глава 1. Зарождение древнегреческой мифологии

Для того чтобы понять откуда берет свое начало и как развивается древнегреческая мифология необходимо обратить внимание на структуру и особенности первобытнообщинного строя греков, которые воспринимали мир как жизнь одной огромной родовой общины и обобщали всё многообразие человеческих отношений и природных явлений в мифе. Зарождение мифологии древних греков происходит от одной из форм первобытной религии - фетишизма. Фетишизм - религиозное поклонение неодушевленным предметам, которым придается сакральное значение,жилище определенного злого или доброго духа.Греческий селянин, проходя мимо камня на перекрестке, становился перед ним на колени и поливал его оливой. Метеоритам приписывали божественную силу, так как они падали с неба. Обычные необработанные обломки скал часто называли именами богов и хранили в храмах. Такое же почтение отдавали и деревьям, и грубо обтесанным колодам. Нередко общей святыне становились очень старые или особо красивые деревья, как например дуб в Додоне - жилище и в определенной мере изображение самого Зевса. Культ дерева существовал долго. Своим божеством живет и роща, - и притом не только как таковая, но и в лице отдельных своих деревьев. И здесь мы имеем нимф, древесных нимф, дриад; они счастливы тем, что их много: зато они в лунные ночи покидают свои деревья и сплетаются в хоровод под предводительством своей повелительницы, богини рощ Артемиды. Но божественно и одинокое дерево, если оно могуче и прекрасно - таков тот чинар на берегу афинского Илисса, под которым некогда отдыхали Сократ с Федром... Также древние греки поклонялись различным животным, нередко стая их выше себя, ценя их хитрость и ловкость, веря в животное подобие божества. Эти старинные верования были чаще всего непонятны грекам периода высшей цивилизации. Греческие писатели, попадая на пережитки культа деревьев, животных или камней, пытались истолковать их с помощью различных легенд. Необходимо понимать, что такое представление у греков об окружающем мире сложилось потому что многие природные явления они попросту не могли объяснить. Желая познать их и завести с ними дружественные отношения, греки называют их именами, и, в конце концов, окружает себя множеством богов. Любое греческое село имело свое божество, которое часто и не знали в соседнем селе. Каждое явление, почти каждое занятие имели своего покровителя. Имена этих божков специального назначения в большинстве своем забылись, когда в Греции утвердились олимпийские боги, которые взяли на себя их функции и атрибуты. В стародавней религии было множество злых духов, нечистой силы, которые вредили человеку в повседневной жизни. От них пытались защититься всякими магическими способами: переодеваниями, танцами, громкой музыкой. Со злыми духами был связан культ мертвых, который в стародавней греческой религии занимал главное место. Умерших греки называли подземными богами. Грек, считал умершего божественным существом, наслаждающимся блаженным существованием, но счастье умерших полностью зависело от соблюдения одного условия - живые должны были регулярно обеспечивать умерших пищей. Если живые перестали совершать подношения, то душа покидала свое жилище, превращалась в блуждающий дух и причиняла страдания живым. Одним словом поведение души умершего зависело от жертвоприношений,она не давала живым покоя до тех пор, пока они не начинали опять соблюдать. Жертвоприношения возвращали блуждающий дух в могилу, возвращали ему покой и божественные свойства. Между человеком и усопшим восстанавливался мир.Если об усопшем забывали, он становился злым духом, в то время как почитаемый покойник делался богом-покровителем. Он любил тех, кто приносил ему пищу. Он продолжал принимать участие в делах живых, защищал их и зачастую играл важную роль. К нему обращались с просьбами, просили поддержки, добивались расположения. Человеческие души, возводимые после смерти в ранг божества, назывались у греков демонами.Более широко поминали умерших в боях за отчизну. Патриотические греки устраивали в честь этого пышные церемонии. Под звуки военной трубы на рассвете выдвигалась процессия. Ехали возы, полные венков и миртовых веток. Потом вели черного быка, за ним шли юноши, которые несли горшки с молоком и вином, оливой и пахучими маслами. Одновременно с этим культом развивался и культ героев. Героем становился после смерти выдающийся человек, который заслуживал особой благодарности у соотечественников. Прежде всего героями были основатели родов, поселений, колоний, потом законодатели, славные воины (Леонид в Спарте), жрецы, пророки, великие поэты, наконец те, кто своими изобретениями улучшил условия человеческой жизни. Могила героя была великой святыней. Многих героев изображали в виде змей. Змея, ползущая по земле, прячущаяся в ущельях, как бы означала подземный характер этих полубогов. На могилах героев строили храмы и устраивали игры. При виде смерти у человека впервые мелькнула мысль о сверхъестественном и появилась надежда на то, что находилось вне пределов видимого. Смерть стала первой тайной, указавшей человеку путь к другим тайнам. Она переключила его мысли с видимого на невидимое, с преходящего на вечное, от смертного к божественному. Такая религия появилась задолго до появления Зевса и всех остальных богов и считается одной из самых древних. Боги меняются также, как и те, кто верит в них. С развитием греческой цивилизации боги становились все более благородными и уважаемыми. Главной причиной, которая содействовала этому, была эпическая поэзия.Греческую мифологию важно рассматривать не как привычную и неподвижную картину, а постоянно изменяющуюся в социальном и историческом контексте античного мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: