ПО. есть форма учебного взаимод-ия, сотруд-тва учителя и учеников. Это — аксиально-ре-тиальное, личностно и социально ориентир-ное взаимодействие. ПО. одновременно реализует комм-ую, перцептивную и интер-ную функции, используя при этом всю сов-сть вербальных, изоб-ных, символ-их и кинетических средств.
Функционально — это контактное (дистантное), инфор-ное, побудительное, координационное взаимод-ие, устанав-щее отнош-я всех субъектов образ-ого процесса ПО. Харак-ется по меньшей мере тройной направл-тью: на само учебное взаимод-ие, на обучающихся (их актуальное состояние, перспективные линии развития) и на предмет освоения.
ПО. определяется и тройной ориент-остью его субъектов: личностной, социальной и предметной. Учитель, работая с одним обуч-ся над освоением какого-либо учебного материала, всегда ориентирует его результат на всех присутствующих в классе, и наоборот, работая с классом, т.е. фронтально, воздействует на каждого обуч-ся.
Специфика ПО. Второе качество ПО. обусл-ется прежде всего его обучающей ф-цией, которая включает в себя воспит-ую ф-ию, поскольку образ-ый процесс, как уже отмечалось, имеет воспит-щий и разв-ий хар-р. обучающая функция ПО. является ведущей, она не самодовлеющая: это органичная часть многостороннего взаимод-я учителя — учеников, учеников между собой. Не менее существена и отмеченная К. Роджерсом функция облегчения, фасилитации общения, являющаяся также общей для этих видов взаимодействия. Заинтер-ость педагога в успехе ученика, благожела-ая, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает пед-взаимод-ие, способствует самоактуализации ученика и его дальнейшему развитию. Таким образом, говоря о ПО., отметим наличие в нем наряду с обуч-ей, воспит-ей и фасили-ой ф-ии.
Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наиболее явно прослеживаются в уровневой схеме общения, предложенной Я. Яноушеком. На первом уровне этой схемы комм-ция представляет собой прежде всего передачу и принятие инф-ии, ее кодирование и декодирование, осуществляющие выравнивание различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт индивидов. Комм-ция приобретает явно взаимный характер на втором уровне, где она представляет собой взаимную передачу и принятие значений участниками. На этом уровне комм-ия непосредственно связана с их совместной деятельностью по решению общей задачи, которая ведет к некоторой дифферен циации функций не только в деятельности, но и в связанной с ней коммуникации. На третьем уровне на передний план выступает то, что для коммуникации наиболее существенно, а именно: стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других, даже когда с ним не соглашаются и т.д. В этом случае комм-ция направлена на форм-ние общей оценки достигнутых результатов, вкладов отд-ых участников. Функц-ной единицей общения является коммуникативная задача, которая функционирует внутри комм-ого акта.
По опред-ию М.И. Лисиной, задача общения (или комм-ная задача) — это та цель, на достижение которой в данных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения.
С позиции говорящего (например, с позиции учителя) могут быть выделены след-ие группы коммун-ных задач: 1) передача (сообщение) инф-ции, 2) затребование, запрос информации, 3) побуждение к действию (вербальному или невербальному) и 4) выражение отношения к вербальному или невербальному действию партнера ПО. (в рассматриваемом случае — ученика). Комму-ные задачи каждой из этих групп решаются посредством множества речевых действий.
Исслед-ми выделены 4гр.ф-ий (с их внутригрупповой детализацией): 1) стимулирующие; 2) реагирующие, которые включают: а) оценочные и б) корригирующие; 3) контролирующие; 4) организующие, которые включают а) направляющие внимание учащегося на восприятие, запоминание и воспроизведение, б) обеспечивающие готовность учащегося к предстоящей работе с текстом, картинкой, фильмом и т.д., в) указывающие на последовательность и каче-' ство выполнения заданий, инструкций, г) организующие хоровую, парную, групповую, инд-ую работу на уроке, д) регулирующие порядок, дисциплину учащегося на уроке (С.Я. Ромашина).
Чаще всего используемые учителями (например, на уроках инос-ого языка) комм-ые задачи (вопрос, побуждение, объяснение, рассказ, сообщение, одобрение/неодобрение)
Опираясь на концепцию А. Н. Леонтьева и его анализ общения как деятельности и обозначая его как "комм-ую деят-ть", рассмотрим ее основные структурные компоненты. Итак, предмет общения — это другой человек, партнер по общению |К субъект; потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, самооценке; комм-ые мотивы — это то, ради чего предпринимается; д-ия общения- это единицы комм-ной деят-сти, целостный акт, адресованный другому человеку, задачи общения- это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; средства общения — это те операции, с помощью которых осущ-тся действия общения; продукт общения — это образования материального и духовного ха рактера, создающиеся в итоге общения.