Цели темы: раскрыть основные проблемы детско-родительских отношений показать влияние стиля родительского отношения к ребенку и родительской позиции на формирование детской личности, познакомить школьников с правилами проявления родительской любви.
Основные понятия: родительская позиция, стиль родительского отношения, симбиоз, авторитаризм, авторитет, отвержение.
Методические рекомендации
Практическую часть данного занятия целесообразно провести в форме организованной дискуссии, используя опыт и наблюдения старшеклассников, их умение логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи.
При хорошей подготовке дискуссии педагог умело подводит учеников к осознанию типа родительской позиции по отношению к ребенку и возможным особенностям развития личности ребенка, которые могут быть обусловлены характером родительской позиции.
Теоретические основы дискуссии. В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно осуществляется изменение психики родителей.
Родительская любовь имеет врожденные биологические компоненты, но в целом родительское отношение представляет собой культурно-исторический феномен, изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Фундамент социально-психологического благополучия человека закладывается во взаимодействии и общении родителей с детьми. Родители - первые воспитатели своего ребенка.
Родительское отношение как понятие указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Оно включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него.
Чаще всего в психологии для анализа родительского отношения используют два критерия: степень эмоциональной близости к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запретов; низкая - с минимальными запретными тенденциями).
Оптимальная родительская позиция отвечает трем главным требованиям: адекватность, гибкость, прогностичность.
Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка на умении увидеть, понять, уважать его индивидуальность. Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения в связи с различными изменениями условий жизни в семье. «Закостенелая», ригидная, инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования. Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и задачи завтрашнего дня. Это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.
Сценарий групповой дискуссии
«Отцы и дети в меняющемся мире»
Цель дискуссии - опираясь на личный опыт и психологические данные из литературных источников, участники должны проанализировать причины возникающих трудностей в отношениях между взрослыми и детьми, взглянуть объективно на проблемы детей и родителей.
Распределение ролей. В качестве ведущего может выступить психолог или педагог.
Экспертами являются трое участников учебной группы: половина учеников выступает от имени родителей, другая половина - от имени детей.
Дискуссия не требует предварительной подготовки от участников и может проводиться спонтанно.
Первый этап.
Ведущий. Уважаемые участники дискуссии, каждый повзрослевший человек был когда-то ребенком, в будущем многие из вас будут родителями, Проблемы и непонимание между детьми и родителями существовали всегда. Давайте вспомним себя в детстве и ответим на следующие вопросы:
· Как родителям живется со своими детьми?
· Каковы проблемы детей?
· Как детям живется со своими родителями? Каждая из команд - «Родители» и «Дети»- обсуждает и формулирует перечень проблем с точки зрения своей социальной роли. Представитель команды зачитывает этот перечень вслух.
Эксперты фиксируют и обобщают проблемы, сформулированные участниками. Оценивают их полноту, компетентность, точность и актуальность формулировок.
Второй этап.
Ведущий. Перед вами высказывание Алана Фромма: «Относитесь к детям как к маленьким забавным игрушкам, которые приносят только радость». Согласны ли вы с этим высказыванием? Команды высказываются и приходят к соглашению, что эта мысль приемлема как эмоциональный фон любви и нежности, с которыми следует относиться к ребенку.
Ведущий. Но позиции родителей по отношению к детям могут быть различными, В.В.Столин определил их следующим образом:
· Родили елочку, а хотят вырастить березку.
· Ты - мой царь, ты - мой Бог, я живу для тебя.
· Я принимаю тебя таким, какой ты есть, но я хочу, чтобы ты стал лучше.
· Какую личность формирует каждая из данных позиций?
В процессе обсуждения важно подчеркнуть, что первая позиция - полное неприятие ребенка, его природы приводит в дальнейшем к агрессивным моментам в его поведении, упрямству как средству защиты своих интересов, негативизму и неприятию взрослых, их требований, фрустрации и неуверенности в собственных силах.
Вторая позиция - ребенок - кумир семы центр вселенной - приводит к психологической ошибке при реальном столкновении с обществом, развивается завышенная самооценка, отношение подчинения себе окружающих и их эксплуатации. Для такого ребенка могут быть свойственны суициды, растерянность, неумение конструктивно преодолевать препятствия, не выносят слома самооценки.
Третья позиция позитивная. Внутренняя позиция родителя определена, она обуславливает стиль отношений с ребенком.
Третий этап.
Ведущий. Общеизвестно в науке три популярных стиля взаимоотношений, которые складываются между людьми: авторитарный, демократический и либерально-попустительский. Какие положительные и отрицательные стороны имеют данные стили в отношении развивающегося человека?
Участники дискуссии высказываются по вопросу разумности и уместности использования того или иного стиля взаимоотношений в процессе воспитания детей.
Четвертый этап.
Ведущий. К отрицательным формам поведения относят капризы, упрямство и негативизм. Как вы считаете, что является причиной данных форм поведения?
Слушатели делают выводы с помощью ведущего, что причиной капризов чаще всего является неудовлетворенные потребности ребенка в сне, пище, отдыхе и т.д. причина упрямства и негативизма - непонимание ребенка, унижение личного достоинства его.
Пятый этап.
Ведущий. Давайте теперь дадим друг другу практические рекомендации по выстраиванию взаимоотношений родителей и детей и ответим на вопрос: как проявить любовь к ребенку?
Обобщаются все высказывания участников дискуссии по схеме:
· активное слушание - проявление любви (внимательное молчание, поддакивание, эмоциональное сопровождение, повтор слов собеседника, побуждения к разговору);
· умелые поощрения и наказания;
· понимание ребенка;
· развитие и воспитание ребенка.
В заключении слово предоставляется экспертам, которые дают оценку работе участников, подводят итог и благодарят всех собравшихся.
Литература
1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения - М., 2005.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М., 2000.
3. Семейное воспитание. Хрестоматия: учебное пособие для студентов вузов / составитель П.А.Лебедева - М., 2001.