Слияние (конфлюэнция)

При слиянии человек плывет по течению. Это не тре­бует от него больших затрат энергии при выборе, ему нужно лишь немного помогать течению, которое подхватывает его и несет. Поток может быть направлен не туда, куда хотел бы двигаться человек, но окружающие его люди считают выбран­ное направление верным. Поэтому он тоже принимает его за правильное.

При слиянии индивид вообще не чувствует границы между собой и средой. Части и целое оказываются неразличимыми. Человек, находящийся в состоянии патологического слияния, не знает, где заканчивается он сам и где начинаются другие. Не сознавая границу между собой и другими, он не способен на контакт с ними, но также не может и отделиться от них. Он не способен даже на контакт с самим собой, не сознает, что он хочет делать. Это патологическое слияние лежит в основе многих психосоматических заболеваний.

Патологическое слияние имеет также серьезные социаль­ные последствия. В слиянии человек требует от других людей сходства и отказывается терпеть любые различия. Это можно наблюдать у родителей, которые считают детей продолжением себя и отказываются признавать, что дети могут отличаться от них хотя бы в чем-то. Если дети не поддерживают слияния и не отождествляются с требованиями родителей, их ожидает отвер­жение: «Я не буду любить такого отвратительного ребенка!»

Ф. Перлз говорил, что если бы члены ООН ценили или хотя бы уважали различия между нациями, которые состав­ляют Организацию, контакт между ними был бы лучше. Это

дало бы больше шансов справиться с проблемами, которые беспокоят мир. Но поскольку каждая нация требует, чтобы другие разделяли ее взгляды во всех мелочах, конфликты и затруднения продолжаются.

Ретрофлексия Ретрофлексия буквально означает «взгляд в противополож­ную сторону». Ретрофлектор умеет довольно четко проводить границу между собой и средой, только проводит он ее точно посередине себя самого.

При ретрофлектированном поведении человек обраща­ется с собой так, как первоначально намеревался обращаться с другими людьми или объектами. Он перестает направлять свою энергию вовне, чтобы изменить окружающую среду в соответствии со своими потребностями. Вместо этого он направляет свою активность внутрь себя и делает объектом своих воздействий не среду, а себя самого. Таким образом он разделяет свою личность на две части — ту, которая действует, и ту, которая испытывает воздействие. Он буквально становится своим собственным худшим врагом.

Например, ретрофлектор говорит: «Я стыжусь самого себя». Или: «Мне нужно заставить себя сделать эту работу». Он делает почти бесконечный ряд утверждений такого рода, и все они основаны на удивительном представлении, что «Я» и «сам себя» — два разных человека. Здесь и начинаются проблемы. Личность теперь состоит из «Я» и «Не-Я», из себя и образа себя. Человек оказывается в таком замешательстве, что уже не способен отличить одно от другого.

Отказываясь от любых попыток влиять на окружающую среду, он переносит свою энергию вовнутрь, сурово ограни­чивая связь между собой и средой. Он может быть мишенью для самого себя, собственным Санта-Клаусом, собственным любовником и т. д. Он сжимает свою «психологическую все­ленную» до одного себя, не ожидая ничего от других. При ретрофлексии человек способен разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого. Например, человек может разговаривать сам с собой. С помощью чувства юмора он может посмотреть на себя со стороны и увидеть нелепость и абсурдность своего поведения — его наличие тоже свидетельствует о расщеплении. Чувства стыда или смущения — также проявления самонаблю­дения и самооценки.

Импульс, который был направлен на другого человека, ретрофлектор может повернуть на самого себя. Эта направлен­ность может быть либо враждебной, либо дружеской. Вспышки гнева, крики или драки последовательно искореняются. Снова возникает интроекция: «Я не должен злиться на них», позво­ляющая создать ретрофлективную оборону. Он поворачивает свою злость на себя самого.

С помощью ретрофлективной активности человек в лучшем случае производит самокоррекцию. Чаще всего эта активность приводит к жесткому ограничению собственных спонтанных реакций. При опасном напряжении чувств человек должен раз за разом останавливать себя, как если бы он отплыл слишком далеко от берега. Слишком сильно вовлеченный в ситуацию человек может быть настолько некритичным к себе, что требуется противодействие его порывам. Например, мать сдерживает себя, чтобы не ударить своего ребенка, и крепко сжимает кулаки перед собой.

Ретрофлексия становится чертой характера, когда про­тивоположные стремления человека постоянно заводят его в тупик. Тогда вместо естественной временной задержки спон­танного поведения у человека закрепляется отказ от действия. Теряется естественный ритм между спонтанным поведением и самоконтролем. Эта потеря расщепляет человека на части.

Когда ретрофлексия повторяется, человек начинает по­давлять собственные реакции на внешний мир и остается в тисках своих ни к чему не приводящих стремлений. Важно, чтобы это не фиксировалось как единственно правильный способ реагирования. Например, если ребенок по требованию строгих родителей один раз перестает плакать, он не должен приносить эту «жертву» всю оставшуюся жизнь. Главная про­блема нормального существования — научиться сдерживаться только в соответствующих ситуациях, а не навсегда отказы­ваться от того, что требовало лишь временного ограничения.

Если ребенку один раз запретили плакать, это не значит, что он не должен делать этого никогда.

Следует отметить, что мышление — это ретрофлективный процесс, тонкий способ разговора с самим собой. Однако ретрофлективное мышление может влиять на поведение, пре­рывая или замедляя его. Эта способность важна для человека, когда дело касается' вопросов, которые слишком сложны, чтобы решать их спонтанно, например, выбор профессии, будущей жены или мужа, решение сложной математической задачи, проектирование здания и т. п. Но такое торможение порой происходит, когда человек принимает самые незначи­тельные решения, например, что посмотреть в кино: триллер или комедию.

Таким образом, говоря о защитных механизмах, можно сказать, что интроектор поступает так, как хотят от него другие; проектор делает по отношению к другим то, в чем обвиняет их по отношению к себе; человек в патологическом слиянии не знает, кто для кого что делает; ретрофлектор делает для себя то, что хотел бы сделать для других.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: