Глава 2. Современный период. Начало XXI века и по наши дни

 

октября 2004 г. министры иностранных дел РФ Лавров С.В. и КНР Ли Чжаосин подписали в Пекине дополнительное соглашение о прохождении линии границы на ее восточном участке, свидетельствующее, что благодаря неустанным усилиям, которые обе стороны предпринимали на протяжении 40 лет, прохождение линии границы между Россией и Китаем точно определено. 20 мая 2005 года Госдума ратифицировала дополнительное соглашение. Соглашение, подписанное в 2004 г., должно было обозначать окончание споров о границе между Китаем и Россией. В договоре подтверждалось, что обе стороны согласны с закрытием пограничного вопроса и уменьшением вооруженных сил в приграничной зоне, также как и с пунктом об общем использовании нескольких островов, находящихся в водах пограничных рек, и самих рек в экономических целях в течение 10 лет. На основании договора обе стороны обязуются завершить делимитацию территорий к концу 2007 г.

Демаркация российско-китайской границы состоялась в 2005 году. В результате проведения межгосударственной границы по центру реки Амур Китай получил ряд территорий общей площадью 337 квадратных километров: участок земли в районе острова Большой (верховья реки Аргунь в Читинской области) и два участка в районе островов Тарабаров и Большой Уссурийский в районе слияния рек Амур и Уссури. Данные земли не были заселены и использовались мало, из-за заболоченности, сейчас они также мало используются. Основную часть этих территорий составила западная оконечность Большого Уссурийского острова на реке Амур напротив устья реки Уссури. Остров имеет территорию от 327 до 350 км² в зависимости от сезона.

октября 2004 года президент России Владимир Путин и председатель КНР Ху Цзиньтао подписали дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе, согласно которому произошла передача этих островов.

Как было уже ранее сказано, в 1689 г. когда был заключен Нерчинский договор <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D1%80%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80>, Россия признала тогда права Китая на земли на правом берегу Амура и в Приморье. Но в середине XIX века, она воспользовалась слабостью Китая, и присоединила к себе 165,9 тысяч квадратных километров Приморья, которые находились в совместном управлении. Китай лишился выхода в Японское море <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5>. Эти изменения были прописаны в Тяньцзиньском трактате <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8F%D0%BD%D1%8C%D1%86%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%82_%281858%29> от 1 июня 1858 года и в Пекинском договоре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B0%D1%82_%281860%29> от 2 ноября 1860 года.

Когда Япония оккупировала Китай СССР по взаимному согласию (навязанному СССР при первоначальном несогласии китайцев) между Сталиным <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD> и главнокомандующим НОАК <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%9E%D0%90%D0%9A> Мао Цзэдуном <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BE_%D0%A6%D0%B7%D1%8D%D0%B4%D1%83%D0%BD>, который контролировал северные районы Китая, было заключено соглашение о проведении линии границы по китайскому берегу рек Амур и Уссури. Вследствие этого Китай фактически лишился права использовать фарватер этих рек, но взамен получил поддержку от СССР в случае аннексии Японией части территории.

В 1964 г. уже возникал вопрос спорных островов Тарабаров и Большой Уссурийский. Тогда был разработан новый проект соглашения по границе, но документ не был подписан.

мая 2005 года Государственная дума 4 созыва ратифицировала дополнительное соглашение от 14.10.2004 года его поддержали 307 депутатов, против - 80, воздержались двое.25 мая того же года соглашение было утверждено Советом Федерации. Передача Китаю островов под Хабаровском состоялась ровно через четыре года после подписания соглашения между руководством двух стран. После передачи Путиным В.В. Китаю острова Тарабарова и Большой Уссурийский, можно считать формирование русско-китайской границы завершенным. Острова Тарабаров и Большой Уссурийский давно считались спорной территорией. Китайцы их обозначают на своих картах как китайские, русские - как российские. В 1991 году Михаил Горбачев подписал пограничный договор с Китаем, и границу провели по фарватеру Амура. Два острова оказались по китайскую сторону судоходного пути. Китайцы возле острова со своей стороны топили суда и баржи с песком - чтобы осушить протоку и присоединить спорные острова к своей территории. Часть депутатов Госдумы высказывали опасение, что прецедент с разделом островов воспримут в мире не как жест доброй воли, а как жест слабости. Однако парламентское большинство поддержало позицию профильного Комитета Госдумы и МИДа. Возможен риск того, что примером с разделом островов может, например, воспользоваться Япония при обсуждении темы Курильских островов. Но этот вопрос стоит существенно ниже, чем геополитические потери, которые понесла бы наша страна от сохранения территориальных проблем с Китаем. Теперь, когда новая линия границы обозначена на местности и установлены пограничные столбы, Москва получила возможность полностью сосредоточиться на экономическом и политическом взаимодействии с Пекином, не отвлекаясь на территориальные споры с Поднебесной.

Уже много лет на острове Большой Уссурийский находятся российские погранзаставы. Там же - 16 тысяч дачных участков, богатые сенокосные угодья, куда хабаровские фермеры перегоняют по мосту пастись скот. Активно используемая местным российским населением в хозяйственных нуждах, обжитая часть самого крупного острова Большой Уссурийский, выходящая буквально на центр города, не меняет российской принадлежности.

Новая граница разделила остров пополам. Дачи хабаровчан остались на российской территории, остальное досталось китайцам. Более отдаленные от Хабаровска части этого острова, а также существенно меньший по размерам остров Тарабаров вместе с ныне пограничной протокой Казакевичева стали китайскими. Дач там нет, только несколько строений частных фирм. В общей сложности китайцам досталось примерно 337 кв. километров русской земли. С передачей островов на Амуре Китай стал ближе к Хабаровску на 50 километров. Считается, что острова имели стратегическое значение, они прикрывали Хабаровск в случае военного нападения. На Большом Уссурийском располагался укрепрайон, сейчас военные его оставили и переехали на новую заставу. Китайская сторона с пониманием отнеслась к тому, что граница проходит вблизи построенной на Большом Уссурийском острове православной часовни святого Виктора, и "при демаркации линия границы отнесена дальше от храма". Правда, попасть в часовню без специального разрешения будет невозможно - пограничная зона. Тем не менее, как ранее подтвердил Сергей Лавров, и часовня, и водозабор, и зона взлетно-посадочной полосы Хабаровского аэропорта остались на российской территории.

Дополнительный протокол-описание линии российско-китайской границы на её восточной части подписан в понедельник 21 июля 2008 года в Пекине.

Документ подписали глава МИД КНР Ян Цзечи и министр иностранных дел России Лавров С.В., который находится в Китае с рабочим визитом.

Таким образом, между РФ и КНР окончательно урегулирована территориальная проблема, переговоры по которой длились более 40 лет, поставлена точка в пограничном размежевании между нашими странами и завершено юридическое оформление общей границы.

В распространённом ранее сообщении МИД РФ отмечалось, что "вступление в силу соответствующих документов придаст дополнительный импульс развитию добрососедских связей между Россией и Китаем, в первую очередь - разнопланового сотрудничества приграничных районов двух стран".

Передача островов вызвала неоднозначную реакцию в России. В качестве положительного результата называлось улучшение отношений с Китаем, протяжённость границы с которым составляет более 4300 км, и снятие потенциальной угрозы территориального конфликта в будущем. С другой стороны, ряд политиков расценивали передачу российской территории как ослабление позиций России. Также указывалось на стратегическое положение островов и наличие на них природных ресурсов.

Губернатор Читинской области Равиль Гениатулин положительно оценил договор: "Недоговоренности в вопросах, касающихся спорных территорий всё время могут быть камнем преткновения в двусторонних отношениях. В настоящее время у нас нет территориальных претензий друг к другу, и это послужит прочным фундаментом для дальнейшего сотрудничества. Кроме того, не стоит забывать, что водовод и водозабор остались на нашей стороне, а это большой плюс. Я уверен, что наши потомки в будущем оценят то, что мы сделали в 2005 году". Председатель российской части российско-китайского комитета дружбы, мира и разв ития Леонид Драчевский заявил, что передача островов урегулирует "последний момент, омрачающий отношения между Россией и Китаем". По словам заместителя председателя комитета Госдумы по международным делам Натальи Нарочницкой, "уступка территории очень небольшая, а важность стратегических отношений с Китаем очевидна".

Председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачёв отметил, что у подписания соглашения были две альтернативы: требовать у Китая всех спорных территорий или оставить ситуацию без изменений и с отсутствием перспектив договориться в обозримом будущем (что, по его мнению, крайне опасно для России, так как несёт риск вспыхивания конфликта). Глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул, что речь не идёт о территориальных уступках: острова юридически и в международно-правовом смысле никому не принадлежали, и при заключении в 1991 году соглашения о границе между СССР и КНР принадлежность трёх островов также не была определена.

Следующий спорный вопрос относительно пограничных участков России и Китая возник тогда, когда Китай и Россия разошлись во мнениях, где должен пролегать западный участок их совместной границы. И хотя спор идет о микроскопической по меркам обеих стран территории - всего 17 га земли в Горном Алтае - он вновь напомнил о почти полувековом остром противостоянии между двумя соседями по территориальному вопросу, которое в 1969 году даже вылилось в кровопролитный вооруженный конфликт за остров Даманский. В этом споре вновь отчетливо проявилось, насколько Китай окреп за последние десятилетия, а Россия на его фоне, наоборот, резко сдала. Еще исторически сложилось так, что Горный Алтай изначально находился в сфере политического господства гуннов, образовавших в степях Северной Монголии мощный союз орд и племен. В 1864 г. в результате подписания Чугучакского договора между Россией и Китаем границы земли, принадлежавшие восточным алтайцам, были признаны российскими.

Первые русские переселенцы появились на территории Горного Алтая в 1756 г. Это были горнозаводские рабочие, бежавшие с рудников и заводов Алтая, и старообрядцы, переселявшиеся с конца XVII в. на юг Горного Алтая через Бухтарму и обосновывавшиеся на территории современного Усть-Коксинского р-на.

С 1832 г. на территории Горного Алтая начала действовать Алтайская духовная миссия, внесшая значительный вклад в историю народного образования алтайского народа, распространение русского языка и культуры.

Новый поток русских переселенцев прибыл на территорию Горного Алтая после реформы 1861 г. В конце 1864 - начале 1865 гг. было окончательно оформлено российское подданство восточных алтайцев. Со II по IV в. Алтай жил под "влиянием" сяньбийцев. Этноним "сяньби" - условность. В различных китайских источниках упоминались под именами "Sirbi", "Sirvi", "Sarbi". С конца IV и до середины VI в. алтайские племена были подчинены жужанами, населявшими Восточную Монголию и Западную Маньчжураю, и стала платить им дань (изделиями из железа). Китайские хроники пестрят записями о набегах жужаней на пограничные районы Китая и о походах китайских войск на север против жужаней. Военные набеги перемежались с мирными посольствами правителей жужаней к китайскому двору. Источники сообщают, что жужане присылали "дань", а их правители получали в жены в качестве "принцесс" девушек из знатных китайских семей.

С падением в 552 г. господства жужаней в Центральной Азии возникает новое временное военно-административное объединение - Тюркский каганат, являющийся центром на Алтае. Но вскоре он переместился отсюда в Монголию, в долину р. Орхон. К 70-м гг. территория каганата расширилась, его границы дошли на запад до Аму-Дарьи, до Кавказа и Аральского моря в Восточной Европе и до Большого Хинганского хребта - на востоке. Широко распространилось и господство каганата: от Китая до границ Ирана и Византии. Ему подчинялись Согдиана и болгарско-хазарские племена, обитавшие между Волгой и Азовским морем. Его политическую мощь вынуждены были признать Китай и Византия. Однако положение вскоре изменилась. Под ударами междоусобиц и извне каганат распался в 588 г. на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром в Монголии). Но просуществовали они недолго. В 630 г. восточные тюрки были порабощены Китаем, в 659 г. такая же участь постигла и их западных сородичей. Однако первые не смирились с поражением. В 682 г. они поднимают под руководством хана (кагана) Ильтереса (Гудулу - по китайки) восстание и освобождаются от китайского ига. Таким образом, Китай думает, что он имеет полное право на земли горного Алтая.

Журнал "Русский запад" уже писал о том, что на Горном Алтае происходят проверки границы между Китаем и Россией. Тогда, сообщалось, что очередная демаркация носит формальный характер проверки, которая проводится каждое десятилетие. Границы в силу естественных причин могут изменяться. Эти изменения и фиксируются в документах с китайской и российской стороны.

С 26 июля по 4 августа 2012 года в Республике Алтай Российской Федерации совместной российско-китайской комиссии проводилась проверка и демаркация западной части российско-китайской государственной границы. В соответствии с международными договоренностями, достигнутыми на рабочей встрече 25 июля 2012 года в Урумчи (СУАР КНР); для этого была создана специальная российско-китайская комиссия. В ее состав с российской стороны вошли сотрудник пограничного управления ФСБ по региону Дмитрий Коденко и помощник Председателя Правительства РА Дмитрий Шепель, сотрудники московского аэрогеодезического предприятия и ОАО "Сибгеоинформ". Китайскую сторону представляли директор международного отдела администрации Алтайского района Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая Юй Гуансинь (глава делегации), руководитель международного отдела СУАР КНР Ян Вэйтун и специалисты министерства обороны КНР, как признала пресс-служба правительства республики Алтай, в процессе демаркации между сторонами возникли разногласия. Китайская делегация настаивала на смещении линии прохождения границы вглубь России, в результате чего площадь возможного отторжения российской территории могла достигнуть 17 га. Российская сторона в ответ заявила, что китайские претензии противоречат положению "О российско-китайской комиссии по проведению первой совместной проверки линии государственной границы между РФ и КНР" (от 11 ноября 2011 года).  Вследствие возникших разногласий запланированные работы так и не были выполнены. В итоге стороны ограничились подписанием протокола, в соответствии с которым условились обсудить возникшие разногласия на очередном заседании российско-китайской комиссии, которое прошло в Горно-Алтайске. В Москве состоялась очередная сессия российско-китайской Комиссии по проведению первой совместной проверки линии государственной границы между Российской Федерацией и Китаем. Созданная правительствами двух государств Комиссия изучила материалы полевых работ, проведенных в июле-августе 2012 года на западном участке российско-китайской государственной границы (Республика Алтай и Синьцзян-Уйгурский автономный район).

Работа Комиссии проходила в деловой и конструктивной обстановке, сообщил помощник главы Республики Алтай Дмитрий Шепель. Ее итоги позволили спланировать мероприятия, направленные на повышение точности обозначения государственной границы в целях улучшения условий для ее охраны. Принятые на сессии решения предусматривают установку двух дополнительных пограничных знаков для более четкого обозначения этого труднодоступного участка границы. Стороны согласились, что указанные пограничные знаки будут установлены в строгом соответствии с результатами демаркации западной части российско-китайской государственной границы в 1999 году.

Очередная проверочная демаркация завершилась. Представители Китайской стороны остались недовольны линией прохождения государственных границ.

Хотя совместная проверка носила формальный характер, так считала российская сторона, китайская - была уверена, что после нее, границы сместятся вглубь России, потому, что она изначально настаивала на этом.

Целых 17 гектаров земли Китай хотел получить после последней демаркации. Однако границы с КНР российская сторона перемещать не намерена. Местность эта стратегическая, на ней должен проходить газопровод, по которому Россия будет экспортировать топливо в Китай. Как раз этот участок, где запланировано строительство, не оборудован пропускным пунктом, и проходит на высоте 2.500 метров в горах.

Для уточнения мест установки пограничных знаков российские и китайские специалисты проведут там необходимые измерения. Измерения и установка знаков будут проведены летом 2013 года при участии представителей органов власти приграничных территорий, специалистов в области геодезии и картографии, а также пограничников двух государств.

На территории Республики Алтай (Кош-Агачский район, плато Укок) расположен самый западный участок российско-китайской границы протяженностью 54 км. Линия государственной границы между Российской Федерации и Китаем определена международными соглашениями: Чугучагским 1864 года, Санкт-Петербургским 1881 года, документами демаркации государственной границы 1999 года.

По территории Республики Алтай проходит 850-километровая граница России с тремя иностранными государствами - Китаем, Монголией и Казахстаном. При этом протяженность российско-китайской границы в регионе - всего 55 км. И вот из-за этой горной (высота 2500 - 3000 метров) труднодоступной территории, не оборудованной пунктами пропуска, на которой - во всяком случае, пока - не ведется, по сути, никакой хозяйственной деятельности, и возник спор. И что-то подсказывает, что Россия, в конце концов, пойдет на уступки - лишь бы не омрачать отношения с мощным соседом как пишут авторы "Сборника Восточного центра" Забайкальского Государственного Университета.



Заключение

 

Русские познакомились с китайцами около 400 лет тому назад. Они встретились на дальневосточных просторах. Их государства оказались самыми большими соседями в этом регионе. Вопрос о согласовании границы между ними потребовал много времени и усилий. К началу XX века стороны подписали несколько договоров о границе. Это была самая длинная в мире сухопутная граница. Она шла от Памирских гор до Тихого океана.

За четыре столетия взаимоотношений между русскими и китайцами никогда не было широкомасштабных войн. В то же время отношения время от времени осложнялись и обострялись.

В первые два десятилетия XX века каждая из стран была главным образом занята своими внутренними делами; во всяком случае, двусторонние отношения тогда не выходили на первый план. В 20-х гг. наша страна была единственной, помогавшей Китаю в деле его объединения в единое государство. В 30-40-х гг. наши страны были на одной стороне во время Второй мировой войны. В 50-х гг. отношения СССР и КНР были официально отношениями союзников в противостоянии потенциальным агрессорам; одновременно наши люди, работавшие в Китае, вкладывали свой труд и душу в создание оборонного и экономического потенциала соседней страны; торговые отношения того времени приносили пользу обеим странам; на мировой арене каждой из сторон помогал характер официальных межгосударственных отношений между ними дружественный и добрососедский.

Территориальная проблема в отношениях между нашими странами обострилась с 60-х гг. прошлого века. После смерти Сталина китайское руководство во главе с Мао Дзедуном уже не смотрело на СССР как на "старшего брата", которому простительно фактически в одностороннем порядке определять линию границы и обустраивать пограничные рубежи. К тому же, в 1964 году Китай вошел в избранный круг ядерных держав. Почувствовав силу, китайское руководство перестало делать скидки "советским ревизионистам" и предъявило Москве территориальные претензии на 1540 тысяч квадратных километров.

К 1991 году в результате длившихся с 1969 года переговоров по территориальной проблеме сторонам, наконец, удалось прийти к компромиссу. Ключом к нему стала уступка с нашей стороны - СССР на своем излете согласился на прохождение границы с Китаем по фарватеру Амура и Уссури. В результате 90% восточной части границы с Китаем были согласованы и 16 мая 1991 года в Москве представители СССР и КНР подписали соглашение о границе, которое было подтверждено в 1996 году договором между РФ и КНР.

Уступка Москвы стоила ей, конечно, не полутора тысяч квадратных километров (на чем настаивал Мао Цзэдун), но тоже очень многих территориальных потерь. Самой обидной из них, наверно, является остров Даманский, из-за которого в 1969 году пролилась кровь и который, тем не менее, отошел к Китаю. А самой чувствительной потерей для России явилась, очевидно, передача Китаю в 2005 году 174 квадратных километров территорий близ Хабаровска. И дело даже не в огромности данной территории, а в исключительном ее военно-стратегическом значении. Ведь Китаю отошла часть острова Большой Уссурийский, где ранее располагался важный укрепрайон нашей армии, и часть острова Тарабаров, где ранее пролегала траектория взлета боевых самолетов 11-й российской армии ВВС и ПВО, которая дислоцируется в Хабаровске.

Но Россия, на фоне стремительно растущего Китая, была вынуждена пойти на эти уступки. Со своей стороны, Китай отказался от претензий на всю территорию этих островов и согласился с тем, что Россия отдаст ему лишь половину этих территорий. Таким образом, граница не оказалась у самого порога Хабаровска.

Вопрос относительно границы на ее западной части, то есть в районе Горного Алтая до сих пор остается открытым. Китайская сторона осталась недовольна демаркационными работами, которые проводились в июле-августе 2012 года. Но Российская сторона четко отстаивает свои позиции и не хочет уступать свою территорию. Пусть они и не большая, всего 17 га, но эта территория является стратегически важной для нашей страны.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: