В-14. Общение как познание людьми друг друга. Понятие социальной перцепции. Механизмы и эффекты межличностного восприятия

ОБЩЕНИЕ (англ. communication, intercourse, interpersonal relationship) — взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера. Обычно О. включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т. п.), обеспечивает планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.
Перцепция - процесс и результат восприятия человеком себя. Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д.
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотненсение их с личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Традиционно принято выделять три составляющие социально перцептивного процесса: субъект, объект и

ситуация восприятия — и искать факторы эффективности внутри каждого из них.

Надо сказать, что, используя эти составляющие, социальные психологи сами себя загоняют в ловушку, так как совершенно очевидно, что любой момент человеческого общения есть процесс субъект-субъектный: ни в какой ситуациипартнер по общению не может находиться в позиции объекта и в качестве наблюдаемого лица он все равно остается «лицом», т.е.субъектом.

Механизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмам и являются:
1) эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатия отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;
2) аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений.
3) механизм казуальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предложения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связаня с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Атрибуция бывает личностная (причина в себе), объектная (причина объект), и ситуационная.
Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия необходимо выявить различные "эффекты", возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких "эффекта ": ореола ("галоэффект"), новизны и первичности, края, а также стереотипизации.
Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия. Когда происходит направленное приписывание ему на основе специфических установок определенных качеств. Суть эффекта ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке о том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и наоборот. Полученная информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В ситуациях восприятия знакомого человека действует "эффект новизны", кот. закл. в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается наиболее значимой. Напротив, когда воспринимается незнакомый человек, действует эффект первичности.
Эффект края - заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.
Явление стереотипизации наблюдается в процессе познания людьми друг друга. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии (все учителя назидательны). Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и к определенному упрощению процесса познания другого человека.
Эффект Барнума - восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект проекции - когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки.

Вывод: Таким образом, социальная перцепция — это важный психологический процесс,ответственный за осуществление человеком определенного социальногоповедения. Он включает восприятие внешних признаков человека, соотнесениеих с его личностными характеристиками, интерпретацию и прогнозирование наэтой основе его поступков. Социальная перцепция обеспечивает взаимодействие людей, во многом определяет характер человека, так как поведение, возникшее в результате процессов восприятия и интерпретации, служит началом перцептивных процессов для его партнера. Так, шаг за шагом выстраиваетсявзаимодействие.

является активным субъектом; он обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров.
3. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, выполнение и контроль действий, т.е. на все составляющие деятельности своего партнера, включая взаимную стимуляцию и коррекцию поведения.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику)и:нструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);самовыражения (общение выступает как форма взаимо­понимания, психологического контекста);трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).Конечно, этими 4 функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:Процесс взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний;социального контроля (регламентации поведения и деятельности);социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Функции О . - связующая; формирующая (способствует изменению психики); подтверждающая (в общении человек получает возможность утвердиться); организация и поддержание межличностных отношений;

Общение человека наедине с собой.

Согласно А.А. Брудному, в комм-ии (общении) могут быть выделены 3нач-е функции: активационная — побуждение к действию; интердиктивная — запрещение, торможение («нельзя—можно»); дестабилизирую­щая — угрозы, оскорбления и т.д., и 4 осн-е функции общения: инструментальная — координация деятельности путем общения; синдикативная — создание общности, группы; само­выражения; трансляционная.

 

 Также общение обусловлено наличием потребности в контакте с другими людьми, об удовлетворении которой говорит появлении чувства радости общения. Нарушения общения вызывают изменения личности, например, такие как: снижение уровня активности, исчезновение критичности, нарушение самооценки, направленности, динамики мотивации и мн. др. Общение характеризуется определенным предметом, потребностями, мотивами и целями, конкретным содержанием, функциями, сторонами, манерой и стилем. В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Общение полифункционально, что отражается во существующих классификаций его функций. Например, по цели общения: контактная – цель: установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщений, и к поддержанию постоянной взаимосвязи. побудительная – цель: стимуляция активности партнера для направления его на выполнение определенных действий. информационная – цель: обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями. координационная – цель: взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности. функция понимания – цель: адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, а также намерений, переживаний, состояний и пр. амотивная – цель: возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний (обмен эмоциями), а т. ж. изменение с его помощью своих переживаний и состояний. функция установления отношений – цель: осознание и фиксация своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей. функция оказания влияния – цель: изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе и его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информации познавательного или оценочного характера.

О. Может быть межличностным (непосредственное общение людей в группах) и массовым (коммуникация опосредованная СМИ), межперсональное и ролевое.

В О. Люди проявляют свои психологические качества, но эти качества не только раскрываются в общении, они в нем формируются. Общаясь с другим, человек усваивает общественный опыт (т.е.О.Становится фактором психического развития) Типы межличностного О. –императивное, манипулятивное, диалогическое.

В-16. Оосбен-ти воспитния уч-ся на разныхъ этапах возр-го развития.

Разви-тие человека несет на себе печать его возрастных и инди-видуальных особенностей, которые необходимо учиты-вать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои воз-можности и ограничения в развитии. Ритие мыслительных способностей и памяти наибо-лее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышле-ния и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физичес-кое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять след-е периоды развития детей и школь-ников: младенчество (до 1 года), ранний детский воз-раст (2--3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), до-школьный возраст (5--6 лет), младший школьный воз-раст (6--10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11--15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15--18 лет).

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

В. А. Сухомлинский: «воспитание - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает». Здесь уже ярче выделяется идея взаимообогащения, взаимодействия субъекта и объекта воспитания.

Воспитание - процесс двусторонний, предполагающий как организацию и руководство, так и собственную активность личности. Однако, ведущая роль в этом процессе принадлежит педагогу. Уместно будет вспомнить об одном примечательном случае из жизни Блонского. Когда ему исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса - дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие.

Пнятие «воспитание» употребляется в самых различных значениях: подготовка подрастающих поколение к жизни, организованная воспитательная деятельность и т. п. Ясно, что в разных случаях понятие «воспитание» будет иметь различный смысл. Это различие особенно четко выступает, когда говорят: воспитывает социальная среда, бытовое окружение и воспитывает школа. Когда говорят, что «воспитывает среда» или «воспитывает бытовое окружение», то имеют в виду не специально организованную воспитательную деятельность, а то повседневное влияние, которое оказывают социально-экономические и бытовые условия на развитие и формирование личности.

Младший школьный возраст Педагог действует по правилам, усвоенным еще в стенах учебных заведений: учитель (воспитатель) должен учить, а ребенок должен освоить материал. А может ли ребенок освоить - это не вопрос. Вся система управления вольно или невольно побуждает педагога относиться к ребенку как к некой данности, единице, которая всегда может усвоить все, если постараться. Вне поля внимания педагога остаются состояние здоровья, медицинские показатели, порой возрастные, а также психические и индивидуальные особенности ребенка.

Применяется интегрированный подход - объединение на одном занятии (уроке) различного учебного материала; в ДОУ занятия проводятся индивидуально и небольшими подгруппами, куда дети собираются по собственной инициативе, по интересам. Занятия проводятся на фоне играющих детей. Педагог в большей мере начинает учитывать состояние здоровья и психики ребенка, у него формируются умения целенаправленно отбирать и варьировать учебный материал.

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных классах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными особенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостене-ние конечностей, позвоночника и тазовых костей нахо-дятся в стадии большой интенсивности. При неблагоп-риятных условиях эти процессы могут протекать с боль-шими аномалиями (от греч. anomalia -- отклонение от нормы). Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, уве-личение массы мышц и значительный прирост мышеч-ной силы.

Антропометрические исследования показывают, что дети-семилетки в состоянии поднять правой рукой от 9 до 12 кг, а десятилетние ребята поднимают 16--19 кг. Повы-шением мышечной силы и общим развитием двигатель-ного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практико-вать на занятиях различные виды учебной работы проводить физкультпаузы, в теплое время зани-маться при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать доста-точный приток свежего воздуха в рекреационные пещения и коридоры. Необходимо также заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хоро-шую погоду проводить с ними прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома за-ниматься утренней гимнастикой и т.д.

Не менее важное значение имеют особенности разви-тия психики и познавательной деятельности младших школьников. Существенным фактором в этом отношении является связанное с развитием мозга совершенствова-ние их нервной системы. Развитие головного мозга у младших школьников проявляется как в увеличении его веса, так и в изменении структурных связей между ней-ронами (нервными клетками). К концу младшего школь-ного возраста вес мозга достигает 1400--1500 г и прибли-жается к весу мозга взрослого человека, при этом отно-сительно быстрее других частей развиваются его лобные доли. Совершенствуются также периферические нервные ответвления. Все это создает биологические предпосыл-ки для развития нервно-психической деятельности ребят. У них усиливается контроль сознания над поведением, развиваются элементы волевых процессов. Отмечается также функциональное развитие мозга и, в частности, его аналитико-синтетические функции.

Большое значение для умственного развития младших школьников имеет правильная организация и совершен-ствование их познавательной деятельности. Прежде всего, важно развивать те психические процессы, которые свя-заны с непосредственным познанием окружающего мира, то есть ощущения и восприятия. Однако их восприятия характеризуются недостаточной дифференцированностью.

Под влиянием улучшения обучения и придания ему развивающего характера качественные сдвиги происхо-дят в совершенствовании памяти младших школьников. У учащихся этого возраста обычно преобладает механи-ческая память, причем они сравнительно быстро запо-минают изучаемый материал. Осмысленное же усвоение знаний требует значительной аналитико-синтетической познавательной деятельности, что, естественно, вызыва-ет у отдельных школьников определенные затруднения. Поэтому вместо преодоления этих затруднений они пред-почитают механическое заучивание материала, что, как правило, ведет к отставанию в учебе. Предотвратить эти недочеты можно только путем побуждения ребят к глу-бокому осмыслению знаний и развития логической па-мяти

Заметным своеобразием отличается нравственное развитие младших школьников. В их моральном созна-нии преобладают главным образом императивные (пове-лительные) элементы, обусловливаемые указаниями, со-ветами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным об-разом из того, чего не надо делать.

В-12. Общение как обмен информацией. Вербальная и невербальная коммуникация.
Коммуникаци я - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь - информацию о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Основные функции коммуникации:
1) информативная - передача истинных или ложных сведений;
2) интерактивная - организация взаимодействия между людьми (согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьбу);
3) перцептивная - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
4) эспрессивная -возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Для осуществления процесса коммуникации необходимы четыре основных элемента:
1) отправитель информации - коммуникатор, оппонент, аргументатор;
2) сообщение - собственно информация;
3) канал - средство передачи информации;
4) получатель информации - реципиент, адресат.
Коммуникативный процесс разбивают на пять этапов:
1 этап - начало обмена информацией, когда отправитель должен ясно представить, что именно и с какой целью он хочет передать и какую ответную реакцию получить.
2 этап - воплощение идеи в слова, символы, сообщение. Выбираются и используются различные каналы передачи информации, речь, жесты, мимика, письменные материалы и т.д.
3 этап - передача информации через использование выбранных каналов связи.
4 этап - получатель информации переводит вербальные и невербальные символы в свои мысли - этот процесс называют декодированием.
5 этап - этап обратной связи - отклик получателя на полученную информацию.
Средства общения - способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) на 38%, а за счет невербальных средств - на 55%. Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному - отношение к партнеру по общению.
Вербальные средства общени я - слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на: 1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника; 2) монологическую речь - речь, которую произносит один человек. Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова.
Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Разработаны разные классификации невербальных средств общения, к которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Наиболее значимы кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию общения (выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке).
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности. Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембра голоса, сила ударения. Экстралингвистическая система - это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.
Общение всегда пространственно организованно.
Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать амер. антрополог Э. Холл, который ввел термин "проксемика", перевод которого обозначает "близость". К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) - общение самых близких людей;
2) персональное (от 45 до 120 см) - общение со знакомыми людьми;
3) социальное (от 120 до 400 см) предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
4) публичное (от 400 до 750 см) - при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

 
















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: