Вопрос. Политическая культура: понятия, типология, структура, функции

Политическая культура – это часть духовной культуры общества, система исторически сложившихся у его сограждан политических взглядов, убеждений, традиций, нравственных норм и поведенческих установок, регулирующих поведение людей в институтах политической системы и гражданского общества. Эта совокупность ценностей, установок убеждений, ориентаций и выражающих их символов является общепринятой и служит упорядочению политического опыта в регулировании политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценность и установки, но и действующие нормы политической жизни.

В политической культуре выделяют структуру ценностных ориентаций, определяющих поведение людей в политической сфере. Г. Алмонд и С. Верба дали характеристику трех уровней ориентаций:

1. Познавательные ориентации, то есть знания о политике, в том числе о механизмах функционирования политической системы и ее отдельных институтов.

2. Эмоциональные ориентации, то есть политические традиции, ценности, идеалы и убеждения, в той или иной степени отражающие чувства людей по отношению к политической системе, субъектам политического процесса и их конкретным действиям.

3. Оценочные ориентации, отражающие личное отношение конкретного индивида к политической системе, ее отдельным элементам, политическим событиям и личностям.

Несколько иную структуру политических ориентаций представил американский исследователь политической культуры У. Розенбаум. Он выделил следующие элементы этой структуры.

1. Ориентации относительно институтов государственного управления, политического режима, относительно «входа» в политические системы и относительно «выхода» из политической системы (оценка принимаемых решений и результатов их реализации), в совокупности это получило название «ориентации относительно правительственных структур».

2. Ориентации по отношению к «другим» в политической системе, что означает политическую идентификацию индивидов, их политические убеждения и их представления об основных нормах, регулирующих деятельность политической системы.

3. Ориентации относительно собственной политической деятельности, а именно степень политической компетентности и политической действенности индивидов, адекватная оценка как своих возможностей участия в политике, так и степени влияния такого участия на политическую практику.

Некоторые ученые, например российский политолог А. И. Соловьев, выделяют в структуре политической культуры мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценностные ориентации. Мировоззренческие ориентации обусловлены философскими, религиозными, этическими воззрениями граждан. Отношение к политическому процессу на основе мировоззренческих ориентаций выстраивается с точки зрения жизненных целей и ценностей человека. Кроме ценностных ориентаций, в структуре политической культуры выделяют политические стереотипы, политические ритуалы, политические традиции, политические мифы, политическую символику и политический язык. Свою роль в политической культуре играют политические мифы, представляющие собой опирающиеся на верования статичные образы политических явлений. Для политической культуры любой крупной социальной группы присуща особая символика.

Политическая культура выполняет ряд важных общественных функций. К ним, в частности, относят:

· Функцию идентификации, реализующей потребность людей в осознании своей групповой принадлежности;

· Функцию ориентации, заключающуюся в познании сути политических явлений и понимании возможности реализации своих целей и интересов в политической сфере;

· Функцию адаптации, выражающую потребность людей в приспособлении к меняющейся социально-политической действительности;

· Функцию социализации, обеспечивающую возможность приобретения людьми навыков и качеств, которые необходимы для участия в политической жизни общества;

· Функцию интеграции (или в некоторых случаях дезинтеграции), обеспечивающую сохранение целостности государства через взаимодействие отдельных общественных групп в рамках существующих политических институтов;

· Функцию политической коммуникации, обеспечивающую взаимодействие всех субъектов политического процесса на основе общего политического языка и политической символики посредством существующих на данный момент способов общения и передачи информации.

Если применять формационный критерий типологии политической культуры, то тип политической культуры соответствует типу общественной формации. Каждая формация (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) представляет собой целостность, в которую органически вплетаются наряду с другими элементами и политические знания, убеждения, ориентации, политическая деятельность.

В современной политологии для анализа и сравнения политических культур широко используется их типология, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой.

Они выделяют три основных типа политической культуры:

1. Патриархальная политическая культура, ее основным признаком служит отсутствие в обществе, где она господствует, интереса к политической системе.

2. Подданническая политическая культура, характеризующаяся сильной приверженностью к существующим в стране политическим институтам и режиму власти, сочетающейся с низкой индивидуальной активностью населения.

3. В современном обществе господствуют и взаимодействуют два основных типа политической культуры: подданническая и активистская, или политическая культура участия.

Структура политической культуры состоит из тех же элементов, что и духовная культура общества в целом. К примеру, Н.А. Бердяев в работе «Русская идея» так характеризовал особенности духовной культуры россиян: «два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание этичности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность, эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие: искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт». Категория политической культуры многоплановая.

Политическая культура континентально-европейских стран фрагментарна. Культура общества здесь разделена или фрагментирована на множество субкультур со своими ценностями, нормами и образцами поведения, часто не совместимых друг с другом. Во фрагментарной политической культуре среди различных политических группировок нет необходимого согласия относительно основополагающих правил «политической игры». Наряду со светским восприятием политики как борьбы групповых интересов здесь ощущается сильное влияние идеологических факторов. К политическому оппоненту зачастую относятся как к врагу. Отсюда проистекает резкая поляризация электората. Политический центризм не имеет под собой сильной опоры. В результате для стран с этим типом политической культуры характерна политическая нестабильность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: