Государство-кредитор и гарант: сущность и воздействие на экономику

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управления с одной стороны и физическими и юридическими лицами, с другой стороны[11].

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе[12].

Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года[13].

Российская Федерация мобилизует заемные средства в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.

1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

4) Долги международным валютно-финансовым организациям.

Внешние займы могут использоваться в трех формах:

1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые). В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга[14].

С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом.

При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о:

1) замене обязательств по долгу другими обязательствами;

2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации);

3) изменении доходности займов;

4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.

Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами[15]. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.

Государство в качестве гаранта:

А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов в Сбербанке и организациях государственного страхования по договорам личного страхования;

Б) гарантирует гражданам доход и фиксированный набор основных потребительских товаров и услуг в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов;

В) РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;

Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.

Государство в качестве заемщика:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Банки страны пережили тяжёлый период убытков, который в прошлом году носил затяжной характер. В этом году финансовое положение банков России значительно улучшилось – прибыль в семь раз превысила прошлогодние показатели за то же время.

Важно, что остановился рост «плохих активов» и «плохих долгов», т.е. ссуд, которые никем не обслуживаются. Центральный Банк России отметил, что в 2016 г. значительно замедлился рост просроченной задолженности по кредитам, выданным банками. В основном кредитная политика банков продолжила оставаться консервативной. В течение года постепенно снижались риски стабильности. И сейчас финансовое положение банков России растёт, что увеличивает положительную динамику ВВП. В общей структуре ВВП финансовый сектор с 3,3% в 2011 году, 4,6% в 2015-му году, по прогнозам к концу 2019 года превысит 5% ВВП.

Опрошенные эксперты соглашаются, что есть серьезные риски. Но все же многие аналитики стараются не сгущать краски. «Банки сейчас более внимательно подходят к заемщикам. Маловероятно, что они готовы выдавать кредиты на покупку жилья сомнительным заемщикам. Да, если мы говорим о потребительских кредитах и кредитных картах, здесь требования существенно ниже, однако и в этом секторе не все банки существенно снизили требования к потенциальным заемщикам», – отмечает старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич.

«Рассматривать кредиты с точки зрения локомотива экономики рискованно», – считает зампредправления Локо-Банка Андрей Люшин. Но, по мнению банкира, «вряд ли в ближайшие несколько лет произойдет кризис «плохих» долгов». «Государству невыгоден такой расклад, и оно всеми силами будет добиваться, чтобы этого кризиса не произошло», – надеется Люшин[16].

«Утверждать, что кризис случится, мы не возьмемся, но динамика роста выдачи потребительских и ипотечных кредитов по сравнению с динамикой реальных располагаемых доходов населения выглядит настораживающее», – сообщает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев[17].

«Россияне, вынужденные сократить потребление в начале кризисного периода (конец 2014-го, 2015 и 2016 годы), сейчас кто вынужденно, кто просто устав экономить, заметно увеличивают потребление. Причем потребление именно в кредит», – поясняет Коренев. Этому способствовали и снижение ставки Центробанка, и, например, оказываемая государством поддержка ипотечного кредитования.

Но проблема в том, что «более половины потребительских кредитов сейчас берется на рефинансирование ранее взятых», обращает внимание Коренев. По его словам, особенно это характерно для отдаленных регионов и небогатых слоев населения. «Люди увязли в долгах и не в силах с ними рассчитаться. Они предпочитают брать новый кредит, чтобы погасить старый. Пока ставки по кредитам быстро снижались вслед за ключевой ставкой Центробанка, подобное рефинансирование позволяло заемщикам снизить долговую нагрузку.

«Ипотечное кредитование внесло значительный вклад в ВВП. В 2017-м был выдан примерно 1 млн ипотечных кредитов на общую сумму около 2 трлн руб., что составило примерно 2% от годового ВВП страны», – сообщает Коренев. Но это вовсе не значит, что рынок ипотеки будет стремительно расти и дальше. Во-первых, как следует из объяснений эксперта, потенциальный спрос имеет свои ограничения. Во-вторых, «огромное количество семей не могут себе позволить ипотеку даже под нулевую процентную ставку», замечает он. Напомним, по Росстату, в январе–сентябре 2017-го за чертой бедности находились 20,3 млн россиян, или 13,8% населения РФ. Причем соцопросы выявляют, что доля субъективно бедного населения достигает в России 36%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: