Особенности прикладного иссл-ия и прктической работы в соц-ой психологии
Статус прикладного исследования в современной науке и специфика этого статуса у социальной психологии. Две возможные стратегии организации прикладных исследований: учет того, что «может» и чего «не может» социальная психология на современном этапе ее развития.
Особенности прикладного социально-психологического исследования. Обязательность соблюдения принципа «не вреди» при проведении исследований в условиях реальной жизнедеятельности групп. Требование адекватности применяемых методик с учетом того, что человек – единственный источник информации. Особые требования ко времени проведения исследования «в поле». Необходимость соблюдения этических норм. Адекватность используемого языка – компромисс между языком науки и языком практики.
Взаимоотношения исследователя и заказчика – планирование, сроки, график работ.
Критерии эффективности прикладного социально-психологического исследования.
|
|
Практическая социальная психология как непосредственное вмешательство ученого в определенную область практики. Отличие практической работы от проведения исследования. Различие установок исследователя и практика: тип отношений практика и клиента.
Дискуссионный вопрос о гражданской позиции психолога – практика: обязательно ли совпадение ценностей заказчика и исполнителя? Этапы практической работы социального психолога.
Возможные уровни вмешательства и их отражений в социальных ролях практика: эксперт, консультант, обучающий. Специфика функций при исполнении каждой роли.
Осн-ые напр-ия пркладных иссл-ий и практич-ой соц-ой псих-ии
Управление и развитие организации.
Новые проблемы психологии управления в условиях многообразия форм собственности. Проблема оценки психологических качеств руководителя (создание психологического портрета руководителя, анализ совместимости руководителя и коллектива).
Выявление роли и форм обратной связи для оптимизации деятельности руководителя. Восприятие нововведений.
Оптимизация делового общения руководителей разных рангов.
Методы исследования в психологии управления.
Концепция организационного развития в современной социальной психологии. Роль психолога в создании «культуры организации» (оптимальное использование технологий, развитие коммуникаций, разрешение конфликтов, повышение возможностей организации адаптироваться к изменяющимся условиям).
Психологическая диагностика организации как элемент консультирования организационного развития.
Работа с персоналом организации; повышение роли каждого члена организации в принятии решений. Командообразование как одна из функций организационного консультирования. Жизненный цикл команды (адаптация, группирование и кооперация, нормирование, решение задачи).
|
|
Психолог в организации как «агент изменений».
2.2. Массовая коммуникация и реклама.
Специфика коммуникативного процесса при использовании средств массовой информации.
Функции массовой коммуникации и критерии ее эффективности.
Исследование основных компонентов процесса массовой коммуникации. Характеристики коммуникатора, сообщения, аудитории и канала как условия эффективности коммуникативного воздействия. Отношения коммуникатора и аудитории. Роль социальных установок аудитории в восприятии сообщения. Методы анализа содержания текстов.
Социально-психологические особенности устного выступления перед аудиторией.
Специфика социально-психологических аспектов рекламы. Эффективность рекламного воздействия. Изучение аудитории потребителей рекламы. Роль психолога как консультанта при разработке средств воздействия рекламного сообщения.
Роль политической рекламы в формировании имиджа политических руководителей, политических партий, государственных институтов и учреждений. Связь политической рекламы и PR (установления различными организациями и институтами связей с общественностью).
Метод фокус-групп в исследованиях рекламы.
2.3. Школа и семья.
Социально-психологические проблемы в работе школьной психологической службы. Основные виды деятельности школьного психолога (психологическое просвещение, профилактика, консультирование, психодиагностика, психокоррекция). Необходимость сотрудничества со специалистами по возрастной, педагогической и клинической психологии.
Два вида консультирования в практической работе школьного психолога – консультирование школы как организации и индивидуальное консультирование (оказание индивидуальной помощи ученику, учителю, родителю). Значение профориентационной работы школьного психолога в современном меняющемся мире.
Работа по совершенствованию межгрупповых отношений в школьном коллективе (учащиеся, учителя, родители).
Сочетание методов индивидуального и группового консультирования.
Специфика семьи как малой группы и значение прикладных исследований в этой области. Психологические задачи службы семьи (подготовка молодых людей к созданию семьи, служба знакомства, регулирование семейных взаимоотношений). Основные формы практической работы психолога в сфере семьи – семейное консультирование и социально-психологический тренинг.
Психологические причины разводов. Роль социального психолога в программах семейного воспитания. Подготовка молодых людей к вступлению в брак. Служба содействия одиноким людям.
Социально-психологическая характеристика внутрисемейных отношений (значение эмоциональных основ). Проблема удовлетворенности браком. Семейные роли.Внутрисемейные