Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий проводилась на базе ГКООУ «Медновская СШИ». В эксперименте приняли участие учащиеся 3 класса, всего 7 человек в течение 2019-2020 учебного года.
В целях выявления особенностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий у была разработана программа экспериментального исследования.
Программа экспериментального исследования представляет собой календарный план исследования:
1-12 сентября 2019 г. – отбор педагогических методик.
12-18 сентября 2019 г. – разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов).
19, 20, 21, 22 сентября 2019 г. – констатирующий эксперимент
Сентябрь 2019 г. – февраль 2020 г. – формирующий эксперимент.
12, 13, 14, 15 февраля 2020 г. – контрольный эксперимент.
16-19 февраля 2020 г. – обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.
В его ходе эксперимента решались следующие эмпирические задачи:
1. Определить структурные компоненты коммуникативных универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.
|
|
2. Выявить методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программ с элементами развития коммуникативных универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.
Личное участие автора в исследовании и получении научных результатов выражается в изучении и анализе теоретических подходов, в выявлении особенностей (опора на наглядно-образное мышление, обязательное использование стимульного материала, ограничение количества заданий, связанных с привлечением письменной речи, опора на игровую деятельность, постепенное расширение коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и усложнение коммуникативной деятельности) и этапов формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы; разработке организационно-методического обеспечения процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
|
|
Констатирующий эксперимент проводилось с 19 по 22 сентября 2019 г. На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса.
1. Для исследования исходного уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий был применен опрос, предназначенный для оценки потребности в общении (автор Е.И. Рогов). Данная методика проводится с целью диагностики общительности младших школьников. Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика потребности в общении.
Описание методики: школьники получили опросные листы с 15 утверждениями (приложение), ответ «да» на вопросы № 1, 2, 4, 6, 13, 15 и «нет» на вопросы № 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14 – оцениваются в 1 балл. Остальные варианты ответов не учитываются.
Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.
Метод оценивания: анализ результата.
Показатели уровня выполнения задания:
1. низкий уровень – 0-5 баллов;
2. средний уровень – 6-10 баллов;
3. высокий уровень – 11-15 баллов.
Критерии оценивания:
1. Продуктивность самостоятельной работы;
2. Умение оценивать свои качества;
3. Умение выбирать наиболее подходящий вариант для себя из предложенных;
4. Эмоциональное отношение к перспективе общения: позитивное (общение с удовольствием, интересом), нейтральное (общение в силу необходимости) или отрицательное (нежелание общаться со сверстниками).
Опросные листы заполнялись 19 сентября 2019 г.
При обработке результатов опросного листа на начальном этапе были получены следующие результаты:
Высокий уровень (11-15 баллов): 0 %
Средний уровень (6-10 баллов): 72%
Низкий уровень (0-5 баллов): 28 %
Полученные результаты представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1.
Из диаграммы видно: полученные данные показывают, что у учащихся 3 класса высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий составил 0%, Средний уровень сформированности коммуникативных универсальных действий учащихся 3 класса составил 72%, низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 3 класса, который составил 28%.
В таблице 1 представлены количественные данные опроса оценки потребности в общении 3 класса на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 1.
низкий | средний | высокий | |
3 класс | 2 | 5 | 0 |
2. 20 сентября 2019 года в 3 классе было проведено тестирование по определению психологической атмосферы в классе (по методике Н. Тутушкиной).
Целью данного исследования является диагностика внутреннего психологического состояния в классе. Оцениваемые универсальные учебные действия: самодиагностика психологической атмосферы в классе. Описание методики: школьники получили тестовые листы с 10 парными противоположными утверждениями (приложение). Ответ по каждому из 10 пунктов шкалы оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак «х», тем ниже балл, тем лучше психологическая атмосфера в классе. В таблице утверждений представлена градация от 1 (положительная атмосфера) до 8 (отрицательная атмосфера). Итоговый показатель у каждого ученика может колебаться от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (самая неблагоприятная оценка)
Показатели уровня выполнения задания:
1. низкий уровень – 10-30 баллов;
2. средний уровень – 31-50 баллов;
3. высокий уровень – 51-80 баллов.
Критерии оценивания:
1. Продуктивность самостоятельной работы;
2. Умение оценивать ситуацию в классе;
3. Эмоциональное отношение к перспективе взглянуть на свой класс со стороны.
Форма (ситуация оценивания): заполнение анкеты.
Метод оценивания: анализ результата.
|
|
Полученные результаты представлены в таблице 2. (количественные данные оценки психологической атмосферы 3 класса на констатирующем этапе эксперимента.
Таблица 2.
низкий | средний | высокий | |
3 класс | 1 | 6 | 0 |
Результаты заполнения тестовых листов диагностики психологической атмосферы в классе на начальном этапе представлены в диаграмме 2.
Диаграмма 2.
Из диаграммы видно, что в классе психологическая атмосфера на среднем уровне: высокий уровень 0 % в классе, 86 % учащихся класса считают, что психологическая атмосфера в их классе находится на среднем уровне. 14% оценивают ее на низком уровне.
3. 21 сентября 2019 года в 3 классе было организовано выполнение задания «Совместная сортировка» (автор Г.В. Бурменская).
Данная диагностика проводится для выявления уровня согласования усилий в процессе совместной деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные универсальные действия по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации).
Описание методики: детям сидящим парами дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям и инструкция (Приложение)
Показатели уровня выполнения задания:
1. низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;
2. средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому участнику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;
3. высокий уровень – в итоге фишки разделены на 4 кучки:
а) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки);
б) кучка с красными и желтыми овалами, ромбами и квадратами одного ученика (6 фишек);
|
|
в) кучка с синими белыми и зелеными кругами и треуголниками (6 фишек) второго ученика;
г) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты овалы и ромбы)..
Критерии оценивания:
Продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;
Умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение;
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
Умение аргументировать свое предложение, убеждать, уступать;
Взаимоконтроль и взаимопомощь в ходе выполнения задания;
Эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием, интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).
Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.
Полученные результаты представлены на диаграмме 3.
Количественные показатели по данной методике представлены в таблице 3.
Таблица 3.
низкий | средний | высокий | |
3 класс | 2 | 4 | 1 |
Диаграмма 3.
Диаграмма показывает, что лишь 14 % учащихся класса имеют высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий. На среднем уровне задание выполнили 58 % учащихся класса. 28 % учащихся класса проявили низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий.
4. 22 сентября 2019 года в 3 классе было организовано выполнение задания «Осенний букет» (модифицированная проба Ж. Пиаже «Ваза с яблоками»).
Данная методика проводилась с целью оценки уровня умения поставить себя на место другого человека.
Оцениваемые универсальные учебные действия: действия направленные на учет позиции собеседника (партнера).
Описание методики: детям раздаются бланки с текстом задания и рисунками
Показатели уровня выполнения задания:
1. низкий уровень – ребенок не учитывает различие точек зрения наблюдателей, рисунки одинаковые или листья на рисунке раскрашены в случайном порядке и не соответствуют позиции художника;
2. средний уровень – частично правильный ответ: ребенок понимает наличие различных точек зрения, но не любую точку зрения может правильно представить и учесть: по крайней мере на двух из четырех рисунков расположение листьев соответствует точке зрения художника;
3. высокий уровень – ребенок четко ориентируется на особенности пространственной позиции наблюдателей: на всех четырех рисунках расположение листьев соответствует позиции художников.
Критерии оценивания:
- понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственных.
- соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.
Форма (ситуация оценивания): групповая работа с детьми.
Метод оценивания: анализ рисунков.
Полученные результаты представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4.
Диаграмма показывает 100 % учащихся 3 класса смогли выполнить задание на среднем уровне. Это значит, что учащимся необходимо развивать понимание возможности различных точек зрения и позиций, т.е. преодолевать эгоцентризм, учиться ориентироваться на позиции других людей.
В целом можно сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 3 класса находится примерно на одном уровне и является невысоким.