Факторы, оказывающие влияние на формирование цен

 

От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, так же как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название "ценообразующих факторов". По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

экономический цикл;

состояние совокупного спроса и предложения;

инфляция.

Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:

издержки;

прибыль;

налоги и сборы;

предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;

Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:

сезонность;

эксплуатационные расходы;

комплектность;

гарантии и условия сервиса.

Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:

государственное регулирование;

валютный курс.

Внеэкономические - политические; военные. Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель - продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного "ценового стресса", Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства.

Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие "мировой товарный рынок" означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения. Практически на цену предлагаемого товара влияет: в платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег:

объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;

полезность товара и его потребительские свойства.

На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:

количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;

издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;

цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.

Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические.



Заключение

 

1. Мировая торговля является средством повышения благосостояния участвующих в ней стран, что достигается за счет рационального международного разделения труда и специализации каждой страны на выпуске тех товаров, по которым она обладает сравнительным преимуществом.

. Развитие международной торговли может при определенных условиях наносить развитию экономики стран и некоторый ущерб (например, при хищническом вывозе природных ресурсов), что побуждает многие государства вводить различные торговые ограничения. Иногда эти ограничения диктуются и политикой протекционизма, направленной на защиту отечественных производителей от иностранных конкурентов в ущерб выгоде отечественных потребителей.

. Развитие международной торговли невозможно вез валютного рынка, на котором валюты различных стран продаются и покупаются ради осуществления платежей и иных целей. Курсы обмена валют друг на друга определяются покупательной способностью валюты и соотношением спроса и предложения по ней.

. Зеркалом внешнеторговых операций страны является платежный баланс, позволяющий оценить выгоды и потери страны по всем линиям ее отношений с другими странами. Регулируя валютные курсы, государство может влиять на формирование платежного баланса своей страны.

. Участие страны в мировой торговле заметно зависит от уровня ее экономического развития, определяемого, в свою очередь, размерами запасов производственных ресурсов в стране и умением их эффективно использовать.



Список литературы

 

1. Леонтьев В. "Будущее мировой экономики". М., 1979.

. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. М.: ЭКМОС, 1997.

. Цыпин, И.С., Веснин, В.Р. Мировая экономика: учебник. / И.С. Цыпнин, В.Р. Веснин. - М.: 2009.

. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2007.

. Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.

. Курс рыночной экономики: учеб. пособие / под. общ. ред. И.А. Хисамутдинова. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2007.

. Мировая экономика / И.П. Николаева. - М.: Юнити-Дана, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: