Лишенные на первый взгляд практической значимости, сновидения, как и ошибочные действия, став объектом психоанализа, позволили выявить множество новых интересных закономерностей функционирования психики (Фрейд 3., 1991; Фрейд 3., 1992).
Во-первых, эксперименты доказали, что сновидение — это способ реагирования на действующие во сне раздражители, идущие как извне, так и изнутри. Во-вторых, сновидение — это психический феномен, который продуцирует сновидец в ответ на мешающие сну раздражители. В-третьих, сновидение переживается преимущественно в зрительных образах, сопровождающихся мыслями и чувствами, которые порой трудно передать словами после пробуждения.
Сновидение как целое является искаженным заменителем чего-то другого, бессознательного, и задача толкования сновидений — обнаружить это бессознательное. Скрытое содержание сновидения можно узнать с помощью свободных ассоциаций. Психоанализ обнаружил, что сущность сновидений — не искажение. Сновидение есть прямое, неприкрытое исполнение желания сновидца, а функция сновидения — не нарушать сон, а оберегать его. Главную роль в сновидении играют две психические силы, одна из которых образует желание, проявляющееся в сновидении, а другая искажает это желание, чтобы допустить его к сознанию. В этом контексте особый интерес представляют детские сновидения — образец сновидений без искажений или с незначительными искажениями. Эти выводы согласуются с результатами экспериментов, доказавших, что при отсутствии сновидений человек не высыпается. Главной характеристикой сновидения по 3. Фрейду является то, что оно побуждается- желанием, а исполнение этого желания реализуется через содержание сновидения. То есть сновидение устраняет раздражители, нарушающие сон, путем иллюзорного переживания исполнения желания.
|
|
Процессы, вследствие которых из подавленных мыслей, соматических раздражителей, остатков дневных впечатлений формируется содержание сновидения, протекают благодаря четырем основным механизмам: сгущению, смещению, вторичной обработке и образному изображению мыслей (Фрейд 3., 1989). Сгущение — слияние различных представлений в одно целое — механизм работы сновидения, который является способом функционирования психических процессов, например, при составлении неологизмов. Сгущение может осуществляться по-разному. Иногда из всего разнообразия сохраняется лишь один элемент (тема, персонаж и пр.), многократно встречающийся в различных сновидениях. Иногда различные элементы складываются во внутренне разнородную совокупность (например, персонаж сновидения имеет черты разных людей). Иногда соединение образов может приводить к затушевыванию различий и усилению общих черт.
|
|
Цензура использует сгущение в своих целях, так как оно затрудняет толкование психических явлений. Сгущение выражается в том, что пересказ сновидения есть лишь краткий перевод его скрытого содержания. Поэтому 3. Фрейд сделал предположение, что для понимания смысла сновидения надо расспросить человека, ведь он знает, что означает его сновидение, даже если не помнит его.
Смещение — механизм работы сновидения, когда ощущение напряженности, значительности, важности какого-либо представления переходит на другие, поначалу более слабые представления, связанные с первичными ассоциациями.
Вторичная обработка заключается в перегруппировке элементов сновидения и образовании из них более или менее
гармоничного целого.
Образное изображение мыслей — превращение мыслей в зрительные образы. Для выражения отдельных элементов сновидения, особенно абстрактных понятий, существуют специальные образы. Например, нарушение супружеской верности заменяется во сне каким-либо разрывом или, например, переломом ноги.
3. Фрейд вывел три важных правила работы со сновидениями:
1. Не обращайте внимания на то, что представляет собой сновидение, будь оно понятным или абсурдным, ясным или спутанным, так как оно все равно ни в коем случае не является искомым бессознательным.
2. Ограничьте работу тем, что к каждому элементу вызовите замещающие представления. При этом не задумывайтесь о том, содержат ли они что-то подходящее или насколько они отклоняются от элемента сновидения.
3. Подождите, пока искомое бессознательное возникнет само (Фрейд 3., 1991).
Исходя из своей идеи происхождения элементов содержания сновидения, 3. Фрейд утверждает, что в каждом сновидении можно найти связь с переживаниями предыдущего дня, и рекомендует начинать толкование сновидения с этих исследований. Если сновидение вспомнилось неточно, то, возможно, произошли искажения. Главное — не исключать ни одной мысли при анализе собственных и чужих сновидений, помня, что критическое возражение никогда не бывает правильным. Мысли, которые хочется подавить, являются самыми важными, решающими для раскрытия бессознательного. Иногда рассказ о пришедших по поводу сновидений мыслей может быть длиннее рассказа о самом сновидении.
То, что пациент рассказывает о сне, называется явным содержанием сновидения, а то, к чему он приходит в результате анализа, — скрытыми мыслями сновидения. Отношения между этими содержаниями могут быть разными. Из всей массы бессознательных мыслей в явное сновидение проникает лишь их часть, как намек на них, как лозунг или сокращение в телеграфном стиле. Задача толкования — восстановить целое по частям.
При работе со сновидениями необходимо также учитывать, что, по-Фрейду, содержание сновидений происходит из реальных переживаний. Во время сна эти переживания воспроизводятся и вспоминаются, хотя после пробуждения человек может отрицать это. -
Одним из источников материала для сновидений служат события детских лет, которых человек в состоянии бодрствования может не помнить. Осознаваемые во время бодрствования мысли могут быть отодвинутыми на задний план, но воспроизводиться в сновидении. В основном же то, что занимает нас днем, владеет нашим мышлением и в сновидении (известна же пословица; курица видит во сне просо). 3. Фрейд ссыпается на исследования Пильца, который доказал, что ночью, в глубоком сне, репродуцируются впечатления последнего времени, а ближе к утру— более ранние (Фрейд 3., 1992).
В психоанализе принято считать, что сновидение никогда не занимается пустяками, так как якобы невинные сновидения оказываются серьезными после их толкования.
|
|
Все источники сновидений разбиты в психоанализе на четыре группы:
1) объективные внешние чувственные раздражения;
2) субъективные внутренние чувственные раздражения;
3) органические внутренние физические раздражения;
4) чисто психические раздражения.
ТИПИЧНЫЕ СНОВИДЕНИЯ
Несмотря на то что психоанализ не может истолковать сновидения другого человека, если тот сам не желает выяснить свои бессознательные мысли, все же существуют сновидения, которые проистекают из одинаковых для всех людей источников и имеют одинаковое для всех значение. Такие типичные сновидения заставляют признать факт существования символической связи сновидения и бессознательного. Вот некоторые из типичных сновидений.
Человек видит себя нагим, в нижнем белье или в одежде, в которой имеется какой-то непорядок. Он испытывает при этом стыд, смущение и хочет спрятаться, но не может, а окружающие совершенно безразличны к его виду. Такое сновидение — результат воспоминания детства, когда любой ребенок спокойно появлялся неодетым на людях, не вызывая у них особого возмущения. Этим сновидением на символическом уровне удовлетворяется нереализованная эксгибиционистская потребность.
Сновидения по поводу смерти близких людей делятся на две разновидности:
1) сновидения, в которых сновидец не испытывает тяжелой скорби и, проснувшись, удивляется своей «бесчувственности»;
2) сновидения, в которых горе утраты заставляет сновидца плакать, и он может даже проснуться со слезами. Сновидения первой разновидности не являются типичными. Они предназначены для прикрытия удовлетворения какого-то другого желания и имеют скрытый смысл. Если спросить сновидца, о том, кто был еще одним персонажем — участником сюжета этого сна, то окажется, что там был кто-то значимый для него. И именно ради исполнения желания, связанного с этим персонажем, и снится этот сон.
Сновидение же с болезненными переживаниями по поводу смерти близкого человека означает то, о чем говорит его содержание, — желание, чтобы этот человек умер, хотя сновидец будет протестовать против такого толкования. Однако хотя бы однажды этот человек все же испытывал подобное желание. В детстве все люди эгоистичны и стремятся к удовлетворению своих потребностей. Поэтому даже искренне любящие своих близких взрослые имеют неосознанные злые желания, проявляющиеся в подобных сновидениях, тем более что для ребенка слово «умереть» равнозначно слову «уйти».
|
|
Более того, как правило, умирающие в типичном сновидении — это лица одного пола со сновидцем. С позиции феномена Эдипова комплекса девочке, соперничающей с матерью за любовь отца, и мальчику, соперничающему с отцом за внимание матери, было бы «выгодно» устранение, соответственно, матери и отца. Все это может стать сюжетом типичного сновидения — смерть родителя как исполнение желания раннего детства.
Сновидения по поводу экзаменов связаны с воспоминаниями об учебной деятельности и имеют две особенности. Первая — такие сны видят только те, кто всегда успешно сдавал экзамены в реальной жизни. Те, кто часто проваливал экзамены, снов про экзамены не видят. Вторая — эти сны человек видит, когда боится, что какое-нибудь дело ему не удастся, когда чувствует на себе гнет ответственности. При этом человек бессознательно выбирает эпизод из своей жизни, в котором страх оказывается безосновательным и ситуация успешно разрешается. Сновидение как бы говорит: «Не бойся завтрашнего дня, вспомни, как ты боялся выпускного экзамена, который ты выдержал».
Сны, в которых человек летает, парит в воздухе, символизируют недостаточную защищенность и желание стать лучше. Ощущения, испытываемые во сне, проистекают для всех людей из одного и того же источника — из впечатлений детства от подвижных игр, когда взрослые, играя с детьми, подбрасывали их вверх, и они взлетали, испытывая легкий страх, головокружение и веселье.
По поводу полетов во сне у 3. Фрейда существует и иная точка зрения. Он утверждает, что, придавая половому органу самые существенные черты личности, такое сновидение приписывает человеку способность летать, и, следовательно, это эротический сон (Фрейд 3., 1989).
Сновидения о падении большей частью связаны со страхом и символизируют нравственное падение человека, который поддался эротическому искушению.
Поскольку в сновидениях используются символы, часто означающие одно и то же, то уместно привести их самые популярные толкования по Фрейду.
Человек обычно изображается во сне в образе дома. Дома с совершенно гладкими стенами изображают мужчин. Дома с балконами и другими декоративными выступающими элементами символизируют женщин. Короли и королевы — родителей спящего. Снящиеся разбойники, громилы, привидения — это те, кто будил ребенка, чтобы посмотреть, не испачкал ли он постель.
Все торчащие, раздутые, продолговатые, режущие и колющие предметы (палки, зонты, шары, ножи, пики, огнестрельное оружие, деревья, горы, ключи, открывающие дверь и пр.); все, из чего льется вода (чайник, водопроводный кран, фонтан и пр.); все, что может вытягиваться (висящие лампы, выдвижные карандаши и ручки, галстук и пр.); огонь; сложные машины и инструменты (например плуг); лицо человека, нога и рука; пресмыкающиеся и рыбы; грибы; шляпа и пальто; и особенно священное число «3» служат для изображения мужского полового органа.
Все, что ограничивает какое-нибудь пространство, что можно заполнить (коробки, ящики, шкафы, чемоданы, карманы, печки, шахты, пещеры, копи, здания, комнаты и пр.); сосуды (бутылки, чашки, кастрюли и пр.); корабль; подкова; очаг, окна, двери и ворота; стол и книга; башмак и туфля; улитка и раковина; часть лица — рот; здания, сад, цветы, поля и ландшафты (кроме гор и скал) — символизируют женские половые органы. Груди и ягодицы снятся в виде яблок, а волосы на гениталиях —в виде леса и кустарника.
Лестница и восхождение по ней, раздавливание, танцы, верховая езда, угроза оружием, некоторые ремесленные работы означают половой акт, а сладости — сексуальное наслаждение. Маленький ребенок символизирует половой орган как мужчины, так и женщины, а дикие звери— чувственное возбуждение. Сновидения по поводу зубов, зубной боли 3. Фрейд тоже относит к сексуальным. Они связаны с онанистическими наклонностями периода зрелости (у мужчин, возможно, с подавленными гомосексуальными наклонностями). Типичными символами онанизма являются движение, скольжение или скатывание с чего-либо и обламывание веток.
Люди, которым снится, как они плавают, с удовольствием рассекая волны, обычно страдали в детстве ночным недержанием мочи и воспроизводят в сновидении забытое приятное чувство. Любые другие сновидения по поводу воды (когда бросаются в воду, выходят из воды, спасают тонущего и т. п.) связаны с рождением.
Сновидение об опоздании на поезд связано со страхом смерти. Сновидение как бы утешает: «Не бойся, ты пока не уйдешь (не умрешь)».