В-1. Предмет, задачи и стр-ра педпсих-ии
Предмет педагогической психологии
При рассмотрении педпсих-ии, как и любой другой отрасли науки, необходимо прежде всего разграничить понятия ее объекта и предмета.
Объект науки — это то, что существует как данность вне самого изучения, то, что может быть изучено разными науками. В качестве объекта могут выступать матер-ые и нематериальные явления, тела, процессы; живые, биологические и абстрактные системы; биологические организмы разной степени сложности. В качестве объекта научного (теоретического и эмпирического) исследования выступают растительный и животный мир, человек, общество, цивилизация, космос и т.д. Каждый объект (и человек как объект научного познания) может изучаться множеством наук. Так, человек изучается антропологией, физиологией, психологией, социологией, педагогикой и т.д. Но каждая наука имеет свой предмет, т.е. то, что она изучает в объекте. Возрастная и педагогическая психология, например, имеют общий объект изучения — ч-ка, но предметы этих наук разные. Для возрастной психологии это закономерности и механизмы психич-го развития человека и личностного формирования от рождения до старости, для педагогической — прежде всего механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта в образовательном процессе.
Предметом педпсихологии явл-ся факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интелл-го и личностного развития ч-ка (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В частности, педпсихология «изучает закономерности овладения зунами, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания». В широком смысле слова предметом науки является то, что она изучает в объекте. Приведенное определение красноречиво свидетельствует о сложности, многоаспектности и неоднородности предмета педагогической психологии.
В целом можно сказать, что педпсихология изучает псих-ие вопросы управления процессом обучения, формирование познавательных процессов (добавим, и прежде всего теоретического мышления).
Задачи педагогической психологии
В целом педпсихология выявляет, изучает и описывает психол-ие особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Конкретными задачами педпсих-ии являются: 1)раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитыв-го воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; 2)определение механизмов и закон-ей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивид-ом сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;3) определение связи между уровнем интелле-го и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспит-его возд-ия (сотруд-во, активные формы обучения и др.) 4 ) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интел-ое, личностное развитие и учебно-позн-ую активность; 5)изучение психол-их основ деятельности педагога, его инд-но-психол-их и профес-ых качеств; 6)опред-ие механизмов, законно-ей развив-го обучения, в частности развития научного, теор-го мышления; 7)определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деят-ти на их основе в процессе решения разнообразных задач; 8)определение психол-их основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образ-ыми стандартами; 9)разработка психол-их основ дальнейшего соверш-ия образ-го процесса на всех уровнях образ-ой системы
Структура педпсихологии
Предмет каждой отрасли научного знания определяет и ее структурную орг-цию, т.е. те разделы, которые входят в данную науку. Традиционно пед-психология рассм-ся в составе трех разделов: психологии обучения, психологии восп-ия, психологии учителя. Психология дошкольника и школьника любого возраста рассматривается возрастной психологией.
В связи с тем, что предмет педпсихологии мы трактуем расшир-но структура этой науки может быть представлена с другой позиции, определяемой след. соображениями.
Во-первых, эта позиция определяется пониманием предмета педнауки как междисц-рной, являющейся по родовому признаку психологической, хотя и самостоятельной отраслью научного знания. Во-вторых, предложенная позиция рассмотрения структуры педпсихологии предполагает несколько иное определение взаимосвязи обучения и воспитания. Под обучением в совр-ой науке и педпрактике понимаются активный целенапр-ый процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях. Обучение соответственно предполагает в качестве своего условия процесс научения или учения как освоение этого опыта.
Взаимосвязь понимаемых таким образом процессов обучения и воспитания может быть, по крайней мере, четырех типов:
1. Воспитание неотрывно от обучения, в процессе которого оно осуществляется (через содержание, формы, средства обучения). Это именно тот тип отношения между двумя этими процессами, в котором они как бы сливаются воедино. «Обучая, мы воспитываем, воспитывая, мы обучаем», — отмечал С.Л. Рубинштейн.2.Воспитание осуществляется в образовательном процессе определенной системы или учреждения и вне обучения, параллельно ему (кружки, общественная работа, трудовое воспитание). Здесь должны подкрепляться все эффекты обучения, и в свою очередь обучение должно действовать на воспитание.3.Воспитание осуществляется вне образовательного процесса (но в соответствии с его общими целями и ценностями) семьей, трудовым коллективом, группой, общностью, где происходит и некоторое стихийное обучение и научение.4.Воспитание осуществляется и другими (не образовательными) учреждениями, общностями (клубы, дискотеки, компании и т.д.), сопровождаясь стихийным, а иногда и целенаправленным обучением и научением. Такое часто жесткое жизненно реалистичное именно на момент воздействия воспитание старшими, сверстниками часто оказывается решающим.
Структура педпсихологии в приведенном определении ее предмета и с рассмотренной выше позиции включает:
1) психологию образ-ой деят-сти (как единства учебной и педагогической деятельности);
2) психологию учебной деят-ти и ее субъекта — обучающегося (ученика, студента);
3) психологию педдеят-ти (в единстве обучающего и воспит-его воздействия) и ее субъекта (учителя, преподавателя);
4) псих-ию учебно-пед-ого сотруд-ва и общения.