Психологическая служба в системе образования России и за рубежом

Психологическая служба образования — один из суще­ственнейших компонентов целостной системы образования страны.

Психологическая служба образования — интегральное яв­ление, представляющее собой единство четырех его состав­ляющих, или аспектов, — научного, прикладного, практи­ческого и организационного. Каждый из аспектов имеет свои задачи, решение которых требует от исполнителей специ­альной профессиональной подготовки.

Научный аспект предполагает проведение научных ис­следований по проблемам методологии и теории практи­ческой психологии образования — нового научно-практи­ческого направления психологии развития, изучающего индивидуальные проявления возрастных закономерностей психического развития, условия становления личности и индивидуальности как предпосылок психологического здо­ровья в дошкольном и школьном возрастах. Одна из задач здесь — научное обоснование и операциональная разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в конкретных условиях современного образования.

Прикладной аспект предполагает использование психо­логических знаний работниками образования. Главными действующими лицами этого направления являются вос­питатели, педагоги, методисты, дидакты, которые или само­стоятельно, или в сотрудничестве с психологами использу­ют и ассимилируют новейшие психологические данные при составлении учебных программ и планов, создании учеб­ников, разработке дидактических и методических материа­лов, построении программ обучения и воспитания.

Практический аспект службы обеспечивают непосред­ственно практические психологи детских садов, школ и других образовательных учреждений, задача которых — ра­ботать с детьми, группами и классами, воспитателями, учи­телями, родителями для решения тех или иных конкрет­ных проблем. В их задачу не входит создание новых мето­дов, исследование психологических закономерностей и пр. Но они обязаны профессионально грамотно использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день.

Организационный аспект включает в себя создание дейст­венной структуры психологической службы образования, обес­печивающей как взаимодействие всех звеньев службы по со­держательным и организационным вопросам, так и контроль за профессиональной деятельностью и повышение профес­сиональной квалификации практических психологов. Эти звенья, выстроенные в иерархической последовательности, могут быть представлены следующим образом: один или груп­па практических психологов в образовательном учреждении; научно-методические подразделения психологической служ­бы (центры, кабинеты и др.) в районных, городских, област­ных и краевых управлениях образования; отделы психологи­ческой службы — в республиканских и федеральном минис­терствах образования. Только достаточно разработанная структура, звенья которой укомплектованы специалистами, способна обеспечить полноценное психологическое обслужи­вание системы образования, оказывать действенную помощь как детям, родителям, педагогам, так и учреждениям образо­вания и всей образовательной системе в целом.

Психологическая служба образования или школьная пси­хология существует во многих странах, охватывая всю сис­тему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возрас­та до окончания школы, и имеет почти вековую историю. В качестве примера познакомимся с опытом школьной пси­хологии ряда стран1.

Наиболее представлена эта служба в США, где она на­чала развиваться с начала 1800-х гг. и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных на­правлений современной психологии.

Школьная психология в США закреплена законом, предписывающим иметь подобную службу в государствен­ном департаменте образования. Этот департамент санкци­онирует выдачу свидетельств школьным психологам.

Первыми психологами-практиками в США были экс­периментальные психологи, изучавшие проблемы самовос­питания. Но очень скоро основными функциями школь­ной психологической службы стали измерение и тестиро­вание и главенствующей задачей — отбор детей для обучения по специальным программам.

Широкая практика тестирования в американских шко­лах, и прежде всего тестов на определение коэффициента умственной одаренности (IQ), способствовала, в частнос­ти, возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945

по 1960 г. в практику специалистов-консультантов службы «гайденс» прочно вошли батареи тестов как основной ин­струмент деятельности.

Функции измерения и тестирования — исторически более ранние и в наибольшей степени применяются в прак­тике. Основной сферой приложения сил школьного пси­холога традиционно считается измерение с применением стандартизованных тестов.

Однако следует отметить эволюцию школьной психо­логии и значительные достижения в развитии теории и практики школьной психологической службы в США за последние 35—40 лет.

В 60-х годах была создана профессиональная организа­ция школьных психологов. Важное значение для развития школьной психологической службы имела конференция в Уэльсе (1973), на которой рассматривались вопросы о целях и роли школьной психологической службы, об этических и юридических ее основаниях, проблемах профессионализа­ции школьного психолога, содержание программ обучения школьного психолога и т. д. В 80-х годах в США была организована Национальная ассоциация школьных психо­логов (NASP). Многие специалисты начали пересматривать измерение как то единственное, что они могут сделать в решении проблем школьной психологии.

Выделяется несколько уровней функционирования пси­хологической службы.

На первом производится главным образом тестирование с це­лью выявления учащихся, нуждающихся в специальном обучении.

На втором работа направлена как на тех учащихся, кото­рым необходимо специальное обучение, так и на тех, кто имеет умеренно выраженные учебные и поведенческие проблемы.

Третий уровень предполагает прямую психологическую по­мощь всем нуждающимся в ней учащимся и консультацию персонала школы по вопросам психологии развития. Собст­венно психологическая служба осуществляется начиная со второго уровня, когда психолог переходит от подсчета и ин­терпретации баллов теста к психолого-педагогическому кли­ническому обследованию учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: