Учащимся предлагается составить собственный словесный портрет. Дается следующая инструкция: Сначала набросайте внешние приметы, опишите самые характерные особенности лица, фигуры, походки. Затем попытайтесь оценить черты, которые вам присущи. Подумайте над вопросами: В чем и насколько проявляется ваше осмысленное и целенаправленное руководство собственным поведением? Насколько вы осознает свои права, возможности, обязанности? В какую сторону устремлены ваши интересы и желания, как они соединяются с интересами семьи, друзей, близких? Далее учащиеся получают задание составить портрет идеального юноши (девушки), сопоставить эти два портрета (свой и портрет идеального юноши или девушки), определить меру различий между ними, обменяться мнениями. Задача педагога – деликатно подвести учащихся к выводу о необходимости систематической работы по совершенствованию своей личности.
Тест «Умеете ли вы слушать?»
Изучая черты характера, способствующие полноценному общению, целесообразно предложить учащимся провести тест, определяющий умение слушать (Приложение 4).
|
|
Выполнение указанных заданий способствует развитию навыков самопознания, стремления к самосовершенствованию.
Вопросы для размышления
1. Как соотносится ваше «я» с желаниями и возможностями других членов вашей семьи?
2. Сознаете ли вы, что от вашего отношения к родителям зависит их любовь и крепость их брака?
3. Согласны ли с утверждением, что семейные отношения – по существу «полигон» для примерки и отработки человеческих отношений с людьми разных возрастов, разного пола, разных характеров, с людьми разного уровня образования и разных специальностей.
4. Согласны ли вы с высказыванием Н. Бердяева: «Есть тоска в юности. Эта тоска от нереализованности преизбыточных жизненных сил и неуверенности, что удастся вполне реализовать эти силы. Юность более тоскует, чем обычно думает»?
Рекомендуемая литература:
1. Абалкина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990
2. Кон И.С. В поисках себя. – М., 1984.
3. Кон И.С. Дружба. – М., 1980.
4. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1981.
5. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога – М., 1996.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
7. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М.: Мир, 1994.
8. Юсупов И.М. Психология взаимоотношения. – Казань, 1991.
Тема 2.2. Дружба в юношеском возрасте
Цели темы: раскрыть сущность товарищества и дружбы как человеческих потребностей, социальных ценностей, межличностных отношений; показать особенности юношеской дружбы, развить умение определять, анализировать качества, характеризующие человека как друга, навык самопознания.
|
|
Основные понятия: дружба, дружеские взаимоотношения, товарищество.
Методические рекомендации
Давая общую характеристику дружбы в юношеском возрасте, необходимо:
· показать, что товарищество и дружба социальные ценности и основные виды межличностных отношений;
· дать определение дружбы, показать отличие дружбы от знакомства и приятельства;
· рассмотреть дружбу как школу самовоспитания и любви.
Рассматривая основные характеристики дружеских взаимоотношений, их цели, содержание и регулирующие правила, следует акцентировать внимание учащихся на юношеских представлениях о дружбе, идеале друга, формирующимся в юношеском возрасте, различиях в проявлении дружбы у юношей и девушек.
При раскрытии этого вопроса следует подчеркнуть, что развитие дружбы предполагает следование ее неписаному кодексу, утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам другого, искренность и бескорыстие чувств. Серьёзные нарушения кодекса дружбы ведут либо к ее прекращению, либо к сведению дружбы к поверхностным приятельским отношениям.
Целесообразно обсудить такие особенности дружбы в юношеском возрасте, как идеализация друзей и самой дружбы, эмоциональность, и особо выделить одну из функций дружбы – поддержание самоуважения личности.
Важно подчеркнуть, что дружба в юности – это этап на пути развития дружеского общения, подлинная глубина которого раскрывается у взрослых людей, достигших социальной зрелости. Изложение теоретического материала желательно проиллюстрировать примерами из юношеской дружбы и в заключении предложить учащимся ответить на следующие вопросы: Чем отличается дружба взрослого человека от дружбы в юности? Часто ли встречается настоящая дружба?
Практическое занятие