Аудиторская деятельность:понятие цели, задачи

Курсовая работа

На тему: Становление аудиторской деятельности в Российской Федерации

По дисциплине: Аудит

 

Исполнитель: студентка факультета

заочного обучения специальности

080109 «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит»

Руководитель: старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита

 

 

Пермь 2010

                    

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Аудиторская деятельность и ее правовое обеспечение ……………….5

1.1. Аудиторская деятельность: понятие цели, задачи……………………….5

1.2. Правовое обеспечение аудита…………… ………………………………..10

 

2.Становление аудиторской деятельности в РФ ……………………. …….17

2.1. Этапы становления аудиторской деятельности в РФ……………………..17

2.2. Современное состояние аудита в России………………………………….21

 

 

3. Совершенствование  аудита и аудиторских отношений …………………...27

 

Выводы и предложения …… ………………………………………………….31

 

Библиографический список………………………………………………………34

 

Приложение ФЗ «Об аудиторской деятельности»                        

 

                                   

 

                                      

 В В Е Д Е Н И Е

    Принятие решений о покупке или продаже ценных бумаг, выдаче ссуд, расширении коммерческого кредита, заключении соглашений о найме и тому подобных основано на финансовой информации, которая должна быть достоверной. Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о своей деятельности в порядке, установленном в законодательстве. Обязанность предприятия вести учёт своего имущества и совершённых хозяйственных операций, самостоятельно исчислять и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели и предприятия, вызвало необходимость независимого вневедомственного финансового контроля - аудита.

  Лица, принимающие решения по финансовым вопросам, обычно получают бухгалтерскую информацию от компаний, которым намерены предоставить заем или ценные бумаги которых собираются купить. Однако при этом возможно столкновение интересов поставщика и пользователя информации, что создает общественную потребность в услугах аудиторов – посредников, устанавливающих объективность финансовой информации.

    Независимые аудиторы работают на клиента. Клиент – это лицо, которое приглашает аудитора и выплачивает ему вознаграждение. При финансовом аудите клиент и объект проверки – обычно одна и та же экономическая единица.

    Наличие достоверной финансовой информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений, причем практика независимого аудита распространяется на предпринимательскую деятельность, банковскую, страховую и так далее.

    Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы оказывают свои услуги субъектам хозяйствования. Итоги аудиторских проверок прямо влияют на саму возможность сотрудничества в сфере бизнеса, дают возможность собственникам, менеджменту в различных сферах экономики не только осуществлять контроль, но и принимать важные решения по управлению, в том числе и области финансового менеджмента. Таким образом необходимость, а в некоторых случая обязательность аудита не вызывает сомнения. Именно этим объясняется актуальность избранной темы курсовой работы «Становление аудиторской деятельности в Российской Федерации».

    Цель курсовой работы созвучна с ее темой: проанализировать проблему становления аудиторской деятельности в современной России и выработать практические предложения для улучшения аудита.

    Для достижения поставленной цели при написании курсовой работы были определены и решены следующие задачи:

  1. Изучение теоретических основ аудита;

2. Изучение основы организации аудиторской деятельности в современной России;

3. Разработка предложений практического характера по наращиванию усилий для быстрейшего завершения становления аудиторской деятельности.

    Становление, развитие аудиторской деятельности обусловлено нормативно-правовыми актами государства различной юридической силы, подзаконными актами и так далее. Таким образом, исходя из этого часть курсовой работы посвящена изучению и анализу правовой базы аудиторской деятельности, итоги которых позволили ответить на вопрос, почему становление аудиторской деятельности в современной России затянулось по времени и что необходимо предпринимать, чтобы эта фаза развития качественно улучшилась.

    При написании курсовой работы использовалась учебная и специальная литература по избранной теме. Широко представлены нормативно-правовые акты, регламентирующие аудиторскую деятельность в современной России.

    

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аудиторская деятельность:понятие цели, задачи

         Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать сопутствующие аудиту услуги.

    Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

    Аудиторская деятельность включает помимо проверок оказание различного рода услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения учета, налогообложения, обучения и другое.

    Известный американский специалист в области теории  и практики аудита профессор Д.Ж.Робертсон подчеркивает, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска.

    Основная цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

    Под достоверностью данных понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

    Аудитор (от латинского слова AUDITOR – слушатель, ученик, последователь) – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу и проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки.   

    Основная обязанность аудитора – проверять, правильно ли ведется учет, и выявлять ошибки.

    Помимо этого аудиторы занимаются восстановлением бухучета, трансформацией отчетности из одной системы в другую, налоговым планированием, анализом финансово-хозяйственной деятельности, а также консультировании.[13]

    Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитора строго следует российским и международным аудиторским стандартам.

    Аудитор должен постоянно обновлять свои знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, законодательства, финансовой деятельности и гражданского права, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

    От добросовестности аудитора зависят финансовое положение не только проверяемой фирмы, но и его собственное. Эта должность подразумевает огромную ответственность за правильность проделанной работы. Совершив ошибку, аудитор будут вынужден расплатиться за нее, помимо большого штрафа, своей репутацией.

              Аудиторская деятельность весьма многогранна. Аудит классифицируется по ряду базовых признаков.

    Во-первых, по  отношению к требованиям законодательства различают аудит:

    Инициативный  или, как его еще называют, аудит осуществляется по решению компании на основе договора с аудиторской фирмой. Характер и масштабы такой проверки определяет клиент. Основная цель инициативного аудита – выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта и помочь ему в организации учета и отчетности.

    Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть в этом случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. [16]

    Обязательный аудит – ежегодная, обязательная, аудиторская проверка. Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют п.3. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены.

    Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, например, состояния дебиторской и кредиторской задолженности, качественного состояния имущества, юридической и экономической экспертизы договоров и другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

    К таким специальным заданиям могут относится, заключения о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами, отличными от российских правил бухгалтерского учета, заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов.

Во- вторых, по объемам проверки:

Внешний аудит для проведения, которого нанимается специалист со стороны. Внешний аудитор – нейтральное лицо. В результате своей работы внешний аудитор должен предоставить объективные, точные сведения о финансовом и административном состоянии аудируемого объекта Внешний аудит проводится аудиторскими компаниями с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности объекта на договорной основе.

Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.[12]

    Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности:

- независимость и объективность при проведении проверок - обуславливается тем, что аудитор не является сотрудником государственного учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным органам и не работает под их контролем;

- конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора - это значит, аудитор не должен предоставлять никакому органу каких-либо сведений о хозяйственной деятельности проверяемого им объекта, а также должен обладать необходимой профессиональной квалификацией;

- использование методов статистики и экономического анализа – позволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне;

- применение новых информационных технологий - заключается преимущественно в использовании вычислительной техники для организации аудиторской деятельности;

- умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки – это выводы, которые помогут клиенту в организации работы и ведения бухгалтерского учета;

- доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам;

- ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок;

- содействие росту авторитета аудиторской профессии.

    Внутренний аудит – предоставляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита – помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Для проведения внутреннего аудита в организации существует специальная должность. Следовательно, внутренний аудитор является служащим той компании, деятельность которой он проверяет. Объем работы и должностные обязанности внутреннего аудитора зависят от указаний руководства.[14]

    В-третьих, по периодичности осуществления аудиторских проверок:

Первоначальный аудит осуществляется впервые для данного клиента и отличается большой трудоемкостью и высоким аудиторским риском.

Периодический (повторяющийся) аудит – проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку экономического субъекта и его деятельности.

    В-четвертых, по стадии развития:

 Подтверждающий аудит – при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры.

В- пятых по объекту изучения:

    Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусматривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступает общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Финансовый аудит проводится преимущественно независимыми аудиторами, результатом которых является заключение относительно финансовых отчетов.

    Аудит на соответствие предназначен для выявления соблюдения предприятием конкретных правил, норм, законов, инструкций, договорных обязательств, которые оказывают воздействие на результаты операций и отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, соответствует ли деятельность предприятия его уставу, правильно ли начисляются средства на оплату труда, обоснованно ли производится начисление и уплата налогов и другое. [17]

        

 1.2.Правовые основы аудита

    В широком смысле под правовым обеспечением аудита можно понимать всю совокупность юридических законов, правовых норм обеспечивающих формирование правового поля в рамках которого развивается и функционирует аудит в Российской Федерации. В узком смысле это юридические законы, иные правовые нормы прямо определяющие развитие и функционирование аудита, развитие и регулирование аудиторской деятельности в нашей стране.

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 года, с изменениями от 25.07.2003 г.) – это основной закон нашей страны. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

 

2. Гражданский кодекс Российской Федерации – это отраслевой кодифицированный нормативный акт, занимающий центральное место в системе гражданского законодательства страны. Он имеет высшую юридическую силу среди гражданских законов. В соответствии с пунктом2 статьи ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, в том числе и законах, иных правовых актах регламентирующих аудит и гражданско-правовые отношения в области аудита, должны соответствовать Гражданскому кодексу.

 

3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 года (в редакции Федеральных законов от 14.12.2001г. №164-ФЗ и от 30.12.2001 г. №196 –ФЗ) определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Особая важность подтверждается установлением пункта 2 статьи 1 Закона: «Аудит осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с настоящим Федеральным законом». Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» - это первая предусмотренная Федеральным законом  правовая регламентация аудита, принципиально отличающая новый порядок осуществления аудиторской деятельности от действующего ранее.

 

4. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 года №128-ФЗ (в редакции от 02.11.2004г.) определяет общий порядок лицензирования аудиторской деятельности и предоставляет уполномоченному федеральному органу государственного регулирования аудиторской деятельности большие полномочия в области лицензирования аудиторской деятельности, среди которых можно выделить: предоставление лицензий; переоформления документов, подтверждающих наличие лицензий; приостановление действий лицензий; возобновление действия лицензий; аннулирование лицензий без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора; ведение реестра лицензии; контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Важность исполнения этого закона подтверждается тем, что осуществление аудиторской деятельности без лицензии влечет за собой уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством России.

 

5. Налоговый кодекс Российской Федерации  - определяет общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе и в сфере аудита, как одного из видов предпринимательской деятельности. Основные разделы Налогового кодекса устанавливают систему различных органов налогового регулирования и налогового контроля; обеспечивают соответствие актов налогового законодательства; обеспечивают законность и правопорядок в сфере налоговых отношений и предотвращение налоговых правоотношений, предусматривают соответствующие методы воздействия налогового режима на социально-экономическую среду. Налоговый кодекс устанавливает правила «поведения»  и правовой статус участников налоговых отношений.

 

6. Уголовный кодекс Российской федерации (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 года №63-ФЗ) – это законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, определяющих принципы и общие положения уголовного права, а также устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления.

 

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (принят государственной Думой  от 30.12.2001 г №195-ФЗ с изменениями 30.12.2004г.)

Настоящий кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях решают задачу защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. Кроме того, решаются и другие задачи, например, защита установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и так далее. Кодекс устанавливает общие принципы законодательства об административных правонарушениях перечень видов административных показаний, общие правила назначения административного наказания и другое. В особенной части содержится перечень административных правонарушений и предусмотрением санкций за эти нарушения, вопросы связанные с рассмотрением дел, исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, а также ряд других вопросов.

 

8. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года.

    Этот закон ввел в действие с 1 июля 2002 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и одновременно признал утратившими силу ранее действовавший Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, а также признал утратившим силу с 1 июля 2002 года целый блок законов, иных нормативно-правовых актов законодательства об административных правонарушениях, внес ряд изменений в действующее законодательство о административных правонарушениях.

 

9. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 (в редакции Федерального закона от 29.01.2004 года) определяет общие и специальные вопросы банковской деятельности в современной России. Он выступает в качестве специального банковского закона (наряду с Законом о Центральном Банке РФ), который соответствует общим  требованиям правового регулирования, например нормы о порядке формирования уставного капитала, об изменении в одностороннем порядке процентных ставок по срочным вкладам, порядок открытия банковских счетов и так далее. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности имеет важное значение для правового обеспечения аудита по многим основаниям, в том числе и в связи с тем, что аудиторская деятельность, как форма предпринимательства, сопряжена с необходимостью открытия расчетного счета.

 

10. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года (в редакции Федеральных законов от 30.06.2003 г. №129-ФЗ) устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и Постановлений Правительства РФ. 

 

11. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ (в редакции 29.12.2004г.) – обеспечивает правовое регулирование создания и деятельности акционерных обществ в Российской Федерации, полномочия и деятельность органов управления акционерных обществ, взаимодействие государственными и негосударственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, иными субъектами экономических отношений, определяет правовое положение акционеров, порядок реорганизации и ликвидации.

 

12. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 года №193-ФЗ (в редакции 11.06.2003г) и Федеральный Закон от 18.02.1999года №34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» принят Государственной думой, Федеральным собранием Российской Федерации 15.01.1999 года) устанавливают праве основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов различного назначения и создание аудиторских союзов.

 

13. Закон Российской федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1  «Об организации страхового дела в РФ» (в редакции последующих изменений и дополнений) – определяет общие принципы страхового дела в Российской Федерации, организационно-правовые формы, состав участников страховых отношений, порядок создания страховых компаний (организаций) в том числе обществ взаимного страхования (статья7 Закона о страховании).

 

14. Постановление Правительства Российской Федерации «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации» №80 от 06.02.2002 года. Этим постановлением утверждены Правила обмена квалификационных аттестатов аудитора, выданных в установленном порядке до вступления в силу Федерального закона «Об аудиторской деятельности» на аттестаты, предусмотренные указанным Федеральным законом.

15. Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2002 года №190 – определяет порядок выдачи, приостановлении и аннулировании лицензии, издано во исполнение ФЗ 3128 от 08.08.2001 года.

16. Постановление Правительство Российской Федерации «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12.06.2002 года №409 издано в соответствии и в развитие Федерального закона «Об аудиторской деятельности».  Утвердило Правила проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности не менее 25%, дало Минфину РФ, аудиторским организациям, Федеральным органам исполнительной власти конкретные указания по мерам практического характера по обеспечению обязательного аудита. Рекомендовало Центральному Банку Российской Федерации предоставлять Минфину РФ информацию о нарушениях в сфере аудита.

17. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 года «696 – регламентируют весь процесс и порядок аудита, формулируют единые требования к осуществлению, оформлению и оценку качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к подготовке аудиторов и оценке их квалификации в соответствии с международными стандартами аудита (МСА). Постановлением утверждены 6 стандартов с той же системой кодировки, которая используется и при нумерации МСА:

-200. «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности»;

-230. «Документирование аудита»;

-300. «Планирование аудита»;

-320. «Существенность аудита»;

- 500. «Аудиторские доказательства»;

- 700. «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности». Отличия первых трех от международных стандартов аудита носят только редакционный характер.

18. Положение о Совете аудиторской деятельности при Минфине РФ, утвержденное приказом Минфина России от 12.09.2002 года – определяет полномочия, функции и направления деятельности как совещательного, консультативного органа по вопросам развития аудита и его совершенствования.

19. Положение о Департаменте организаций аудиторской деятельности Минфина РФ, утвержденное приказом Минфина РФ от 07.03.2002г. – определяет цели, задачи и круг полномочий уполномоченного органа Минфина РФ в области аудита.

 

   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: