Педагогический проект
Тема проекта: «Славный праздник - День Победы».
Вид проекта: исследовательский, личностно-ориентированный.
Участники проекта:
· дети подготовительных групп;
· воспитатели, узкие специалисты;
· родители воспитанников;
· ветеран тыла Байгузин Михаил Владимирович.
Срок реализации проекта: апрель – май 2013 года.
Аннотация проекта
Проект рассчитан на два месяца (апрель-май 2013 г.). В ходе проекта дошкольники пополнят свои представления о Великой Отечественной войне, том, как воины защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны и как об этом помнят ныне живущие люди, используя для этого различные формы и методы работы, а именно: беседы, рассматривание иллюстраций, картин, фотографий, экскурсии, целевые прогулки, чтение художественной литературы, непосредственно образовательную деятельность.
Актуальность проекта:
Патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к своей Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Поэтому необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Один из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, которая позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проекта «Славный праздник – День Победы» позволила задействовать различные виды детской деятельности. Проект подразумевал единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками стали и родители.
Цель проекта:
Продолжать формировать патриотические чувства у старших дошкольников, чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Задачи проекта:
- Познакомить дошкольников с историческими фактами военных лет, дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
- Формировать у детей интерес к истории своей семьи в военные годы.
- Познакомить с произведениями художественной литературы, искусства и музыки военных лет;
- Обогащать и пополнять словарный запас детей, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине;
- Воспитывать трепетное отношение к празднику Победы, уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
- Привлекать родителей к патриотическому воспитанию;
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Практический – реализация проекта.
Итоговый – подведение результатов: оформление выставки, фотогазеты, музыкально – литературная композиция.
Продукты проектной деятельности:
- Фотогазета «И помнит мир спасенный…»;
- Рисунки на тему «Гвоздики», «День Победы»;
- Выставка поделок, коллажей совместно с родителями «9 мая - День Победы»;
- Подборка художественно-публицистической литературы по теме;
- Музыкально-литературная композиция «И помнит мир спасенный…».
Реализация проекта
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность, двигательная, чтение художественной литературы; Интеграция образовательных областей в ходе проекта: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, художественное творчество, чтение художественной литературы.
| ||
Апрель | ||
Формы работы воспитателя с детьми | Участие узких специалистов | Привлечение родителей к участию в проекте |
Рассказ воспитателя «Великая Отечественная война»; Беседы: «Что такое героизм?», «Герои Великой Отечественной войны», «Памятные места нашего города», Чтение художественной литературы Ч С. Баруздина «Страна, где мы живем», Л. Кассиль «Твои защитники» А. Барто «На заставе», С.Я. Маршак «Пограничники», Рассматривание репродукций Ю.М. Непринцев «Отдых после боя», А. Лактионов «Письмо с фронта» (1947), «Окраина Москвы» (1941) Экскурсия в Дом детского творчества в «Музей боевой славы»; (приложение № 1) Целевые прогулки к памятнику на привокзальной площади, к мемориальной стене (приложение № 2) Сюжетно ролевые игры «Мы военные», «Моряки», «Летчики» | Лепка: «Военная техника» (воспитатель по изодеятельности) Спортивное развлечение «Зарница» (Инструктор по физической культуре) | Подбор художественно-публицистической литературы, фотографий военных лет, фотографий родных, близких, участвовавших в Великой Отечественной войне. Оформление совместно с родителями тематических папок с иллюстрациями и стихотворениями, посвященными Дню Победы. |
май | ||
Беседы: «Поклонимся погибшим тем бойцам…», «Герои, которые ковали победу в тылу» - встреча с ветераном тыла Байгузиным М.В. Целевая прогулка к братской могиле (приложение № 3) Оформление книжных уголков ко Дню Победы; (Приложение № 4) Рассматривание репродукций А.А.Дейнека «Оборона Севастополя» (1942), Е.В. Вучечич «Воин – освободитель» Чтение художественной литературы: Я. Аким «Земля», Н. Кравцова «В ночном полете», В. Костецкий «Возвращение» и др. Дидактические игры «Чья форма», «Что изменилось», «Военный транспорт» Сюжетно-ролевая игра «На границе» | Рисование на тему: «Гвоздики», «День Победы» (Приложение № 5) (воспитатель по изодеятельности) Музыкально-литературная композиция «И помнит мир спасенный…» (музыкальный руководитель) (Приложение № 6) | Фотогазета «И помнит мир спасенный…» (приложение № 7) Выставка поделок, коллажей совместно с родителями «9 мая - День Победы» (приложение № 8) |
Ожидаемый результат:
- формирование интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне;
- осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников.
Используемая литература:
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007 г.;
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой победе!» - Москва, «Гном и Д», 2005 г.;
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004 г.;
Подрезова Т.И. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание» - Москва, «Айрис-пресс», 2007 г.;
Дошкольное воспитание № 4/11 г.;
Музыкальный руководитель № 2/10 г.; № 2/11 г.; № 2/13 г.
Музыкально – литературная композиция
«Славный праздник – День Победы»
Задачи:
- Закрепить представление детей о празднике - День Победы;
- Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
- Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.
Ход: под музыку «День Победы» нарядные дети торжественно входят в празднично оформленный зал: мальчики с флажками, девочки – с цветами.
Выполняют упражнения с перестроениями.
Ведущий: Дорогие ребята и гости, сегодня наш праздник мы посвящаем «Дню победы». Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений, тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. А еще поздравляют тех воинов Великой Отечественной войны, которые живут сегодня.
Ребенок: Майский праздник День Победы отмечает вся страна,
надевают наши деды боевые ордена.
Их с утра зовет дорога, на торжественный парад,
и задумчиво с порога вслед им бабушки глядят.
Ведущий: Это день не просто замечательный праздник, в этот день закончилась война, страшная и жестокая, которая длилась целых четыре года. А началась она неожиданно воскресным летним днем, когда люди занимались своими обычными делами: отдыхали, купались, радовались солнышку и теплу. И вдруг по радио объявили, что на нашу страну напали фашистские захватчики.
Ведущий: Летней ночью, на рассвете
Когда мирно спали дети
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против русских, против нас!
Вставай народ! Услышав клич земли,
На фронт солдаты - герои ушли,
Отважно и смело рвались они в бой,
Сражаться за Родину, за нас с тобой!
Хотели отомстить врагу поскорей
За стариков, женщин, детей!
Ребенок: И от моря и до моря встали русские полки,
против общего врага, все кому мила свобода и Россия дорога.