(XII-XV вв.).
Занятие проводится в интерактивной форме (дискуссия)
Дискуссия – целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины.
Признаки дискуссии:
- работа группы лиц, выступающих обычно в ролях ведущего и участников;
- соответствующая организация места и времени работы;
- процесс общения протекает как взаимодействие участников;
- взаимодействие включает высказывания, выслушивание, а также использование невербальных выразительных средств;
- направленность на достижение учебных целей.
Взаимодействие в учебной дискуссии строится не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но на содержательно направленной самоорганизации участников – т.е. обращении студентов друг к другу и к преподавателю для углубленного и разностороннего обсуждения самих идей, точек зрения, проблемы. Общение в ходе дискуссии побуждает студентов искать различные способы для выражения своей мысли, повышает восприимчивость к новым сведениям, новой точке зрения; эти личностно развивающие результаты дискуссии впрямую реализуются на обсуждаемом в группах учебном материале. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция преподавателя, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задает тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:
1. Задачи конкретно-содержательные:
- осознание обучающими противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
- актуализация ранее полученных знаний;
- творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.
2. Организационные задачи:
- распределение ролей в группах;
- соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;
- выполнение коллективной задачи;
- согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего подхода, и т.д.
В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому.
Общий итог в конце дискуссии – это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришла группа, и определения перспектив или в творческой форме – создание плаката, коллаж, эссе и др. Возможен итог в виде схемы (например, кластера) и т.д.
Анализ и оценка дискуссии повышают ее педагогическую ценность и развивают коммуникативные навыки обучающихся. Анализироваться должно выполнение как содержательных, так и организационных задач. В ходе анализа целесообразно совместно со студентами обсудить следующие вопросы:
1. Выполнила ли групповая дискуссия намеченные задачи?
2. В каком отношении мы не достигли успеха?
3. Отклонились ли мы от темы?
4. Принимал ли каждый участие в обсуждении?
5. Были ли случаи монополизации обсуждения?
Вопросы для обсуждения
1. Феодальная раздробленность: причины и последствия.
2. Владимиро-Суздальское княжество.
3. Новгородская и псковская республики.
4. Развитие системы источников русского права (ХII-ХVвв.).
Вопросы для дискуссии
1. В чем социально-политическая специфика Северо-западной Руси?
2. Какое право доминировало в этом регионе: обычное или новгородско-псковское?
Изучая материал этой темы, студенты должны хорошо представлять себе факторы, определившие распад Древнерусского (Киевского) государства на множество отдельных государственных образований. На примерах Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской и Псковской феодальных республик хорошо видны два пути развития российской государственности в рассматриваемый период истории. Нужно изучить особенности формирования в них органов государственной власти и управления, их функции и полномочия.
Определенные трудности при изучении данной темы вызывают вопросы правового развития Руси периода раздробленности, в связи с этим на них необходимо обратить особое внимание, и, прежде всего, это касается источников княжеского права (в их числе Русская Правда, княжеские уставы и разного рода княжеские грамоты, судные грамоты, церковные уставы). Нужно также иметь в виду, что на развитие государства и права Руси периода раздробленности оказало влияние нахождение княжеств в зависимости от Золотой Орды.
Рекомендуемая литература
Основная
1. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Г. Ю. Курскова, В. Ф. Калина, В. Н. Белоновский [и др.]; ред. Н. В. Михайлова, Г. Ю. Курскова. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 647 c. — 978-5-238-02235-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71199.html
2. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. Н. Земцов. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 498 c. — 978-5-4486-0434-8. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78221.html
Дополнительная
1. История отечественного государства и права [Текст]: учебник для бакалавров / отв. ред. И.А. Исаев. - М.: Проспект, 2015. - 432 с.; УМО. - ISBN 978-5-392-17747-9: 849-00.
2. История отечественного государства и права [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Н.В. Михайлова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 423 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59294.html.— ЭБС «IPRbooks»
3. Мулукаев Р.С. История отечественного государства и права (2-е издание) [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Мулукаев Р.С., Курицын В.М., Михайлова Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 703 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52480.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Занятие проводится в интерактивной форме (дискуссия)