Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

5.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

Место дисциплины в структуре ОПОП, этапы формирования компетенций в процессе освоения обучающимися ОПОП отражены в матрице междисциплинарных связей (п.4.2 ОПОП), в матрице компетентностно-дисциплинарных связей (п.4.3 ОПОП) и в п.2 настоящей рабочей программы дисциплины.

   Перечень развиваемых в дисциплине компетенций ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16, описание компетенций и этапы их формирования в процессе изучения дисциплины представлены в предшествующих п.п. 3 и 4.

 

5.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания

 

Оценивание уровня сформированности компетенций ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16, у обучающихся на соответствие их подготовки ожидаемым результатам, описание их показателей, критериев и шкал оценивания в процессе освоения ОПОП осуществляется по курсам обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция и направленностям (профилям) Государственно-правовому, Гражданско-правовому, Уголовно-правовому согласно сквозной программе соотнесения результатов промежуточных аттестаций обучающихся в дисциплинарном и компетентностном форматах (раздел 4.9. ОПОП).

Для процесса изучения дисциплины и проведения промежуточной аттестации описание показателей, критериев и шкал оценивания компетенций представлено в п.7.4 ОПОП.

При проведении промежуточной аттестации в форме зачета соответствие оценок и требований к результатам аттестации представляется следующим образом

 

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме зачета
«Зачтено» Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов или в целом, или большей частью, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы или в основном сформированы, все или большинство предусмотренных рабочей программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки
«Не зачтено» Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимуму.

 

При проведении промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета с дифференцированной оценкой) успеваемость обучающегося оценивается по четырех-балльной шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме экзамена

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме экзамена
«Отлично» Теоретическое содержание курса освоено полностью без пробелов, системно и глубоко, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены безупречно, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимуму.
«Хорошо» Теоретическое содержание курса освоено в целом без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, предусмотренные рабочей учебной программой учебные задания выполнены с отдельными неточностями, качество выполнения большинства заданий оценено числом баллов, близким к максимуму.
«Удовлетворительно» Теоретическое содержание курса освоено большей частью, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки.
«Неудовлетворительно» Теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые навыки работы не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных рабочей учебной программой учебных заданий не выполнено либо выполнено с грубыми ошибками, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимуму.

 

Соотнесение диапазона полученных на экзамене баллов и оценки уровня сформированности компетенции для группы обучающихся и для одного обучающегося:

Диапазон баллов Оценка
0,0≤…<3,0 не соответствует(-)
3,0≤…<4,0 в основном соответствует(+)
4,0≤…≤5,0 соответствует(++)

 

5.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной деятельности.

 

5.3.1. Темы, перечень контрольных вопросов для проведения текущего контроля и/или промежуточной аттестации.

№ темы п/п Тема, контрольные вопросы

2 семестр

Тема 1: Конституционное право России в системе российского правоведения и правовой системы

1.1 Предмет конституционного права России. Развитие конституционно-правовых отношений.

1.2 Субъекты конституционно-правовых отношений. Коллективные общности как субъекты конституционного права.

1.3 Юридическое лицо публичного права.

1.4 Источники конституционного права: виды, иерархия и перспективы.

1.5 Конституционное право субъектов РФ: основные подходы к пониманию.

1.6 Конституционно-правовая ответственность как элемент конституционного права.

1.7 Наука конституционного права: монархический, советский, современный периоды. Имена и школы.

Тема  2: Конституция Российской Федерации и механизм ее реализации

2.1 Сущность и функции Конституции.

2.2 Предмет и пределы конституционного регулирования. Пробелы и коллизии конституционных норм.

2.3 Юридические свойства Конституции, ее реальность и стабильность.

2.4 Конституционные ценности.

2.5 Пересмотр Конституции (принятие новой Конституции) и внесение в нее поправок.

Тема 3: Основы конституционного строя Российской Федерации

3.1 Конституционный строй Российской Федерации, его понятие.

3.2 Соотношение конституционного, государственного и общественного строя.

3.3 Понятие основ конституционного строя.

3.4  Основы конституционного строя как правовой институт.

3.5  Юридическая сила норм института основ конституционного строя.

3.6 Основные формы участия народа в осуществлении государственной власти.

3.7 Прямая (непосредственная) демократия: понятие, сущность и формы реализации.

3.8 Референдум и свободные выборы — основные формы реализации власти народом.

3.9 Россия — правовое, социальное, светское государство.

3.10 Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации

3.11 Формы участия в управлении государством и обществом.

3.12 Формы участия в управлении государством и обществом.

Тема 4: Человек, гражданин, государство

4.1 Принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации. Равенство прав и «позитивная дискриминация».

4.2 Злоупотребление правом.

4.3 Ограничение основных прав и свобод.

4.4 Основные права и свободы в соотношении с общепризнанными правами и свободами человека и гражданина.

4.5 Права и законные интересы.

4.6 Основные личные права и свободы.

4.7 Основные публично-политические права и свободы.

4.8 Основные экономические, социальные и культурные права и свободы.

4.9 Основные права по защите других прав и свобод граждан.

4.10 Коллективные права и судебно-правовые способы их защиты.

4.11 Научно-технический прогресс и права человека.

4.12 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Иные уполномоченные по правам отдельных групп граждан.

Тема 5: Государственное устройство России

5.1 Конституционно-правовые основы федеративного устройства России.

5.2 Виды субъектов Российской Федерации и их наименование.

5.3 Порядок принятия в Российскую Федерацию и  образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

5.4 Принципы федеративного устройства Российской Федерации.

5.5 Характеристики Российской Федерации как федеративного государства.

5.6 Статус субъектов Российской Федерации. Особенности отдельных видов субъектов Российской Федерации.

5.7 Автономия в Российской Федерации.

5.8 Компетенция (предметы ведения и полномочия) Российской Федерации и ее субъектов: содержание и проблемы разграничения.

5.9 Формы взаимодействия Российской Федерации: отношения «субъект – Федерация».

5.10 Формы взаимодействия Российской Федерации: отношения «Федерация – субъект».

5.11 Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

5.12 Административно-территориальные единицы с особым статусом.

5.13 Место Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств.

Тема: С татус коренных малочисленных народов российского Севера: конституционно-правовое закрепление и проблемы реализации

6.1.Система органов государственной власти в Российской Федерации и их классификация

6.2 Президент Российской Федерации

6.3. Федеральное Собрание Российской Федерации

6.4 Федеральный законодательный процесс

6.5 Правительство Российской Федерации

6.6 Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации

6.7 Прокуратура Российской Федерации

Тема 7:  Местное самоуправление в Российской Федерации

7.1 Конституционно- правовые основы местного самоуправления в России. Европейская хартия местного самоуправления в российской правовой системе.

7.2 Основные конституционно- правовые характеристики местного самоуправления. Местное самоуправление и государство.

7.3. Территориальная организация местного самоуправления. Изменение границ территорий местного самоуправления.

7.4 Компетенция муниципальных образований: предметы ведения и полномочия. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями.

7.5 Институты прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления.

7.6 Представительные органы местного самоуправления.

7.7 Глава муниципального образования. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).

7.8 Экономические основы местного самоуправления.

7.9 Ответственность в системе местного самоуправления.

 

Примерный перечень тем докладов для проведения текущего контроля

1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права.

2. Принципы российского конституционного права как отрасли права. Двуединая природа предмета конституционного права Российской Федерации.

3. Метод конституционного регулирования общественных отношений. Социально-политическая природа и юридические особенности метода конституционного регулирования. Соотношение конституционного и государственно-правового регулирования.

4. Конституционные нормы: понятие и юридическая специфика. Виды норм конституционного права и их социальное значение. Конституционные и государственно-правовые нормы.

5. Конституционно-правовые институты в российском конституционном праве.

6. Конституционные и государственно-правовые отношения, их особенности, материальное и юридическое содержание. Субъекты и объекты конституционных и государственно-правовых отношений.

7. Юридические факты и динамика конституционных отношений.

8. Конституционная ответственность: понятие и содержание. Ответственность по конституционному праву как вид юридической ответственности.

9. Основания конституционной ответственности. Правонарушения в конституционной сфере регулирования общественных отношений.

10. Конституционные санкции, их особенности и виды.

11. Источники конституционного права как ведущей отрасли права, ядра правовой системы Российского государства. Понятие и виды источников конституционного права. Конституция Российской Федерации (России). Федеральные конституционные и федеральные законы. Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации. Постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации.

12. Место постановлений Конституционного суда Российской Федерации, решений судов общей юрисдикции в системе источников конституционного права.

13. Международные локальные источники. Иные источники конституционного права как отрасли российского права.

14. Система конституционного права России: понятие, основы построения, тенденции развития.

15. Место конституционного права в системе российского права. Основные проявления ведущей роли конституционного права в правовой системе Российской Федерации.

16. Понятие реализации конституции. Механизм реализации конституционных норм.

17. Функции конституции — основные направления их реализации. Учредительная, политическая, юридическая и управленческая функции Конституции России.

18. Формы реализации конституций. Соблюдение, исполнение, использование и применение конституционных норм.

19. Способы реализации конституционных норм — связывание, дозволение, запрещение.

20. Основные сферы реализации Конституции Российской Федерации на различных этапах развития российского общества и государства.

21. Гарантии и эффективность реализации Конституции России.

22. Юридическая охрана Конституции Российской Федерации.

23. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

24. Россия — суверенное федеративное государство; форма правления и политический режим в Российской Федерации.

25. Народовластие (суверенитет) российского народа: социальная основа, содержание, субъект, формы реализации.

26. Государственная власть как форма реализации полномочий российского народа: понятие, свойства, функции и механизм реализации.

27. Основные формы участия народа в осуществлении государственной власти. Прямая (непосредственная) демократия: понятие, сущность и формы реализации.

28.  Референдум и свободные выборы — основные формы реализации власти народом.

29. Россия — правовое, социальное, светское государство.

30. Конституционные основы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Формы участия в управлении государством и обществом.

31. Понятие народа и меньшинства их виды. Народы меньшинства как субъекты права.

32. Содержание правосубъектности народов, меньшинств. Конституционно-правовое положение национальных меньшинств в Российской Федерации.

33. Международно-правовые основы статуса национальных меньшинств.

34. Защита национальных меньшинств в российском праве.

35. Содружество Независимых Государств - новая реальность современного мира. Причины распада Союза Советских Социалистических Республик.

36. Возникновение Содружества Независимых Государств и перспективы его развития.

37. Место Российской Федерации в Содружестве Независимых Государств. Социальная ценность Содружества.

38. Правовая природа и правовая база СНГ.

39. Пути интеграции государств, образовавших СНГ.

40. Понятие референдума и право граждан на участие в референдуме в Российской Федерации.

41. Предмет референдумов в Российской Федерации.

42. Порядок организации и проведения референдумов в Российской Федерации.

43. Установление результатов референдумов и ответственность за нарушение законодательства о референдуме в Российской Федерации.

44. Законодательная компетенция федеральных органов государственной власти.

45. Законотворческий процесс: понятие, стадии.

46. Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

47. Место и роль комиссий и комитетов в законодательной деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.

48. Рассмотрение законопроектов Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

49. Правовая и лингвистическая экспертизы законопроектов.

50. Рассмотрение принятых законов в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок повторного рассмотрения федеральных законов отклоненных Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

51. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных Президентов Российской Федерации.

52. Порядок опубликования и вступление в силу нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Текущий контроль проводится в форме устного опроса и докладов с презентациями, оценивается по двухбалльной шкале «зачтено», «не зачтено». Соответствие оценок и требований к результатам опроса и докладов:

Оценка Характеристика требований к результатам
«Зачтено» Теоретическое содержание освоено полностью, без пробелов или в целом, или большей частью, необходимые умения и практические навыки работы с освоенным материалом сформированы или в основном сформированы, все или большинство предусмотренных заданий выполнены, отдельные из выполненных заданий содержат ошибки. Обучающийся демонстрирует культуру мышления, способность анализировать и защищать принятые решения, умение коллективного обсуждения, поддерживать диалог, находить компромиссные решения, слушать оппонента.
«Не зачтено» Теоретическое содержание освоено частично, необходимые умения и практические навыки работы с освоенным материалом не сформированы или сформированы отдельные из них, большинство предусмотренных заданий не выполнены или выполнены с грубыми ошибками. У обучающегося сформированы отдельные навыки анализа и защиты принятых решений; коллективного обсуждения, поддержания диалога.

 

5.3.2. Контрольные типовые задания для проведения промежуточной аттестации

 

5.3.2.1. Задания для проведения промежуточной аттестации должны соответствовать содержанию учебной дисциплины, представленному в п. 4, и определять степень сформированности компетенций по каждому результату обучения.

5.3.2.2. Задания для проведения промежуточной аттестации в форме экзамена (зачета с дифференцированной оценкой) могут включать:

- практические задания;

- вопросы, требующие устного или письменного ответа.

 

Перечень примерных практических заданий

Задача 1.

ООО “Лопух” и ЗАО “Тромбон” получили разрешение от Администрации Санкт-Петербурга на использование в своей коммерческой рекламе изображения герба и гимна Санкт-Петербурга. Прокурор Санкт-Петербурга внес в Администрацию города представление о нарушении Устава Санкт-Петербурга, поскольку Уставом зафиксировано описание герба как символа Санкт-Петербурга, и, будучи государственным символом, герб не может использоваться в коммерческой деятельности.

Одновременно против ЗАО “Тромбон” и Администрации Санкт-Петербурга было возбуждено гражданское дело по защите авторских прав на музыку гимна Санкт-Петербурга композитора Рейнгольда Глиэра. От имени автора балета “Медный всадник” выступали его наследники Ирина и Сента Глиэр.

Нормы каких отраслей права подлежат применению в указанной ситуации? В чем отличия публично-правового от частно-правового метода регулирования? Каков предмет регулирования конституционного права?

Задача 2.

Указом Президента Российской Федерации № 1444 от 7 августа 2000 года было утверждено Положение об Управлении делами Президента, которому были переданы полномочия по материально-техническому обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти, в том числе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Данный Указ был оспорен в Конституционном Суде Российской Федерации на том основании, что Конституция не предоставляет Президенту РФ права осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности парламента. Представитель Президента возражал, ссылаясь на то, что Конституция не запрещает Президенту осуществлять указанную деятельность.

Какое решение следует вынести Конституционному Суду?

Задача 3*.

В уставе Владимирской области указано, что губернатор области является государственным служащим, причем его статус определяется законодательством о государственной службе и трудовым законодательством. Однако ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” относит государственные должности, прямо предусмотренные уставами субъектов Российской Федерации, к категории “А”, а лиц, которые замещают эти должности, не относит к государственным служащим.

Закон о “Об основах государственной службы Российской Федерации” имеет приоритет перед иными законодательными актами, регулирующими вопросы государственной службы. Трудовое законодательство регулирует правовой статус лиц, работающих по трудовому договору (контракту), тогда как полномочия губернатора возникают на основании его избрания и в соответствии с действующими законодательными актами.

Можно ли распространять гарантии и ограничения, предусмотренные для государственным служащих, на губернатора Владимирской области? В какой части его статус регулируется законодательством о труде?

Какие элементы статуса (права, обязанности и ограничения) губернатора регулируются государственным, а какие – административным и трудовым правом? Какой отрасли права и к какой отрасли законодательства относится указанная норма Устава?

Задача 4.

На основании статьи 135 ГПК Смольнинский федеральный районный суд Санкт-Петербурга возвратил гражданину А.Р. Синевину его исковое заявление в связи с тем, что дело неподсудно данному суду в соответствии со статьями 23-27 ГПК. В частной жалобе на определение о возврате искового заявления Синевин указал, что Конституция РФ (ст.47) гарантирует каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого отнесено законом, и что судебная система устанавливается Федеральным конституционным законом (ст.118). Следовательно – делает вывод Синевин – компетенция суда (подсудность) должна также устанавливаться Федеральным конституционным законом, а возврат искового заявления со ссылкой на ГПК неправомерен.

В чем разница между конституционным и обычным федеральным законом? В какой части вопросы организации судебной системы относится к предмету регулирования конституционного права и федерального конституционного закона, а в какой части - к предмету процессуального законодательства?

Задача 5

Гражданин Абелев Н.К. припарковал свой автомобиль в зоне действия знака “Остановка запрещена”. Автомобиль был эвакуирован специальной службой ГИБДД. Абелев посчитал действия ГИБДД неправомерными, поскольку они нарушают право собственности, гарантированное статьей 35 Конституции РФ. ГИБДД представило возражения, в которых указало, что реализация права собственности должна осуществляться в рамках, установленных действующим законодательством. Право ГИБДД осуществлять эвакуацию транспортных средств, мешающих дорожному движению, предусмотрено действующим административным законодательством.

В случае передачи дела в суд какое решение следует вынести?

Каков объект правоотношений, регулируемых конституционным правом в отличие от административного?

Задача 6.

Постановлением Государственной Думы было установлено, что обычаю голосовать за отсутствующих на заседании депутатов их коллегами ввиду его широкого применения должен быть придан общеобязательный характер. Конституционный Суд Российской Федерации, ссылаясь на правовую позицию, выраженную в п.13 мотивировочной части Постановления КС РФ от 20 июля 1999 года №12-П, признал Постановление не соответствующим Конституции РФ, однако депутаты, утверждая, что обычай также является источником конституционного права, продолжали голосовать за своих коллег.

Могут ли выступать в качестве источников конституционного права правовой обычай, решения Конституционного Суда РФ и акты палат федерального парламента и каковы их особенности?

Задача 7.

Общественная организация "Общество защиты прав потребителей "Альтернатива" обратилась в Верховный Суд РФ с требованием в интересах потребителей признать "Правила пользования электрической энергией", утвержденных Приказом Министерства энергетики и электрификации СССР, утратившими силу, ссылаясь на то, что оспариваемые Правила не были опубликованы официально для всеобщего сведения, а поэтому в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ не подлежат применению. Данные Правила должны быть признаны недействующими с 1 марта 1991 г., поскольку согласно заключению Комитета конституционного надзора СССР от 29 ноября 1990 г. №12 все неопубликованные нормативные акты к указанному дню, затрагивающие права и свободы граждан, считаются утратившими силу.

Какое решение следует принять по этому заявлению?

Задача 8.

Договором между кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российская Федерации Василием Николаевичем Штыбиковым и типографией газеты “На страже Родины” был заключен гражданско-правовой договор об издании агитационных материалов. В изданных листовках не были указаны необходимые данные в соответствии с ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Избирательная комиссия потребовала от кандидата прекратить распространение и пригрозила привлечь его к ответственности по статье 5.12 КоАП РФ – “Изготовление и распространение анонимных агитационных материалов”. На это кандидат В.Н. Штыбиков заявил, что договор он заключал не как кандидат, а как обычный гражданин; что ответственность должен не нести не он, а типография, поскольку именно типография не выполнила необходимые требования закона.

Кто является сторонами в данном правоотношении, кто и какую должен нести ответственность? Определите объект конституционно-правовых (в данном случае – избирательно-правовых отношений)?

Задача 9.

Прокурор г. Задрынска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации “Свидетелей Иеговы”, разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по статье 148 Уголовного кодекса РФ - “Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести”.

Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция не раскрывает понятия “права на свободу совести” и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации “Свидетели Иеговы”, не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а следовательно в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.

Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция? Обладают ли нормы Конституции свойствами прямого действия?

Задача 10.

В 1995 году предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала норма Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы, устанавливавшая смешанную несвязанную мажоритарно-пропорциональную избирательную систему. Одна из сторон утверждала, что Конституция РФ прямо не закрепляет тип избирательной системы, следовательно, нормы, регулирующие конкретные правоотношения, в Конституции отсутствуют, и предмета для рассмотрения Конституционного Суда РФ нет и не может быть. Другая возражала, что Конституционный Суд РФ вправе проверять закон на соответствие норме, не регулирующей конкретное правоотношение, норме-принципу, определяя её правовое содержание. Большинство конституционных норм носит абстрактный характер, характер норм-принципов, и именно поэтому для их толкования создан специальный орган – орган конституционной юстиции.

В чем особенности метода конституционного регулирования? Чем отличаются нормы конституционного права от норм других отраслей? Позиция какой стороны вам представляется более правильной и почему?

№ п/п Задание
1 2
1. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Понятие и предмет отраслей конституционного права Российской Федерации. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты и объекты, виды 2. Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ.    
2. Формируемые компетенции ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды. Конституционно-правовые институты 2. Правовой статус беженцев в РФ  
3. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Ответственность в конституционном праве в Российской Федерации: понятие и виды. Санкции в конституционно-правовых нормах, их специфика и порядок применения 2. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ: основные права, обязанности и ответственность
4. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции России 2. Государственные органы РФ, ведающие делами о гражданстве, их полномочия  
5. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Гражданство детей 2. Понятие, структура и конституционное закрепление основ конституционного строя РФ. Принципы конституционного строя России  
6. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Институт защиты конституционного строя. Введение чрезвычайного положения как способ защиты конституционного строя 2. Основания и порядок прекращения гражданства  
7. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Основания и порядок приобретения гражданства 2. Экономические, социальные и культурные основы конституционного строя
8. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Понятие и конституционно-правовое закрепление народовластия. Формы осуществления народовластия 2. Институт гражданства в РФ: понятие, принципы, правовое закрепление  
9. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Основные конституционные обязанности личности в РФ 2. Порядок проведения референдума в России  
10. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Конституционно-правовой статус общественных объединений 2. Политические права и свободы граждан РФ
11. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Личные права и свободы в РФ 2. Общая характеристика конституционно-правового статуса человека и гражданина: понятие, принципы
12. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Гражданство РФ. Понятие, порядок приобретения и прекращения. Государственные органы в России ведающие делами о гражданстве, их полномочия 2. Конституционно-правовое регулирование основных прав и свобод человека и гражданина в РФ. Международно-правовое закрепление института прав и свобод
13. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1.    Конституционные гарантии и механизмы защиты прав и свобод личности в РФ 2. Избирательный процесс: понятие, стадии
14. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Гарантии и защита избирательных прав граждан РФ 2. Конституционно-правовой статус автономной области, автономного округа
15. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Административно-территориальное устройство России и субъектов РФ. Закрытые административно-территориальные образования 2. Порядок формирования и компетенция органов местного самоуправления
16. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального собрания РФ 2. Орган государственной власти: понятие, признаки. Система органов государственной власти России
17. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Федеральные органы государственной власти с особым статусом 2. Стадии законотворческого процесса
18. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Понятие, содержание и принципы законодательного процесса. Законотворческие правоотношения 2. Судебная система России: понятие, элементы
19. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля 2. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы
20. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального собрания РФ 2. Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ: общая характеристика полномочий, состав и порядок формирования
21. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. Место Президента РФ в системе органов государственной власти 2. Структура палат Федерального Собрания РФ. Порядок работы Государственной Думы и Совета Федерации
22. Формируемые компетенции: ОК-9; ОПК-1,6; ПК-1,3,3,4,5,6,11,12,14,15,16 1. 1. Компетенция Правительства РФ. Акты Правительства 2. 2. Основные конституционные обязанности личности в РФ

   5.3.3. Курсовая работа.

Трудоемкость - 12 часов.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть основной комплекс вопросов по темам дисциплины.

Примерная тематика:

1. Тенденции развития конституционно-правовой науки в России на современном этапе

2. Особенности и классификация конституционно-правовых норм.

3. Принципы и нормы международного права, международные договоры Российской федерации в системе источников конституционного права.

4. Конституционно-правовые отношения: понятие, субъекты, особенности.

5. Конституционно-правовой деликт как основание конституционно-правовой ответственности.

6. Конституционно-правовые санкции: понятие, виды, особенности.

7. Типы и виды конституций современных государств.

8. Форма и содержание конституций современных зарубежных государств.

9. Теория конституционного государства в дореволюционной России (учения Чичерина, Новгородцева, Котляревского и др.).

10. Конституционные преобразования начала 20 века: Россия на пути к конституционной монархии

11. Конституции РСФСР и СССР: сравнительная характеристика

12. Конституционная реформа конца 1980 - начала 1990-х гг. Подготовка и принятие Конституции РФ 1993 г.

13. Конституция Российской Федерации: понятие, черты и юридические свойства, форма и содержание.

14. Способы и порядок изменения Конституции РФ.

15. Понятие и способы правовой охраны Конституции.

16. Основы конституционного строя Российской федерации как конституционно-правовой институт: понятие, структура, принципы.

17. Правовая охрана конституционного строя в РФ.

18. Гуманистические основы конституционного строя.

19. Принципы конституционно-правового статуса человека и гражданина.

20. Политические основы конституционного строя.

21. Социально-экономические и культурные основы конституционного строя.

22. Конституционно-правовое закрепление народовластия в РФ.

23. Конституционно-правовое закрепление референдума в РФ: принципы, стадии референдарного процесса.

24. Выборы: понятие, принципы, значение.

25. Понятие и типы избирательных систем.

26. Конституционно-правовое регулирование избирательного процесса в Российской Федерации.

27. Конституционно-правовой статус человека и гражданина: понятие, принципы.

28. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания приобретения и прекращения.

29. Государственные органы, ведающие вопросами гражданства

30. Правовой статус иностранного гражданина в Российской Федерации: понятие, содержание

31. Правовой статус беженца и вынужденного переселенца в Российской Федерации: понятие, правовое регулирование, содержание.

32. Политическое убежище в РФ: понятие, содержание, порядок приобретения.

33. ОДИН ИЗ ВИДОВ права в Российской Федерации: понятие, содержание, конституционно-правовое закрепление, реализация. (Например: право на жилище, право на образование, право на свободу выражения мнений, право на объединение и т.п.)

34. Политические права и свободы в Российской Федерации: понятие, содержание, конституционно-правовое закрепление, реализация.

35. Конституционно-правовой статус общественных объединений.

36. Политические партии в РФ: понятие, правовое регулирование, порядок деятельности.

37. Правовое регулирование публичных мероприятий в Российской Федерации.

38. Понятие и правовое положение средства массовой информации (СМИ).

39. Федеративное устройство Российской Федерации: понятие, принципы.

40. Принципы государственного суверенитета и государственной целостности Российской Федерации: понятие, содержание, реализация в условиях российского федерализма.

41. Равноправие и самоопределение народов в РФ: понятие, конституционно-правовое закрепление, гарантии равноправия народов в РФ. 

42. Формы самоопределения народов в РФ.

43. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ.

44. Конституционно-правовой статус РФ: понятие, элементы.

45. Конституционно-правовой статус субъектов РФ: понятие, элементы; общие черты и особенности конституционно-правового статуса отдельных типов субъектов РФ.

46. Тенденции развития современного российского федерализма.

47. Федеральные округа и их роль в государственном строительстве России.

48. Органы государственной власти субъекта РФ: понятие; виды; правовая основа; принципы организации и деятельности.

49. Формы взаимодействия Президента РФ и органов государственной власти субъектов РФ: понятие; виды; правовое регулирование.

50. Место Президента РФ в системе органов государственной власти: понятие и элементы статуса Президента РФ.

51. Формы реализации полномочий Президента РФ: понятие; виды актов, издаваемых Президентом РФ.

52. Виды и особенности статуса органов при Президенте РФ, их соотношение с органами исполнительной власти.

53. Особенности наделения полномочиями Президента РФ и прекращения полномочий Президента РФ.

54. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ.

55. Федеральный законодательный процесс: понятие, стадии; правовое регулирование.

56. Порядок формирования и прекращения полномочий Государственной Думы РФ.

57. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

58. Компетенция палат Федерального Собрания РФ.

59. Участие палат Федерального Собрания в законотворческой деятельности.

60. Организационно-правовые формы деятельности палат Федерального Собрания РФ.

61. Нормативно-правовые акты палат Федерального Собрания РФ: понятие, структура, юридическая сила.

62. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации: понятие, элементы; порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий.

63. Исполнительная власть в системе разделения властей: понятие, функции.

64. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

65. Конституционно-правовой статус Правительства РФ: функции и полномочия; состав; порядок формирования.

66. Формы реализации полномочий Правительства РФ.

67. Судебная власть в системе разделения властей: понятие, сущность, принципы организации и деятельности.

68. Судебная система Российской Федерации: понятие, структура.

69. Статус Конституционного Суда РФ: место в системе органов государственной власти и в судебной системе.

70. Принципы и правила конституционного судопроизводства в РФ: особенности производства по отдельным категориям дел.

71. Решения Конституционного Суда РФ: понятие; виды; требования, предъявляемые к итоговым решениям. 

72. Система судов общей юрисдикции: правовое регулирование, полномочия, система судов общей юрисдикции.

73. Верховный Суд Российской федерации: состав, порядок образования и деятельности

74. Арбитражная юстиция в Российской федерации: правовое регулирование деятельности, полномочия, система арбитражных судов в РФ.

75. Прокуратура РФ: понятие, конституционная система органов прокуратуры, цели прокурорского надзора.

76. Конституционно-правовой статус адвокатуры РФ.

77. Местное самоуправление: понятие, сущность, функции, назначение.

78. Органы местного самоуправления: понятие, структура, полномочия, порядок образования и деятельности.

79. Муниципальное образование: понятие, территориальные и финансово-экономические основы.

80. Правовой режим чрезвычайного положения: понятие, конституционные основания и процедуры введения.

81. Правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения.

82. Понятие, конституционные основания и процедуры введения военного положения на территории Российской Федерации.

83. Правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения.

 

Соответствие оценок и требований к результатам аттестации в форме выполнения и защиты курсовой работы (КР)

Оценка Характеристика требований к результатам аттестации в форме выполнения и защиты курсового проекта (КП) или курсовой работы (КР)
«Отлично» Тема КР актуальна и характеризуется определенной новизной для направления подготовки. Обучающийся демонстрирует полностью, без пробелов: анализ проблемы, подходов, методов и методик для решения поставленных задач; самостоятельное использование междисциплинарных знаний; применение передовых материалов, техники и технологий, результатов научных исследований (в том числе собственных), компьютерных технологий; оформление КР согласно требованиям стандартов; знание нормативной базы с учетом последних изменений в законодательстве и нормативных документах; представление рекомендаций, библиографии.
«Хорошо» Тема КР актуальна и имеет определенную новизну для направления подготовки. Обучающийсядемонстрирует в основном без пробелов (при наличии отдельных неточностей и несущественных ошибок): анализ проблемы, подходов, методов и методик для решения поставленных задач; самостоятельное использование междисциплинарных знаний; применение передовых материалов, техники и технологий, результатов научных исследований (в том числе собственных), компьютерных технологий; оформление КР согласно требованиям стандартов; знание нормативной базы с учетом последних изменений в законодательстве и нормативных документах; представление рекомендаций, библиографии.
«Удовлетворительно» Тема КР актуальна и характеризуется определенной новизной для направления подготовки. Имеет место определенное несоответствие содержания КР  теме задания. Обучающийся демонстрирует большей частью (при наличии пробелов, не имеющих существенного значения и отдельных ошибок): анализ проблемы, подходов, методов и методик для решения поставленных задач; самостоятельное использование междисциплинарных знаний; применение передовых материалов, техники и технологий, результатов научных исследований (в том числе собственных), компьютерных технологий; оформление КР согласно требованиям стандартов; знание нормативной базы с учетом последних изменений в законодательстве и нормативных документах; представление рекомендаций, библиографии.
«Неудовлетворительно» Имеет место несоответствие содержания КР теме задания. Обучающийся демонстрирует отдельные решения (при наличии существенных пробелов, ошибок) и поверхностную аргументацию основных положений; КР носит умозрительный и/или компилятивный характер.

 

5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.

Нормативно-методическое обеспечение системы оценки знаний, умений, навыков и/или опыта деятельности, характеризующих формирование компетенций, представлено в разделе 7 ОПОП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: