Введение
государственный финансы экономический административный
Внешнее проявление финансов в экономической жизни происходит в виде движения средств у разных участников общественного производства. На поверхности явлений это движение представляет передачу денежных сумм от одного владельца к другому в виде безналичных или наличных расчетов.
Особые экономические отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта, в результате чего образуются и используются денежные доходы, накопления и фонды у участников воспроизводства для удовлетворения их разнообразных потребностей - это финансовые отношения.
Финансы являются материальной основой существования государства. Главное назначение финансов - это денежное обеспечение функционирования государства.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определённых целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика, целью которой является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития общества.
|
|
Финансовое право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, т.е. в процессе формирования государством денежной системы страны и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Одним из субъектов финансового правоотношения всегда выступает государство. Финансовое право является тем инструментом, с помощью которого государство осуществляет свою финансовую политику. Поэтому сфера финансового права совпадает со сферой финансовой политики и наоборот [12].
Цель курсовой работы - исследовать государственное воздействие на финансы предприятий.
В соответствии с целью были сформулированы задачи курсовой работы.
исследовать теоретические основы и теоретические аспекты государственного воздействия на финансы предприятий;
рассмотреть возможные методы регулирования государством финансов предприятий.
Теоретические аспекты государственного воздействия на финансы предприятий
Условия и предпосылки государственного вмешательства
Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечит соответствующих условий для этого. Чтобы обеспечить такие условия, государство должно выполнять возложенные на него функции: стабилизация экономики, создание правовой основы, защита конкуренции, обеспечение надлежащего порядка в стране и национальной безопасности, обеспечение социальной защиты и социальной гарантии.
|
|
Только при наличии определенных условий и предпосылок государство должно вмешиваться в экономику. Условия могут быть и позитивными и негативными.
Негативные условия - это всякого рода негативные явления и тенденции в различных сферах человеческой деятельности, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления очень разнообразны как по сущности, так и по силе отрицательного влияния на экономику. Роль государства заключается в своевременном обнаружении этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих мер по их устранению.
Такими условиями для вмешательства государства могут быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и другие), ухудшение окружающей среды [5].
Одна из серьезнейших функций государства - своевременное выявление и устранение предпосылок, т.е. не очевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности.
Под позитивными условиями понимаются различные позитивные явления и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые положительно влияют на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.
Знание условий и предпосылок еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, т.е. признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их количественного соотношения. Например, к негативным явлениям относится инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и другие. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для их устранения.
Безработица - это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Определенный ее уровень - 4-6% численности рабочей силы - считается нормальным, или оправданным и называется естественным уровнем. Естественной считается фрикционная и структурная безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, сезонными перерывами, а также изменениями спроса на те или иные профессии.
Поэтому государство должно регулировать безработицу только в том случае, если она начинает превышать естественный уровень (4-6%), т.е. когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровне естественной инфляции [16].
Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление более сложное, чем безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, т.к. цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, находятся в движении. Поэтому до определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности, а более высокий ее уровень может принести много бед для экономики и общества в целом. Ибо по силе негативного влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Поэтому различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее 10% в год, галопирующая характеризуется ростом цен от 10 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее [3].
|
|
Противоинфляционные меры государства зависят не только от уровня инфляции, но и причин ее породивших. Исходя из этого, различают инфляцию двух типов: инфляцию спроса и инфляцию предложения. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому «лекарства» для их лечения также свои.
Дефицит бюджета - это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к сбалансированности бюджета, а к тому, чтобы он не превышал конкурентную величину. В качестве этого критерия выступают доля дефицита в валовом национальном продукте и внутренний валовой продукт. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенную и допустимую величину этого критерия.