Тема 2. Наблюдение – основной метод образования дошкольников

Цель работы – раскрыть значение наблюдений в формировании у детей реалистических представлений об окружающей среде; показать особенности использования наблюдений во всех видах воспитательно-образовательной работы (по теме).

План.

1. Особенности процесса наблюдения как сложной познавательной деятельности дошкольников (распознающее и воссоздающее).

2. Специфика наблюдений, проводимых на прогулках, занятиях, в уголках природы; требования к проведению наблюдения и его структура. 

3. Опыт работы д/сада по ознакомлению детей с живой и неживой природой, деятельности людей (на примере одной возрастной группы ДОО).

4. Изучение и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Методические указания. В процессе подготовки контрольной работы изучите по литературным источникам особенности процесса наблюдения как сложной познавательной деятельности детей; раскройте сущность распознающего и воссоздающего наблюдения за объектами и явлениями природы; длительные наблюдения за развитием роста и изменениями растений, животных; покажите, как изменяется характер наблюдений в зависимости от возраста детей; отметьте специфику наблюдений, проводимых на прогулках, занятиях, в уголках природы, укажите роль воспитателя в организации и проведении наблюдений, а также последовательное усложнение приемов, которые при этом используются: обучение наблюдению по плану, проведение элементов сравнения, поисковых вопросов, проблемных заданий, игр.

В соответствии с программами воспитателя и обучения в д/с, охарактеризуйте содержание наблюдений за сезонными изменениями в жизни живой и неживой природы, деятельности людей. Составьте перечень наблюдений на квартал для выбранной возрастной группы. Изучите умения детей вести наблюдения по предложенному воспитателем плану, используя при этом различные способы обследования растений (животных). Опишите формы фиксации наблюдений.

Подготовьте конспект по наблюдению за одним или несколькими объектами природы. Отразите в нем познавательные задачи, приемы, способствующие формированию мыслительных процессов, реалистических представлений и понятий о природе, развитию наблюдательности, воспитанию бережного отношения к природе.

Приложите к контрольной работе: конспект образовательной деятельности (занятия) по наблюдению за одним или несколькими объектами природы; рисунки детей, сделанные в результате их наблюдений, фотографии календарей природы и т.п.

 

Тема 3. Роль опытов в экологическом образовании дошкольников

Цель работы. Раскрыть значение и особенности проведения с детьми дошкольного возраста несложных опытов в природе.

Методические указания. Тема выполняется с детьми старшей и подготовительной групп.

План.

1. Значение опытов для формирования у дошкольников реалистического представления о природе.

2. Методика проведения опытов в ДОО, требования к подготовке и проведению, обеспечение безопасности детей.

3. Опыт работы д/сада по ознакомлению детей с живой и неживой природой, деятельности людей (на примере одной возрастной группы ДОО).

4. Изучение и анализ знаний детей по данной теме (одна возрастная группа), в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические указания. Изучая литературу, определите значение опытов для формирования у дошкольников реалистического представления о природе, понимание ее взаимосвязей и зависимостей для развития познавательной деятельности, наблюдательности и творческой активности; отразите методику проведения этой работы с детьми (в отношении подготовки необходимого оборудования, специфики постановки перед детьми цели и познавательных задач, последовательности выполнения действий, проведения наблюдений, их фиксации, организации и проведения кратковременных и длительных опытов, обобщения положительных результатов).

Дайте описание (для одной возрастной группы) содержания опытов с неживой природой, а также с растениями, определите познавательные и воспитательные задачи, отметьте практические действия детей, способы фиксации результатов. Составьте перспективный план проведения опытов на квартал. Составьте конспект и поставьте 3-4 несложных опыта (занятие) и опишите их, обратив внимание на то, как дети поняли задачу, носили ли их действия исследовательский характер, насколько самостоятельными были ли их выводы; отметьте вопросы и рассуждения дошкольников по поводу увиденного.

Приложите к контрольной работе: перспективный план проведения опытов (на квартал), конспект проведения опытов, фотографии или рисунки детей, сделанные в результате их наблюдений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: