В-2. Этапы развития социальной психологии

Социальная психология - это отрасль науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих психологии:

1. Личность в обществе: ее положение в коллективе, межличностные отношения, особенности общения, изучение личности, ее черты.2. Социальные группы в обществе: психологические характеристики групп, проблемы внутригрупповой динамики, внутригрупповые отношения, межгрупповые отношения и т.д3. Социальная психика (массовидные явления психики): психология классов, социальных слоев, массовых настроений; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.

Отрасли соц. Психологии: - этническая психол.- психол. Классов,- психология религии,- политическая психол.,- психол. Общения,- психол. семейных отношений,- конфликтологи,- социальная психол. Личности,- психол. Управления,- психол. социального воздействия.

Задачи:

1. Выработка практических рекомендаций полученных в ходе прикладных исследований;2. Достраивание своего собственного здания, как целостной системы научного знания;

3. Задача корректных отношений к зарубежной социальной психологии, ее теоретическим концепциям, методам и результатам;4. Тщательная проработка проблемы прикладного исследования.

Выделяют основные этапы развития социальной психологии как науки.

1 этап. Донаучный. Со времен античности до середины 19 в. Родоначальником проблем социальной психологии следует считать Платона. Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии - это не только философия Платона (социоцентризм), но и философия Аристотеля (эгоцентризм). В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Макиавелли, Руссо (теории «плохого» и «хорошего» человека), Локк, Гегель (психология народов). Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии.

2 этап. Середина XIX в. К этому времени можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам общественной жизни.
Психология в середине XIX в. характеризовалась тем, что она по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях, прежде всего в патопсихологии, пробивались на свет ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлияния и т.д.
Социология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (родоначальником считается французский философ-позитивист Огюст Конт). С начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда социальных фактов посредством законов, почерпнутых из других областей знания. Факт присутствия психологической стороны в каждом общественном явлении отождествлялся с фактом детерминации психологической стороной общественного явления. Окончательно оформляется особое направление в системе социологического знания - психологическое направление в социологии. Л. Уорд, Ф. Гиддингс. В развитии двух наук психологии и социологии - обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.
3 этап. Становление соц. психологии как науки охватывает период с середины 19 в. Издаются первые фундаментальные работы по основным вопросам соц. психологии. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов(М. Лацарус (1824-1903), Г. Штейнталь (1823-1893). В 1859 г. был основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». Задача социальной психологии - познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа), психологию масс (вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Франция, на основе концепции подражания Г. Тарда. С. Сигеле (1868-1913) и Г. Лебон (1841-1931), «Психология народов и масс».С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой которой является утрата способности к наблюдению). и теорию инстинктов социального поведения (В Макдугал).

4 этап продолжается до середины 20-х годов 20 в. И характеризуется появлением научных соц. психологических школ, ориентированных как на разработку фундаментальной теории, так и на прикладные аспекты исследования. Одним из наиболее влиятельных социальных психологов этого периода является К.Левин, создатель теории групповой динамики. Он исследовал проблемы соц-х факторов воли как целенаправленного поведения; социальной психологии малых групп, групп, лидерства, личности в группе и т.д. Кроме того, было проведено большое количество экспериментальных работ и одновременно разрабатывались фундаментальные теории, которые не потеряли актуальности и в наше время.
5 этап в развитии соц. психологии нач-ся с середины 20-х годов и продолжается до наших дней. В основном он связан с решением практич-х задач, работой на социальный заказ. Экспериментальная психология продолжает свое развитие, что же касается фундаментальных теоретических разработок, то они отступают на второй план. Соц. психология обретает широкую популярность, вводится в общеобразовательные вузовские программы и является одним из обязательных предметов изучения для специалистов различных профилей. Такое пристальное внимание к соц. психологическим вопросам вызвано потребностями совершенствования и стабилизации общественных отношений на всех уровнях социальной сертификации. Кроме того, на данном этапе разрабатываются так называемые малые теории, имеющие конкретное прикладное значение: соц. психологические особенности руководства детской группой, психология бизнеса, психология рекламы, психология формирования общественного мнения и др.
Этапы развития соц. психологической науки в России

Социально - психологические идеи в дореволюционной России развивались преимущественно не в недрах психологии как таковой, а в рамках более широкого спектра общественных дисциплин. Отдельные проблемы обсуждались в рамках права.

1 этап. Ковалевский «коллективная психология»

2 этап. Развитие педологии и психотехники. 20-30 г. 20 в. Изучение психологии коллектива и появление предмета соц. психологии.Корнилов, Челпанов, Войталовский.

3 этап. В 1936 г. Выходит указ правительства СССР о запрете психологии и до 50-х годов прекращаются все исследования. Происходит так называемое косвенное развитие в трудах Макаренко, который считал главной целью воспитания формирование коллективиста, провозглашая приоритет коллектива над индивидом. При этом одной из важнейших задач является воспитание потребностей                       «коллективиста».Рубиншетейн, Выготский.

4 этап. 55-75 г. Медленная оттепель.1962г. в Ленинградском университете открылась первая в стране лаборатория соц. психологии. Установление контактов с зарубежной наукой.этих групп.

 

Структура социальной власти и влияния в малой группе - это совокупность связей между индивидами, характеризующая

направленность и интенсивность их взаимного влияния в групповых взаимодействиях.

 

Малая группа – немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной и находятся в непосредственном личном контакте (общение), что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. До 8 человек.

Группа – это самостоятельный субъект деятельности, который может быть рассмотрен с точки зрения своих процессов и структур, свойств.. социально-психологический анализ группы можно разделить на собственные характеристики группы и характеристики, определяющие положение индивида в группе. К первым относятся позиции в группе, структура группы и групповые процессы.

Одним из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей, является конформизм-Это подчинение индивида групповому давлению, которое возникает из конфликта между его собственным мнением и мнением группы. Величина конформизма зависит от – важности мнения, от авторитета, то количества единодушных членов группы. Уровень конформности зависит от пола и возраста.

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: