Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к цели, к ожидаемому результату. В пед-ой практике под методами обучения понимают способы обучающей деятельности преподавателя, способы достижения преподавателем целей обучения и дидактических задач. В традиционном понимании методы обучения — это способы передачи учащимся знаний и умений, в современной трактовке — способы организации совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на усвоение учащимися знаний и умений. Методы реализуются в конкретных приемах, действиях, организационных формах. Распр-ой является классификация методов обучения по источнику получения знаний и умений. В соответствии с ней выделяют:1.Словесные методы (источником знаний и умений является устное или печатное слово). 2Наглядные методы (источником знаний и умений являются наблюдаемые пред
меты, явления, наглядные пособия).3.Практические методы (источником знаний и умений являются практические действия, выполняемые учащимися). Словесные методы занимают ведущую позицию среди методов преподавания психологии. Главное их достоинство состоит в том, что они позволяют в короткий срок передать большую по объему информацию. Типичными словесными методами являются рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой. Эти методы преимущественно используются на лекциях, семинарах, в самостоятельной работе студентов и учащихся с учебниками, учебными пособиями, научной и справочной литературой, во время консультаций.В зависимости от того, является ли воспринимаемая студентом речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые преподавателем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал: -использование неречевых средств (мимики, жестикуляции, интонирования речи, позы, пантомимики преподавателя); -своевременное получение обратной связи от студентов о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики студентов);-активизация восприятия и понимания студентов. Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста). Поэтому студент быстрее может прочитать соответствующий раздел учебника, нежели прослушать его в пересказе преподавателя.
|
|
Письменные методы обучения характеризуются большей скоростью передачи информации. Поэтому учебные материалы, имеющие информационное значение, следует давать студентам в виде печатных текстов Основными из них являются следующие: конспектирование — краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного; составление плана текста (простого или сложного); составление тезисов — краткое изложение основных идей прочитанного текста; цитирование — написание дословных выдержек из текста; аннотирование — краткое, свернутое изложение основного смысла прочитан
ного; р ецензирование — написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному материалу; составление формально-логической модели — словесно-схематического изображения прочитанного материала; составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых
понятий по теме; составление матрицы идей — сравнительная характеристика однородных
предметов, явлений в трудах разных авторов.
|
|
Словесные методы обучения разделяются также на монологические и диалогические. Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Восприятие студентами монолога преподавателя вызывает у них определенные трудности, особенно в том случае, если он буквально воспроизводит письменный текст учебного пособия. Устная монологическая речь по своему построению отличается от письменной. Преподаватель должен учитывать эти различия.
3) Простое воспроизведение текста книги (или статьи) на слух воспринимается с трудом за счет длинных предложений и сложных оборотов речи. Группой немецких ученых было установлено, что более половины взрослых людей не в состоянии на слух запомнить предложения, насчитывающие более 13 слов. Если цепочка произносимых слов длится более 6 секунд, слушатели теряют смысл фразы. Длинные предложения — более 18 слов — способны понять и усвоить не более 15% аудитории. Поэтому в процессе подготовки лекции необходима переработка исходного текста книги: сокращение длины предложений за счет опускания несущественных слов и фрагментов; разделение сложных предложений на простые; перестройка сложноподчиненных предложений таким образом, чтобы их структура стала простой и ясной и включала одно, максимум два придаточных предложения; 4)формул-ка вопросов, которые будут заданы учащимся для стимуляции их
мотивационной и позн-ой активности; 5) замена терминов, которые могут вызвать трудности при понимании мысли преподавателя, на более простые слова, без потери научности.
Псих-ие особ-ти речи преподавателя имеют большое значение для повышения эффек-ти лекционного занятия. При этом реком-ся использовать следующие средства речевого возд-ия: связывание нового материала с прошлыми знаниями и опытом учащихся; вопросно-ответная форма изложения мысли, вводимая в монолог; использование синтаксиса устной речи (преобладание простых предложений
над сложными, четкая структура сложных предложений); персонификация при изложении учебного материала (высказ-ие личного
отношения к материалу, иллюстрации из личного опыта); образность, иллюстративность речи; изменение формулировок в целях лучшего понимания; использование прагматических высказываний (воздействующих на внимание, память, мышление, чувства учащихся) в дополнение к информативным.
Помимо речевого воздействия препод-ль оказывает также и неречевое влияние на студентов. К основным средствам такого влияния относятся: дистанция в общении (с точки зрения пространственного расположения); визуальный контакт; мимика; поза; жестикуляция; фонационные характеристики речи (темп, тон, сила, ритм, напряжение, паузы, интонация). Успешное использование вышепереч-ых средств речевого и неречевого воздействия повышает эффективность монолога как устного метода обучения. Диалог-ий метод обучения предполагает большую активность студентов на занятии. Включение в лекцию элементов диалога, эвристической беседы, активное поощрение вопросов студентов повышает эффективность лекционной формы преподавания. Причем важно поощрять студентов задавать вопросы именно тогда, когда они возникают. Активная позиция студентов способствует формированию более прочных знаний и умений, а также критического мышления. В наибольшей степени это преимущество диалогического метода реализуется на семинарах и консультациях, поскольку диалог и дискуссия являются основой этих форм учебных занятий. Их эффективность зависит от того, каким образом ставятся вопросы. Это могут быть: 1)вопросы, побуждающие репродуктивную активность: «вспомните», «расскажите», «опишите», «дайте характеристику», «раскройте», «дополните»; 2) вопросы, стимулирующие продуктивную активность: «сравните», «сопоставьте», «обобщите», «сделайте вывод», «проанализируйте», «выделите», «как связаны». Класс-им диал-им методом обучения является эвристическая беседа. В процессе беседы препод-ль, опираясь на имеющиеся знания и опыт студентов, с помощью тщательно продуманной системы вопросов подводит их к пониманию, усвоению новых знаний и формулированию выводов.
|
|
Другим диалог-им методом является групповая дискуссия. Гл-ая ее ценность состоит в том, что она стимулирует вовлечение студентов в активное обсуждение различных т.зр. по опред-ой проблеме, пробуждает стремление к пониманию позиции собеседника и аргументации собственного мнения. Диал-ий метод обуч-я наиболее характерен для семинарских занятий по психологии. Постановка вопросов и заданий определяется содер-ем, целями и задачами учебного курса, а также учеб-ми пособиями и первоисточниками, которые реком-ся в программе.