В Центре подготовки по фигурному катанию и хоккею «Глайд», как и в любой другой спортивной школе в России, уделяется огромное внимание спортивной подготовке учащихся и очень малое – досугу, а также микроклимату в группе и семье. Чаще всего досуговые мероприятия проходят не чаще 3х раз в сезон, а сценарий повторяется из года в год.
Данное исследование направлено не только на то, чтобы исследовать опыт организации семейного досуга в рамках спортивной секции, но и разработать досуговую программу, рекомендованную для применения в частных спортивных школах.
Формы социально-культурной деятельности в спортивных учреждениях могут быть индивидуальными, групповыми и массовыми. В педагогике формы социально-культурной деятельности – это совокупность способов целенаправленной организации совместной деятельности социально-культурных институтов и населения.
Формами социально-культурной деятельности спортивного характера в условиях частной спортивной школы по фигурному катанию на коньках могут быть:
|
|
- Эстафеты;
- Праздники;
- Игры;
- Мастер-классы;
- Открытые уроки и т.д.
Формами социально-культурной деятельности, акцентированной на образовании, психологии и коммуникации в условиях частной спортивной школы по фигурному катанию на коньках могут быть:
- Видеопросмотры;
- Встречи;
- Беседы;
- Интеллектуальные игры-викторины;
- Психологические тренинги;
- Курсы и т.д.
Формами социально-культурной деятельности, направленной на духовное и эстетическое образование в условиях частной спортивной школы по фигурному катанию на коньках могут быть:
- Музыкальные занятия с детьми и родителями;
- Занятия ритмикой;
- Занятия, направленные на знакомство с классической музыкой и композиторами;
- Художественные занятия. Это могут быть мастер-классы по рисованию или лекционные занятия, нацеленные на знакомство детей и родителей с творчеством великих художников;
- Занятия актёрским мастерством.
На данный момент в социально-культурной деятельности Центра подготовки по фигурному катанию и хоккею «Глайд» используется лишь несколько форм проведения семейного досуга. Это низкий показатель, присущий и другим российским частным секциям по фигурному катанию и хоккею, который следует поднимать посредством разработки рекреационных программ различной направленности.
Досуговые интересы, потребности и запросы аудитории учреждения, включающей: обоснование проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования, его цели и задач; проведение системного анализа и интерпретации
В Центре подготовки по фигурному катанию и хоккею «Глайд» было проведено анкетирование (Приложение А). Целью которого стало – выявление досуговых предпочтений членов семьи воспитанников спортивной школы «Глайд». Для достижения этой цели, были поставлены следующие задачи: анкетирование и анализ полученных результатов. Выборка анкетирования - генеральная (анкетирование проходят все члены семьи воспитанников школы «Глайд», регулярно присутствующие на тренировках). Процедура анкетирования состояла из нескольких этапов:
|
|
- Составление анкеты;
- Раздача анкеты всем членам семьи воспитанников школы «Глайд», регулярно присутствующим на тренировках по фигурному катанию (50 человек);
- Пояснение как заполнять анкету;
- Сбор заполненных анкет;
- Анализ статистических данных.
В результате исследования досуговых предпочтений членов семьи посредством анкетирования в Центре подготовки по фигурному катанию и хоккею «Глайд», было установлено следующее:
1) Большинству родственников воспитанников школы «Глайд», принимающих активное участие в жизни организации, от 30 до 40 лет;
2) Преимущественно это женщины;
3) 80% опрошенных удовлетворенны уровнем проведения семейных досуговых мероприятий в школе «Глайд»;
4) 30% неудовлетворенны регулярностью проведения семейных досуговых мероприятий в школе «Глайд»;
5) 60% неудовлетворенны разнообразием проведения семейных досуговых мероприятий в школе «Глайд»;
6) 50% опрошенных поставили общему уровню организации семейного досуга в школе «Глайд» между 5 и 6 баллами. Ещё 40% - 6-7 баллов, 8% - 8-9 баллов и 2% - 10 баллов.
7) Формами семейного досуга, которые наиболее заинтересовали опрошенных, стали: праздники, эстафеты, посещение театров, музеев, видеопросмотры, мастер-классы, занятия актёрским мастерством, викторины и музыкальные занятия;
8) Мероприятием, которое наиболее запомнилось опрошенным, стал видеопросмотр программ известных фигуристов и тренеров школы «Глайд»;
9) 80% опрошенных положительно ответили на предложение о способствовании руководства повышению уровня семейного досуга в школе «Глайд»;
10) 75% опрошенных высказали готовность к участию в мероприятиях семейного досуга в школе «Глайд» на регулярной основе;
11) 100 % опрошенных проголосовали за создание семейного клуба на базе Центра подготовки по фигурному катанию и хоккею «Глайд»;
12) В качестве пожеланий большинство опрошенных высказало потребность в совместных выездных мероприятиях.
Анализ полученных статистических данных показал необходимость создания самостоятельной структурной единицы, семейного клуба «Ласточка» на базе Центра подготовки по фигурному катанию и хоккею «Глайд».