Современная психология - разветвленная наука, включающая в себя десятки направлений, каждое из которых имеет свой предмет и большое количество специфических методов исследования. Тем не менее, все они базируются на нескольких основных общенаучных подходах и принципах исследования: принципе системности, операционализации и формализации исследований, повышении надежности исследований, а также на использовании современных математических методов.
Таким образом, математическая статистическая обработка результатов исследования является как базовым принципом так и обязательной составляющей (этапом) психолого-педагогического исследования.
После того как результаты обследования получены, перед исследователем встаёт самая главная задача: рассортировать результаты и представить в форме одной или нескольких таблиц, с тем чтобы облегчить интерпретацию. Затем следует представить полученные данные в графической форме, где вариации независимой переменной всегда откладываются на оси абсцисс (т.е. по горизонтальной оси), а зависимой - по оси ординат (по вертикальной оси). И наконец, остаётся подвергнуть различные результаты статистическому анализу с целью проверить, в какой степени можно утверждать, учитывая число испытуемых и различия в результатах по каждой группе, что существует какой-то реальный эффект, который можно без большого риска ошибки приписать изучаемому фактору.
|
|
Математическая статистическая обработка исследовательских данных предполагает:
1) Первичная статистическая обработка результатов обследований (применение количественных и качественных методов обработки полученной информации):
n вычисление среднеарифметических значений “сырых баллов” по результатам проведённого обследования;
n вычисление дисперсий и среднеквадратичных отклонений;
n перевод сырых баллов в стандартные (Т-оценки, стены);
2) Графическое изображение результатов исследования.
3) Статистическая проверка научной гипотезы:
n вычисление статистики Фишера для проверки гипотезы о равенстве дисперсии двух экспериментальных выборок;
n вычисление t-статистики Стьюдента для выборок равного и неравного объёма;
n определение статистической значимости полученных отклонений (сравнение вычисленного фактического значения t-статистики с табличным);
n вычисление коэффициента для выявления зависимости между исследуемыми переменными.
При этом активно используются методы математической статистики, приёмы шкалирования, обработка данных на ЭВМ.
Основная цель применения методов математической статистики — повысить обоснованность выводов психологического исследования за счёт использования вероятностной логики и вероятностных моделей, т.е. подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.