Цели темы: сформировать представление о семейных конфликтах, о психологических причинах их возникновения, путях профилактики, способствовать развитию умения анализировать семейные конфликты.
Основные понятия: семейный конфликт, профилактика семейного конфликта.
Методические рекомендации
Одной из самых распространенных форм конфликтов являются семейные конфликты. По данным специалистов, у 80-85% семей происходят конфликты, а у остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам. Семейное взаимодействие и складывающиеся на его основе отношения и взаимоотношения ее членов уникальны. Именно поэтому возникновение и протекание конфликтов в семье носит специфический характер и особым образом отражается на социальном, а при длительном стрессе и на психосоматическом здоровье ее членов. На занятии необходимо рассмотреть специфику конфликтов, их типологии, пути предупреждения, охарактеризовать стратегии конструктивного разрешения.
Для уяснения общей сути конфликта необходимо раскрыть его основные признаки и условия возникновения. Особо следует подчеркнуть, что конфликты всегда возникают на основе противоположно направленных мотивов или суждений, которые и являются условиями возникновения конфликтов.
|
|
Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:
· состояние открытой борьбы;
· состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями, интересами;
· эмоциональное напряжение (волнение, беспокойство), возникающее в результате столкновения противоположных импульсов.
Общий синонимический ряд понятия включает: соперничество, борьбу, публичное столкновение, шумную ссору, острое разногласие, столкновение интересов, идей, спор, соперничество.
В качестве антонимов предлагаются понятия: согласие, гармония, консенсус.
Однако конфликт может нести творческий потенциал решения сложных жизненных ситуаций и выход на новую систему конструктивных взаимоотношений в межличностном общении. И этот подход к конфликту, как к ситуации не только проблемной, но и эвристической, открывающей потенциальные возможности для творчества и создания новых отношений с людьми на основе нахождения скрытых причин решения внутренних конфликтов, является достаточно оригинальным.
Важно акцентировать внимание учащихся на психологических причинах конфликтов, к которым можно отнести следующие:
· личностные факторы – эгоцентризм, психологическая незрелость, неуверенность, низкая самооценка, агрессивность, внутренний конфликт, личностные качества: недоверие, ревность, зависть, тревога;
· межличностные факторы: борьба в вопросах главенства, различия желаний, интересов, неприятие партнера, ребенка, различия взглядов на семью, работу;
|
|
· объективные ситуативно-личностные факторы – напряженный характер деятельности, вынужденные разлуки, неблагоприятное материально-бытовое обеспечение.
Ученые говорят о том, что конфликты могут нас разрушать. Любые семейные разногласия, ссоры, столкновения, как правило, сопровождаются негативными переживаниями. Необходимо основательно рассмотреть психотравмирующие переживания, возникающие в семье. Можно выделить следующие переживания:
· состояние полной семейной неудовлетворенности (скука, отсутствие радости, жалобы), при этом часто могут наблюдаться эмоциональные срывы, истерики;
· семейная тревога: сомнения, страхи, опасения;
· нервно-психическое напряжение: раздражительность, плохое настроение, приступы ярости;
· состояние вины: человек чувствует себя помехой для окружающих, виновником любого конфликта.
Следует довести до сознания учащихся, что при семейных конфликтах, как правило, закрепляется негативный опыт общенияу членов семьи и что конфликтные отношения оказывают отрицательные влияние на развитие личности ребенка в семье.
Желательно совместно с учащимися сформулировать вывод о том, что предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Профилактика – это деятельность по устранению объективных и субъективных причин назревающего столкновения, разрешению противоречия неконфликтными способами. В итоге в процессе совместного размышления с учащимся необходимо сформулировать вывод о том, что основными условиями предупреждения конфликта являются оптимальный психологический климат в семье, терпимость, умение управлять своим эмоциональным состоянием, понимать, прощать и уступать.
К числу наиболее значимых вопросов темы относят стратегии поведения в конфликте. Выделяют следующие стратегии поведения в конфликтной ситуации:
· соперничество, суть которого состоит в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
· компромисс характеризуется готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Сегодня компромисс наиболее частая стратегия завершения конфликта.
· приспособление рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
· избегание – попытка уйти из конфликта при минимуме затрат (речь идёт не о разрешении, а о затухании конфликта).
· сотрудничество предполагает направленность участников на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение оппонента как союзника в поиске решения.Этонаиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновенияв целях, интересах участников конфликта является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны.
Из всех вышеназванных стратегий, сотрудничество является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте, так как представляет собой двусторонний процесс и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.